Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.
Целеполагание в образовании
– это процесс установления
и формулирования
учениками и учителем
главных целей и задач
обучения на определенных
его этапах.
- В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении
- личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм),
- метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации),
- предметных (приобретение
знаний и умений по данному предмету)
результатов образования.
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.
Учащиеся учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?
Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока: мы транслируем свою цель и создаём условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока должна возникнуть внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, побуждение: узнать, найти, доказать.
Цели должны быть:
- понятны, осознаны;
- реальны, достижимы (указывают на
конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны
(определяют конкретные действия по их
достижению);
-диагностичны (поддаются измерению,
определению соответствия им результатов
учебной деятельности).
Приведем пример : урок истории по теме «Реформы Петра I».
Учебные цели, не соответствующие
системно –деятельностному подходу
Учебные цели должны звучать так:
1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I привели к укреплению царской власти.
2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.
1.Выбрать государственные реформы, проведенные Петром I.
Эти цели описывают процесс урока.
3.Формировать оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.
2.Сгруппировать обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.
Совершенно не ясно, как будет достигаться результат.
Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.
3.Указать не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.
В организации урока данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность:
- «мозговой штурм»;
- формулировка темы в виде вопроса;
- проблемная ситуация;
- построение ассоциативного ряда;
- противоречие между имеющимися знаниями и
необходимым;
- диалог;
Постановку целей ученики могут осуществлять под нашим руководством на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть.
При достижении результатов
проводится рефлексия
деятельности, то есть оценка
соотношения полученных
результатов и заявленной
цели.
Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
Некоторые приемы целеполагания, которые мы используем:
Ø Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность
Ø Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводим к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ø Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Ø Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Ø Работа над понятием
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и задание объяснить значение слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока
" Оттепель" в духовной жизни. Далее, от значения слова определяется цель урока.
Ø Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим Изучим Узнаем Проверим
С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.
Вывод:
Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока способствует достижению планируемых результатов.
Спасибо за внимание!