СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восстановление и развитие военно-промышленного потенциала предприятий Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

восстановлении и развитии военно-промышленного потенциала предприятий Ульяновской области в годы ВОВ

Просмотр содержимого документа
«Восстановление и развитие военно-промышленного потенциала предприятий Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны»

Тема: «Восстановление и развитие военно-промышленного потенциала предприятий Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны»


Во многих войнах прошлого и особенно ХХ века исход важнейших сражений и битв и в целом вооруженного противоборства государств был самым тесным образом связан с состоянием и возможностями их тыла, экономики. Хотя достижение победы в той или иной операции зависело от ряда других важных факторов, успеха, как правило, добивалась армия, оснащенная современными средствами вооруженной борьбы и опиравшаяся на крепкий, организованный тыл, на достаточно мощный военно-экономический потенциал.

В процессе индустриализации страны в предвоенные годы ценой огромного напряжения удалось создать оборонную промышленность, которая по темпам роста валовой продукции опережала другие отрасли индустрии. Если за три года третьей пятилетки (1938—1940 гг.) ежегодный прирост продукции всей промышленности СССР составлял в среднем 13%, то оборонной — 39%. Такое форсированное развитие военного производства диктовалось необходимостью всемерного повышения обороноспособности СССР в условиях все возраставшей угрозы фашистской агрессии.1

Как и в других городах и населённых пунктах, с первых дней войны началась перестройка работы предприятий на военный лад. Одним из ключевых предприятий оборонного комплекса стал патронный завод им. Володарского, где наращивались темпы выпуска патронов. За 1941 год завод увеличил производственную мощность завода.2 В 1943 году объём производства по сравнению с 1940 годом вырос в пять раз, выпуск продукции каждого работающего увеличился в четыре раза.3

Ноябрь и декабрь 1941 года были самыми критическими в промышленном производстве СССР. На оккупированной к ноябрю 1941 г. территории СССР до войны проживало около 40 % населения страны, производилось 63 % угля, 68 % чугуна, 58 % стали, 60 % алюминия, 38 % зерна, 84 % сахара. Эвакуированные предприятия ещё не вступили в строй. Валовая продукция промышленности с июня по ноябрь 1941 г. уменьшилась в 2, 1 раза, а производство чёрных металлов в декабре 1941 г. в 3,1 раза, проката цветных металлов – в 430 раз, шарикоподшипников- в 21 раз и т.д. Без подшипников и проката цветных металлов невозможно было выпускать самолёты и многие другие виды военной продукции.4

Война вносила существенные изменения в работу завода ЗИС. В первые же недели автозавод начинает изготовлять инструменты и оснастку для выпуска вооружения и боеприпасов, поковки и литье для авиационных и танковых заводов. Практически на предприятии не оставалось цехов, которые не получили бы военных заказов. Главной задачей было производство машин, крайне необходимых фронту. Начинается освоение и серийный выпуск автомобилей ЗИС- 22 с двумя ведущими осями, ЗИС – 54 с санитарным оборудованием, полугусеничного вездехода ЗИС – 22М.5

В первую очередь по оборонной промышленности необходимо было расширять производственные мощности предприятий, полностью запустить станочное оборудование.6

Ответственными за подготовку к пуску эвакуированных предприятий горкомом ВКП (б) назначались руководители предприятий и секретари парторганизаций. Им было поручено в кратчайшие сроки закончить работы, сочетая одновременно строительно - ремонтные работы с монтажными работами и пуском в эксплуатацию оборудования. Руководители, срывающие сроки ввода в эксплуатацию, привлекались к строжайшей ответственности.7

Завод ЗИС в соответствии с предложением правительственной комиссии был обязан в пятидневный срок до 13 декабря разгрузить полностью прибывшие вагоны с оборудованием, ежедневно разгружая 155 вагонов, свыше 855 вагонов. Но данный план был не выполненен. С 7 декабря по 19 декабря 1941 г. было разгружено 337 вагонов. Основными причинами плохой разгрузки оборудования и материалов завода ЗИС и невыполнение распоряжения являлась нехватка разгрузочного механизма, а также отсутствовали для их работы параллельные железнодорожные пути.8

