Тема урока: Восток и Запад в диалоге культур
Восток и Запад в диалоге культур.
«Мир искони делится на две части — Восток и Запад. Это не только географическое деление, но также и порядок вещей». П.Я. Чаадаев.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножия престола Божия
В день Страшного суда...»
Джозеф Редьярд Киплинг «Баллада о Востоке и Западе»
Проблемные вопросы:
- В чем различия между Востоком и Западом.
- Возможен ли диалог между Востоком и Западом?
- Какое место в диалоге культур занимает Россия?
Сравнение типов цивилизаций
Критерии
сравнения
Запад
Отношение человека к природе
Восток
Отношение человека к власти и государству.
Россия
Система ценностей и жизненных смыслов.
Характер социальной динамики
Другие критерии.
«Природа не храм, а мастерская и человек в ней работник.»
Иван Сергеевич Тургенев
«Все стремления и усилия природы завершаются человеком; к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.»
Александр Иванович Герцен
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача.»
Иван Владимирович Мичурин
Ива склонилась и спит, И кажется мне, соловей на ветке - Это её душа.
Желтый лист плывет
У какого берега, цикада,
Вдруг проснешься ты .
И осенью хочется жить Этой бабочке: пьёт торопливо С хризантемы росу.
… ..Как в смирительную рубашку Мы природу берем в бетон. И во мне, вот по тем же законам, Умиряется бешеный пыл. Но и все ж отношусь я с поклоном К тем полям, что когда-то любил. В те края, где я рос под кленом, Где резвился на желтой траве,— Шлю привет воробьям и воронам И рыдающей в ночь сове. ( С. Есенин)
- Вспомните, что послужило главной причиной создания государства на Востоке?
- Как возникли Древний Египет, Двуречье, Древняя Индия, Древний Китай?
- Охарактеризуйте характер власти древних восточных государств
- Вспомните. Что такое греческий город- полис?
Источники власти
Народ
Бог
(Теория общественного договора)
(Теократическая теория )
Соотношение власти и закона
Власть подчинена закону
Закон подчинен власти
Демократия
Деспотия
Западные демократии
Восточные деспотии
«За деревьями не видно леса» «За лесом не видно деревьев»
Система ценностей и жизненных смыслов.
- уважение к закону,
- активность ,
- созерцательность,
- рациональность,
- духовность,
- авторитет,
- доказательность.
- коллективизм,
- гражданство,
- свобода,
- взаимопомощь,
- индивидуализм,
- самопожертвование,
- уважение к власти,
“ У каждого в пути свой неповторимый путь. Река Пути течет и направляет твою лодку по пути, который ведом только ей самой”.
Лао Цзы
«Запад есть Запад, Восток есть Восток,
Не встретиться им никогда.
Лишь у подножия престола Божия
В день Страшного суда...»
Джозеф Редьярд Киплинг «Баллада о Востоке и Западе»
- В чем различия Востока и Запада?
- Какими ценностями могут обменяться Восток и Запад?
- Нужен ли диалог Востока и Запада?
- Проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета , голод и неграмотность ;
- угроза термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов.
- катастрофическое загрязнение окружающей среды ;
снижение биоразнообразия ;
- обеспечение человечества ресурсами , исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;
- глобальное потепление ; озоновые дыры ; загрязнение морей и океанов, парниковый эффект, кислотные дожди;
- проблема сердечно-сосудистых , онкологических заболеваний и СПИДа ;
- демографическое развитие ( демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод;
- терроризм
- насилие и организованная преступность.
Глобальные проблемы современности
«Но нет Востока, и Запада нет, что-
Племя, родина, род, Если сильный с сильным лицом к лицу
У края земли встаёт»
Джозеф Редьярд Киплинг «Баллада о Востоке и Западе»
Японская «КНИГА О ЧАЕ»
«Мы долго шли разными путями, но почему бы нам не дополнить друг друга? Европейцы извлекли из экспансии выгоду, но потеряли покой. Мы взлелеяли гармонию, а она не сумела противостоять силе извне…. Так не лучше ли нам просто встречаться время от времени за чашкой чая?»
Японская «КНИГА О ЧАЕ»
Домашнее задание:
- Параграф 11,12.
- Задание к параграфу 2,3.