СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока. «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»

Цели урока:

Изучить особенности состава, географического положения, сформировать знания учащихся об особенностях природы Восточной Сибири.

Задачи урока.

Образовательные:

- учить определять особенности географического положения, природы, состава региона, климата;

- сформировать представление о природе Восточной Сибири как одного из крупнейших регионов, показать ее своеобразие.

Развивающие:

-развивать умение анализировать материал;

- совершенствовать умения работы с тематическими картами;

- работать над развитием речи;

- развивать навыки работы с интернет - ресурсами;

- способствовать развитию интереса к процессу обучения;

Воспитательные:

- развивать умение работать в группах;

- воспитывать культуру поведения на уроке;

Универсальные Учебные Действия (УУД):

  • Личностные: осознать необходимость изучения Восточной Сибири

  • Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

  • Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, браузер для работы в Интернете.

Оборудование на случай, если техника подвела: иллюстрации с магнитами, магнитная доска, карточки с индивидуальными заданиями, настенные карты России: физическая, климатическая, тектоническая.

Краткая характеристика файлов: К уроку создана презентация в программе Power Point, которую учитель может использовать для демонстрации материала.

Повторение дз

Мы продолжаем путешествовать по нашей стране и покоряем природные районы нашей необъятной страны . Покоряя вершину путешественники водружают флаг своей родины. Мы сегодня на карте отметим те территории России которые мы уже изучили, поместим на них флаг Шумихинского района и флаг Курганской области.

Задание: Узнай территорию по описанию

  1. Самая плоская равнина России( Западно сибирская

  2. Природный район делит материк Евразию на 2 части света Европа и Азия(Урал)

  3. Равнина расположенная на востоке Европы( Русская равнина)

  4. 18 марта 2014 года произошло важное историческое событие для России, которое увеличило площадь России на 27 тыс. кВ. км. ( Присоединение Крыма) Этот полуостров расположен на Юго- западе России между Черным и Азовским морями.

  5. Назовите природный район где расположены самые высокие горы России (самые молодые) Кавказ.

После каждого ответа Ученик прикрепляет Флаги.

2. Актуализация знаний

Учитель: сегодня на уроке мы с вами познакомимся с тем регионом, где:

  • Есть самое глубокое и пресноводное озеро в мире;

  • Где расположена самая крайняя северная точка Азии;

  • Где наблюдается абсолютный минимум температуры воздуха;

  • Где расположен полюс холода г. Оймякон

  • Здесь добывают примерно 99% всех алмазов России

Назовите регион, который мы начнем изучать сегодня на уроке

Тема урока «Восточная Сибирь: величие и суровость природы»

План урока:

  1. Особенности ГП и его состав;

  2. Освоение территории;

  3. Особенности природы.

Объяснение хода урока

Вы уже многое знаете, умеете работать с учебником, картами, атласом, находить дополнительную информацию. А сегодня на уроке мы будем добывать знания, опираясь на ваши знания и умения. Согласны?

3. Изучение нового материала.

  1. Особенности ГП. Состав территории.

Слайд 4 . Особенности ГП. Состав территории.

- Наше знакомство с Восточной Сибирью начинается с определения географического положения, состава региона. Ваша задача выделить особенности географического положения и состава территории.

- Ребята, (слайд), вставьте в текст пропущенные слова пользуясь с текстом учебника. Параграф 44 стр. 215

Восточная Сибирь занимает площадь более __________. Здесь находится самая северная точка Азии - _______. На севере границей служит __________, на юге граничит с ___________ и ________.

В состав региона входят: 1)____________, 2)__________,

3) ______________, 4)______________, 5) __________,

6)_____________, 7) ________.

Протяженность территории с севера на юг более ______________.


Восточная Сибирь занимает площадь более __7 млн. кВ. км. Здесь находится самая северная точка Азии – м. Челюскин. На севере границей служит сев. Лед. океан, на юге граничит с монголией и китаем

В состав региона входят: 1)_республика Бурятия(Улан-Удэ)

2)Республика Тыва(Кызыл)_,

3)республика Хакасия(Абакан)

4)Забайкальский край(Чита),

5)Красноярский край( Красноярск),

6)Иркутская область(Иркутск),

Протяженность территории с севера на юг более 3 тыс. км

Учитель: а теперь покажите по карте субъекты, которые входят в состав Восточной Сибири.

Учитель: задание: на контурных картах отметьте административные центры данных субъектов. Назовите и их. Первая тройка – это претенденты на хорошие оценки.

Учитель: поднимите руки, у кого готовы ответы.

  1. История освоения Восточной Сибири. Работа с текстом учебника.

Учитель: закончили изучение ГП и состав региона. А теперь приступаем ко второму вопросу – это история освоение и заселение территории Восточной Сибири

Прежде чем мы перейдём к следующему пункту плана. Послушайте сообщение:

У Лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом….

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…..

Кто автор этих строк?

К какой поэме написан этот эпиграф?

Какое отношение они имеют к нашей теме

Что такое лукоморье и где оно находится

Оказывается прямое. Найдите на карте город Туруханск. В 1602 году это место называлось Мангазея. Так вот именно Мангазея по преданию и есть сказочное Лукоморье, описанное Пушкиным.

А само слово Лукоморье - это заповедное место на окраине вселенной. Где стоит мировое древо-ось мира, по которой можно попасть в другие миры. Лукоморье-это изгиб морского берега. (излучина).