В 1942 году завод приступил к серийному выпуску продукции. За 1 квартал план был выполнен на 137, 6 %, за 2 квартал выполнение плана проходило неудовлетворительно: по товарной продукции на 40,4 %, по спецзаказам 65,6%. Из 5 наименований оборонной продукции было освоено три. Завод был не укомплектован квалифицированными кадрами и в своем составе имел 86 % учеников. Оборудование имелось не полностью, имелся большой брак в инструментальном цеху. Из-за отсутствия электроэнергии во 2 квартале 1942 года были большие простои – 195 полных дней. 9

9 марта 1943 года вышло Постановление ГОКО № 3011-с «О мероприятиях по организации законченного производства автомобилей на автозаводах им. Сталина». Из оборудования для выпуска машин ЗИС-32 требовалось 250 станков, из которых на месте имелось к этому моменту 30 штук. Срок сдачи был перенесен на ноябрь 1943 года. Но и этот срок сдвинулся, так как не был решён вопрос поставки оборудования.

22 июня 1943 года за № 3623 – с вышло Постановление ГКО о строительстве в городе Ульяновске автомобильного завода по производству 3 – х тонных грузовых машин с двухтактными дизельмоторами типа «Дженерал-Моторе», с годовой производительностью 1-й очереди 15000 автомобилей.10

Завод № 650 с каждым годом увеличивал выпуск продукции. Если в 1942 год брать за 100 5, то в 1943 г. завод дал в 4 раза больше, т.е. 400 %, в 1944 году дал продукции 477 %. Среди коллектива 6 человек награждены орденами и медалями Советского Союза.

В феврале 1942 года производство автомобилей ЗИС-5 целиком находился в Миасс, где почти одновременно с УльЗИСом был развёрнут МаЗИС (Миасский автомоторный завод). Во второй половине 1944 г. после расширения и значительной реконструкции, предприятие получило название «Уральский автомобильный завод».11

В 1943 году было положено начало организации цехов МОЦ-4 и МОЦ-5 для изготовления ЗИС-32, но эти работы были приостановлены, поскольку изготовление машин указанного типа не получило подтверждения в программе завода. В этот же период на заводе собрали несколько сотен грузовиков Studebaker ("Студебекер"),
поступивших по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки. В феврале 1944 года производство ЗИС-5 перевели из Ульяновска в Миасс, а заводу поручили подготовку к производству нового дизельного грузовика УльЗИС-253, разработанного совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ). Практически весь год основного производства на заводе в Ульяновске не было, а вся деятельность сводилась к строительству новых корпусов и выполнению отдельных заказов Народного комиссариата среднего машиностроения (НКСМ) и ГлававтоЗИСа по изготовлению инструмента и приспособлений для будущего производства дизельных автомобилей.12 

Завод имени Володарского ведет свою историю с 20 апреля 1916 года, когда был подписан приказ по военному ведомству об учреждении Временной хозяйственно-строительной комиссии для постройки третьего патронного завода в г. Симбирске.Первая продукция была выпущена в июле 1917 года, а к декабрю 1918 года в его состав влилось более 3000 специалистов из эвакуированного Петроградского патронного завода. Симбирский патронный завод № 3 по просьбе питерских рабочих стал именоваться заводом им. Володарского 9 ноября 1922 года.13

В первые дни войны стали поступать просьбы заводчан зачислить их добровольцами в армию. Всего на фронт ушло более 1500 рабочих и служащих.К концу 1941 года завод увеличил производственную мощность, увеличился выпуск оборонной продукции, освоены новые виды изделий. За 1942 г. выпуск продукции увеличился более чем втрое, в 1943-м – в 5 раз по сравнению с 1940 годом.

В конце 1941 – начале 1942 гг. фронт обеспечивал почти исключительно Ульяновский патронный завод, так как все другие патронные заводы размещались в западных областях, были эвакуированы и им было необходимо время для налаживания производства.14

Постановлением СНК СССР от 7 октября 1942 года на базе артели швейкомбината им. Ворошилова был создан завод № 8 особого отдела НКЛП СССР. Постановлением ГКО на заводе было организовано производства парашютов для вооружения Красной армии и ВМФ.15 С конца 1941 г., завод осваивал новый вид пошива, это парашют АБ-15, С АБ-55. И только с 1942–1943 гг. завод исключительно изготовлял продукцию для фронта. В начале 1944 г. завод осваивал следующий вид изделия, т. е. противогазные сумки, продолжая пошив С АБ-15, С АБ-55, С АБ-3, АГ 2, но все же основным видом продукции было изготовление противогазных сумок. В конце 1944 г. завод снова осваивал новый вид пошива — двухпальные перчатки.16

Благодаря эвакуации ряда научных и учебных учреждений в Ульяновске сконцентрировался значительный интеллектуальный потенциал. В годы войны в городе находились: Институт автоматики и телемеханики АН СССР, Проектно-конструкторское бюро № 39 Наркомата путей сообщения, проектные институты авиационной промышленности и ряд других.

