СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Воздушная оболочка Земли газовый состав, строение и значение атмосферы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок. Воздушная оболочка Земли газовый состав, строение и значение атмосферы.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



























Урок географии в 6 классе

«Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы»


























Разработал учитель географии МБОУ Орловский УВК

Шеремет Р.М.



















с. Орловское 2024







6 класс География Дата___________________



Тема: Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение атмосферы.

Задачи урока:

- ознакомить учащихся со знаниями об атмосфере;

- сформировать понятие об атмосфере и ее строении.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся знакомятся с составом воздуха, строением атмосферы и характеристиками слоев, значением атмосферы для природы Земли.

Метапредметные: учащиеся формируют экологическое мышление и интерес к естественным наукам, развивают умение работать в парах, давать оценку работы товарищей и самооценку.

Личностные: учащиеся развивают учебные действия, проводят наблюдения и оформляют их результаты. Самостоятельно ставят цели и планируют работу, работают с учебником, заполняют таблицы, анализируют, сравнивают.


Оборудование: презентация, раздаточный материал – таблицы для самостоятельного заполнения

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой на работу (слайд 1)

  1. Изучение нового материала

Определение темы и целей урока

Ребята, посмотрите и скажите, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Отгадайте загадку: «Мы живем на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создает оболочку, которая называется… (атмосфера) (открыть слайд 2)

Так что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Тема урока: «Атмосфера» (слайд 3)

Что именно мы должны будем узнать об атмосфере? Предложите свои варианты.

На уроке ответим на вопросы:

  1. Что называют атмосферой?

  2. Из чего она состоит?

  3. Строение атмосферы.

  4. Значение атмосферы для Земли. (Цели урока открываем на слайде 4)


Определение понятия «атмосфера»

А что же такое атмосфера? (слушаем разные версии, выбираем лучшую и записываем в тетрадь)

Атмосфера – воздушная оболочка Земли (открыть слайд 5)

Этот термин предложил М.В. Ломоносов в 1775 году.

Ребята, а какие еще оболочки Земли вы знаете?

Литосфера (дать определение)

Гидросфера (дать определение)


Состав атмосферы

Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?

(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот) Открываю слайд 6 – диаграмма по щелчку. Интересно, каков состав атмосферы и какую долю занимает каждый из газов в атмосфере?

  • КислородВоздух невидим. Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно – 21%)

  • Углекислый газ

Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений не было бы фотосинтеза. Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%. Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)

Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере.

  • Азот

Итак, кислорода в атмосфере 21%, углекислого газа 0,03%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на стр.126

(Азот, его 78%)

Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Почему умерла мышка? (Не было кислорода). Сейчас утверждают, что азот, напротив, один из самых важных элементов в живых существах. Без него не было бы ни белков, ни ДНК. Азот из воздуха улавливают почвенные бактерии и превращают его в соли, а растения впитывают его корнями из почвы.

  • Примеси воздуха

А что же еще входит в состав атмосферы? Остается почти 1% каких-то газов.

Озон – это видоизмененный кислород, его молекулы состоят не из двух, а из трех атомов. Образуется из кислорода при грозе.Какую он играет роль?

Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак.

А какие твердые частички есть в воздухе? Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, и микроорганизмы. Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков.


Строение атмосферы

По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно с текстом стр. 127 и рисунком 57.(слайд 7)


Строение атмосферы (вопросы)


1. Как называется самый нижний слой атмосферы? Какова его толщина на полюсах и над экватором? (Тропосфера; на полюсах 8-10 км, над экватором 16-18 км. Этот слой содержит 4/5 всего атмосферного воздуха)

2. Какой слой атмосферы называют фабрикой погоды? Где расположен этот слой? Почему его так называют? Приведите два-три доказательства, что это действительно верное утверждение. (Это тропосфера – нижний слой атмосферы. Доказательства того, что тропосфера – фабрика погоды:

- Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли

- Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки.

- Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух.)

3. Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы? На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя? (Это стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над полюсами или экватором; верхняя граница – на высоте 55 км.)


Заполнение таблицы (проверка слайд 8)

Значение атмосферы


По учебнику стр.127 прочитайте о значении атмосферы на нашей планете и выпишите в тетрадь значение атмосферы (слайд 9)

-Защита от вредного солнечного и космического излучения;

-условие для жизни растений и животных;

-защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;

-условие для образования звуков, ветров, осадков;

-возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)

-защита от падения метеоритов (слайд 10)


  1. Из истории изучения


Ребята, как же шло изучение атмосферы (слайды 11, 12)

Первые путешественники на воздушном шаре Французы Жозеф и Этьен Монгольфье сделали первый в мире воздушный шар из бумаги и ткани, а поднимал его нагретый жаровней воздух. Пробный полет состоялся в 1783 г. в Париже при стечении народа: шар воспарил на 2 км!

Первый шар, наполненный водородом, запустил в том же году парижский профессор Жак Шарль, но прорезиненный шелк оболочки на высоте 1 км лопнул (слайд 13)

В ноябре 1783 г. первый полет аэростата состоялся и в России.

Аэростаты в 1870 г. доставляли почту и продовольствие в осажденный прусской армией Париж.

1897 г. - три смельчака полетели на Северный полюс, но этот шар пропал без следа.

В марте 1999 г. Брайан Джонс и Бертран Пикар совершили первое кругосветное путешествие на воздушном шаре «Брейтлинг Орбитер 3», облетев землю за 19 дней (слайд 14)

С какими же трудностистолкнулись путешественники? (слайд 15)


  1. Закрепление

Ответьте на вопросы (слайд 16):

  1. Какого газа в воздухе больше всего? (Азота)

  2. Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза? (Углекислый газ)

  3. Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания? (Кислород)

  4. Почему озоновые дыры – это опасное явление? (УФ-лучи губительны для жизни)

  5. Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами? (Тропосфера)

  6. Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? (Там разреженный воздух, и горение топлива было бы невозможно)


  1. Рефлексия.

Подведите итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты? (слайд 17) Кому, на ваш взгляд, можно сегодня поставить оценки за урок? Какие оценки вы поставили бы себе сами?

  1. Домашнее задание (слайд 18)

§ 38 (прочитать)

Выполнить задания 1 и 5 (стр.128)

Найти в интернете информацию о характеристиках верхних слоев атмосферы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!