А сейчас с помощью учебника вам нужно будет заполнить таблицу

XV век

Первые походы русских в Западную Сибирь и появление первых сведений и Восточной Сибири. В русских летописях появилось название «Сибирская земля»

1601 год

Год основания города Мангазея

1609 год

Основано Туруханское зимовье

1782 год

Мангазея переименованная в Туруханск

1628г

Год основания Красноярска

1630 – 1649 годы

Проникновение казаков с Енисея в бассейн Лены и дальше на восток

1631 год

Год основания Братского острога на Ангаре

XVIII век

Включение Восточной Сибири в состав России


Конец XVIII века


На территории Восточной Сибири преобладающим стало русское население

Сделайте вывод, почему русское население так быстро продвигалось на восток?

(Местные племена были малочисленны и враждовали между собой, а так же и тем , что значительные территории были вообще никем не освоены и не кем не заняты).

Физминутка

  1. Особенности природы.

Учитель: познакомимся с особенностями природы: многоводные реки, бескрайняя тайга, горные массивы и плоскогорья, занимающие 3/4 всей территории, низменные равнины тундровой полосы — такова Восточная Сибирь.

Учитель: каким цветом обозначены равнины и горы на карте? Какая форма рельефа преобладает на территории региона? Используя атлас (физическую карту России) найдите и перечислите гор и низменностей.

Работа проходит по группам. Каждая группа получает задание, на выполнение которого отводится 15 минут. Каждая группа определяет особенности рельефа и тектоническую структуру этой формы рельефа

(Приложение 1)

2.Показываем формы рельефа по атласу и настенной карте России.

3.Почему рельеф Восточной Сибири столь разнообразен?

Так как здесь есть и равнины и горы.

1 группа. Средняя Сибирь

Форма рельефа

Тектоническая структура

Горы Бырранга

Мезозойская складчатость

Северо- сибирская низменность

Опущенные блоки фундамента

Среднесибирское плоскогорье

Сибирская платформа

Плато путорано

Куполообразное поднятие

Анабарское плато

Анабарский щит

2 группа Северо- восточная Сибирь

Форма рельефа

Тектоническая структура

Верхоянский хребет

Мезозойская складчатость

Хребет черского

Мезозойская складчатость

Яно-Индигирская низменность

Опущенные блоки фундамента

3 группа горы южной Сибири

Форма рельефа

Тектоническая структура

Алтай

Герцинская. Байкальская складчатость

Западный и восточный саян

Каледонская

Алданское нагорье

Алданское нагорье

Найдите на изучаемой территории максимальные отметки и определите высоту гор, тип равнин.

Г.Бырранга- 1146 м-средние

Г.Камень-1701- средние

Г Победы-3003-высокие

Г. Алтай-5506 –высокие

Среднесибирское плоскогорье, т.к. 500-700 м



2. причина разнообразия рельефа: Разнообразие заключается в том, что Восточная Сибирь отличается большой приподнятостью над уровнем океана.

Мы уже знаем высоту над уровнем моря Среднесибирского плоскогорья.

Почему Среднесибирское плоскогорье выше Русской равнины?

Самостоятельно изучают текст учебника, сравнивают карты атласа, дают предполагаемые варианты ответов.

В основании лежит Сибирская платформа. Она поднималась более активно, здесь находятся разливы магматических излившихся пород ступенчатой формы-траппы.

Траппы настолько достигают гигантских размеров, что они видны из космоса. Подтверждение этому - фотография на слайде./Слайд

Вы определили. Что горы Южной Сибири сформировались в палеозое: байкальская, герцинская, мезозойская складчатости. Почему тогда здесь часты землетрясения?

За последние 200 лет в горах Байкала произошло примерно 800 землетрясений (до 9 баллов)

(Они продолжают формироваться и в альпийское горообразование)

Какие полезные ископаемые встречаются в регионе? Природные богатства имеются в каждом регионе, но у каждого региона есть то чем он может гордиться. Например, Западная Сибирь гордиться тем, что здесь находятся огромные мировые запасы газа и нефти, а чем может гордиться Восточная Сибирь – алмазы. (Алмаз!)

Закрепление : тест «Улыбка»



1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А +

а

а

а

А+

б

Б+

б

Б+

б

в

в

В+

в

в









  1. Восточная сибирь занимает площадь

А)7млнкв.км

Б) 15 кв.км.

В) 3млн кВ.км

2. Назовите крайнюю северную точку Азии

А) мыс Дежнева

Б) мыс Челюскин

В) горы Базардюзю

3. Назовите самое глубокое озеро в мире расположенное в восточной Сибири

А) оз Танганьика

Б) Телецкое озеро

В) оз Байкал

4. Мангазея, основанная в 1601 году в Западной Сибири, была перенесена позднее к устью Нижней Тунгуски и переименована в 1782 году:

А) в Красноярск Б) в Туруханск В) в Братск

5. Среднесибирское плоскогорье расположено:

А) на древней платформе Б) на складчатой области В) на молодой плите

Соедините правильные ответы красной линией. Если все ответы верны то получилась «улыбка»

Домашнее задание: параграф 44 приготовить презентации

Город Оймякон - Арина

Кемберлитовая трубка мира - Денис

Оз байкал- Артем

Якутские Алмазы - Вика

Бодайбо- центр золотодобычи – Валя

Минусинская котловина - Максим











1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А

а

а

а

А

б

Б

б

Б

б

в

в

В

в

в

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А

а

а

а

А

б

Б

б

Б

б

в

в

В

в

в

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А

а

а

а

А

б

Б

б

Б

б

в

в

В

в

в

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А

а

а

а

А

б

Б

б

Б

б

в

в

В

в

в

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А

а

а

а

А

б

Б

б

Б

б

в

в

В

в

в

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А

а

а

а

А

б

Б

б

Б

б

в

в

В

в

в

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

А

а

а

а

А

б

Б

б

Б

б

в

в

В

в

в




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!