В годы войны в городе работали выдающиеся учёные и конструкторы: В.И. Коваленко, М.Е.Набоков, С.В. Галицын, С.С. Елиневский, Л.Н. Эйдман, В.Н. Хургин и другие.17 В конструкторское бюро завода им. Володарского работал всемирно известный в будущем учёный и общественный деятель А.Д. Сахаров. Конструкторское бюро завода возглавлял Л.Н. Кошкин – создатель первых в Европе роторных станков для производства патронов. Учёные и конструкторы эвакуированных учреждений и предприятий совместно с рабочими внесли свой вклад в Победу. Они решали такие проблемы как: поиск новых материалов и сплавов для изготовления военной продукции; изменения существовавших норм технологических процессов; улучшение и обобщение типоконструкций; внедрение инструмента после его восстановления и переделки; использование бракованных изделий для других целей; экономия сырья. Решение этих проблем непосредственно сказывалось на увеличении количества, повышение качества и надёжности выпускаемой продукции. Так, на автомобильном заводе в короткий срок было освоено производство малолитражных двигателей Л-3/2, необходимых для привода электрогенераторов, которые использовались для полевых госпиталей и радиостанций. На этом же заводе было внедрено упрощённое литье.18

Итак, можно сделать вывод, что несмотря на трудности, возникающие в военное время, развитие военного производства позволило уже в первый период войны обеспечить армию основными видами вооружения. Быстрое развертывание военной промышленности позволило не только ликвидировать имевшееся в начале войны отставания от Германии в обеспечении армии военной техникой. Оборонные предприятия нашей области внесли большой вклад в приближение победы над немецкими захватчиками.







1Митрофанова А.В. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны. (1941-1942 гг.) / Акад. наук СССР. Ин-т истории.М.: Изд-во Акад. наук СССР.1960.С.36.

2ГАНИ УО.Ф.12.Оп.1.Д.371.Л.36.

3Война: Ульяновская область [Электронный ресурс]//Регнум: [web-сайт]. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2936127.html , свободный (дата обращения 11.12.2020)

4Ванчинов Д.П. Военные годы Поволжья: (1941-1945) / Д. П. Ванчинов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та.1980.С.325

5Ефимов Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. С. 8

6ГАНИ УО.Ф.13.Оп.1.Д.2170.Л.21

7Ефимов Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. С.25

8ГАНИ УО.Ф.13.Оп.1.Д.2026.Л.84

9ГАНИ УО.Ф.13.Оп.1.Д.2242.Л.6

10ГАНИ УО.Ф.13.Оп.1.Д.2170.Л.10

11Ефимов Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. С.9

12Военная промышленность [Электронный ресурс]//Заводфото: [web-сайт]. – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/zavodfoto/istoriia-promyshlennosti-rossii-v-fotografiiah-ulianovskii-avtomobilnyi-zavod-v-19411954-godah-5a6fb13afd96b1ed3d052fce , свободный (дата обращения 11.12.2020)

13 ГАНИ УО.Ф.13.Оп.1.Д.2170.Л.11

14Липатова Н.В. Симбирский-Ульяновский край в ритмах ХХ века/Н.В. Липатова.-Ульяновск: «Корпорация технологий продвижения».2016.С.5

15ГАНИ УО.Ф.13.Оп.1.Д.189.Л.17.

16ГАНИ УО.Ф.13.Оп.1.Д.2242.Л.4–5.

17 Липатова Н.В. Симбирский-Ульяновский край в ритмах ХХ века/Н.В. Липатова.-Ульяновск: «Корпорация технологий продвижения».2016.С.6.


18Ефимов Ю.Д. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. С.11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!