СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 7 классе по теме "Восточная" партитура Н.Римского-Корсакова

Просмотр содержимого документа
««Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»»

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

Цели урока:

  • Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

  • Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

  • Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

  • Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть. (слушание).

  • Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение).

  • В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение).

  • Ю. Визбор. Милая моя (пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  • О чём шла речь на прошлом уроке? (Программность значительно расширяет музыкальный образ, внося в него смысловой подтекст, который только в одной музыке мы бы не уловили.)

  1. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

  1. Работа по теме урока.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844 – 1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род – это сказка, былина и непременно русские». Композитора вдохновляла красота народного искусства: песен, сказаний, обрядов. Страницы русской истории, экзотические образы Востока, картины природы словно оживают в музыке Римского-Корсакова.

Ещё мальчиком полюбил море. Римский-Корсаков поступает учиться в Морской корпус, по окончании которого совершает кругосветное плавание, ставшее источником творческой фантазии на многие годы.

Сблизившись с М. А. Балакиревым, молодой офицер овладевает основами композиторского мастерства, входит в кружок «Могучая кучка».

Николай Андреевич Римский-Корсаков – создатель 15 опер, очень разнообразных по содержанию. В первой опере – «Псковитянка» (1872) – повествуется о драматических событиях, связанных с образованием единого Русского государства. Особенно притягивают композитора сказочные образы. В операх, написанных по повестям «Майская ночь» и «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя, мягкий, светлый юмор сочетается с поэтичностью вымысла. Опера «Снегурочка» (по «весенней сказке» А. Н. Островского, 1881)показывает жизнь сказочных берендеев неотделимой от природы, её одушевлённых фантастических сил.

Композитора привлекает былина о новгородском гусляре Садко (симфоническая картина «Садко» и написанная в 1896 г. одноимённая опера), старинные легенды («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», 1904).

В поздних сказочных операх «Кащей Бессмертный» (1902) и «Золотой петушок» (1907) в иносказательной форме выражается отношение композитора к содержанию. А в операх «Царская невеста» (по драме Л.А. Мея, 1898), «Моцарт и Сальери» (по одноимённой трагедии А.С. Пушкина, 1897) в центре внимания оказывается драма отдельных личностей, их трагическая судьба.

Ярко проявился талант Римского-Корсакова и в инструментальной музыке. В фрагментах из опер (например, «Три чуда» и- «Сказка о царе Салтане») и в программных симфонических произведениях («Шехеразада», «Испанское каприччио») чарующими красками оркестра создаются картины морских просторов, битв, волшебных превращений… Из камерных сочинений наибольшую художественную ценность представляют романсы (всего 79).

Не только творчество, но и вся деятельность Римского-Корсакова стала украшением русской музыкальной культуры. Много сил и времени он отдал завершению произведений А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского, обработке народных песен.

Большая общественная деятельность, выступления в качестве дирижёра сочетались у композитора с педагогической работой в Петербургской консерватории. Среди его учеников – А. К. Лядов, А. К. Глазунов, С.С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский и другие.

В 1905 г. Римский-Корсаков выступил на стороне революционно настроенных студентов, за что был исключён из состава профессоров. Возвращение его в консерваторию явилось крупной победой демократических сил.

Испытав воздействие прогрессивных идей своего времени, Римский-Корсаков в музыке выразил веру в торжество добра и красоты.


Есть в музыке произведения, обладающие и более конкретным программным содержанием. Одно из них – симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шехеразада» написанная по мотивам сказок из арабского сказочного сборника «Тысяча и одна ночь».

Это одна из наиболее ярких «восточных» партитур, погружает нас в атмосферу звучания восточной музыки с её характерными интонациями и прихотливыми мелодическими изгибами, с инструментальными тембрами, воссоздающими сказочный, почти фантастический музыкальный колорит.


Программное вступление:

Султан Шахриар, убеждённый в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жён после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал её казнь и наконец, совершенно оставил своё намерение. Много чудес рассказывала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку, рассказ в рассказ.


Некоторые наиболее яркие эпизоды чудесных сказок Шехеразады стали основой симфонического сочинения Римского-Корсакова. Несмотря на то что в сюите много самостоятельных эпизодов, героев, музыкальных тем, сюита объединена единым замыслом, который подчинён образу главного рассказчика – Шехеразады. Ведь это она, обладая огромной эрудицией и богатейшим воображением, сумела не только спасти свою жизнь, но и создать огромный волшебный мир, полный невероятных чудес и приключений.

Римский-Корсаков называет эпизоды, использованные им в качестве программы для отдельных частей: море и корабль Синдбада, фантастический рассказ Календера-царевича, царевич и царица, багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу.

Музыкальное повествование строится как череда сказочных картин и главных героев с их характерными музыкальными темами. В теме Шахриара – повелительный унисон деревянных духовых инструментов, рисующий образ сильного и властного султана, могучего владыки своего государства, вольного свободно распоряжаться жизнью и смертью своих подданных.

А вот тема Шехеразады нежная и томная, исполненная певучей скрипкой solo.В ней слышится и волшебство арабской ночи, и чарующий голос молодой рассказчицы, и полный таинственности колорит дивных восточных повествований.

В соответствии с программным замыслом есть в сюите и другие темы: мы слышим то рокот морских волн, то шумную суету многолюдного восточного города, то неторопливые интонации рассказчиков – самой Шехеразады и царевича Календера.

При всей содержательной цельности этого произведения, возникшего под влиянием определённого литературного первоисточника, мы можем сравнить его с красочной мозаикой разнообразных сказочных рисунков, образов, картин.

  • Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехеразада». I часть. (слушание).

Вокально-хоровая работа.

  • Е. Подгайц. Осенний вокализ (пение).

  • В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня (пение).

  • Ю. Визбор. Милая моя (пение).



  1. Итог урока.

Конкретизирующая программность в значительно большей степени влияет на характер музыки, чем общая идея, выраженная в названии или эпиграфе (как в пьесах из цикла «Времена года» П. Чайковского).

  1. Домашнее задание.

Кратко законспектировать биографические данные о композиторе Н. А. Римском-Корсакове.

Выучить текст песен.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!