СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка

Просмотр содержимого документа
«Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.»

Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.

Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах.  В соответствии с ФГОС  цель урока  заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм),  метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации),  предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока  – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.  Учащиеся учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?

Целеполагание в образовании

– это процесс установления

и формулирования

учениками и учителем

главных целей и задач

обучения на определенных

его этапах.

  • В соответствии с ФГОС  цель урока  заключается в достижении
  • личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм),
  • метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации),
  • предметных (приобретение

знаний и умений по данному предмету)

результатов образования.

Задачи урока  – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Учащиеся учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию?

Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока: мы транслируем свою цель и создаём условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной.  Именно на данном этапе урока должна возникнуть внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, побуждение: узнать, найти, доказать.

Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре урока: мы транслируем свою цель и создаём условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока должна возникнуть внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, побуждение: узнать, найти, доказать.

 Цели должны быть: - понятны, осознаны; реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их  достижению); -диагностичны (поддаются измерению,  определению соответствия им результатов  учебной деятельности).

Цели должны быть:

- понятны, осознаны;

  • реальны, достижимы (указывают на

конкретные результаты обучения);

  • инструментальны, технологичны

(определяют конкретные действия по их

достижению);

-диагностичны (поддаются измерению,

определению соответствия им результатов

учебной деятельности).

Приведем пример :   урок истории по теме «Реформы Петра I». Учебные цели, не соответствующие системно –деятельностному подходу Учебные цели должны звучать так: 1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I  привели к укреплению царской власти. 2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований. 1.Выбрать государственные реформы, проведенные Петром I. Эти цели описывают процесс урока. 3.Формировать оценочные суждения  на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода. 2.Сгруппировать обычаи, выделив существовавшие до Петра I  и введенные им. Совершенно не ясно, как будет достигаться результат. Названные цели измеряемы, конкретны и понятны. 3.Указать не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.

Приведем пример :   урок истории по теме «Реформы Петра I».

Учебные цели, не соответствующие

системно –деятельностному подходу

Учебные цели должны звучать так:

1.Разъяснить учащимся, что реформы Петра I  привели к укреплению царской власти.

2.Раскрыть прогрессивный характер петровских преобразований.

1.Выбрать государственные реформы, проведенные Петром I.

Эти цели описывают процесс урока.

3.Формировать оценочные суждения  на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.

2.Сгруппировать обычаи, выделив существовавшие до Петра I  и введенные им.

Совершенно не ясно, как будет достигаться результат.

Названные цели измеряемы, конкретны и понятны.

3.Указать не менее 6 признаков, характеризующих реформы Петра I.

В организации урока данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность: - «мозговой штурм»; - формулировка темы в виде вопроса; - проблемная ситуация; - построение ассоциативного ряда;  противоречие между имеющимися знаниями и  необходимым; - диалог;

В организации урока данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность:

- «мозговой штурм»;

- формулировка темы в виде вопроса;

- проблемная ситуация;

- построение ассоциативного ряда;

  • противоречие между имеющимися знаниями и

необходимым;

- диалог;

Постановку целей ученики могут осуществлять под нашим руководством на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть.  При достижении результатов  проводится рефлексия  деятельности, то есть оценка  соотношения полученных  результатов и заявленной  цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Постановку целей ученики могут осуществлять под нашим руководством на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть.

При достижении результатов

проводится рефлексия

деятельности, то есть оценка

соотношения полученных

результатов и заявленной

цели.

Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Некоторые приемы целеполагания, которые мы используем:

Некоторые приемы целеполагания, которые мы используем:

Ø    Тема-вопрос      Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность

Ø    Тема-вопрос

     Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность

Ø    Подводящий диалог     На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводим к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ø    Подводящий диалог

    На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводим к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ø    Ситуация Яркого пятна      Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.  Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Ø    Ситуация Яркого пятна

     Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.

Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Ø    Группировка      Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос:

Ø    Группировка

     Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.      

Ø Работа над понятием Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и задание объяснить значение слова или отыскать в

Ø Работа над понятием

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и задание объяснить значение слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока

" Оттепель" в духовной жизни. Далее, от значения слова определяется цель урока. 

 Ø Домысливание 1. Предлагается тема урока и слова

Ø Домысливание

1. Предлагается тема урока и слова "помощники":

Повторим Изучим Узнаем Проверим

С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.

Вывод: Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока способствует достижению планируемых результатов.

Вывод:

Вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока способствует достижению планируемых результатов.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!