СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Восстановительный подход в работе педагога образовательного учреждения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Восстановительный подход в работе педагога образовательного учреждения».»








«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности

Службы примирения в условиях образовательной организации»


по теме: «Восстановительный подход в работе педагога образовательного учреждения».
















Самара

2024


















Введение.

Практика школьных и территориальных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения. Для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода. Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта\правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний, прекратили вражду и обрели ресурсы для совместного поиска выхода из ситуации. Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим как несправедливость. Исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе. Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей. При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Таким образом, понятие справедливости в восстановительном подходе связано с заглаживанием причиненного вреда. Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. В школьной жизни часто вред бывает взаимным (драка, оскорбления), соответственно, ставится вопрос о взаимном заглаживании причиненного вреда. Одним из важных аспектов восстановительного подхода применительно к несовершеннолетним является восстановление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось. Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительного программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Специалист службы примирения является нейтральной фигурой. Специалист службы примирения подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта.

Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних:

  • Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.

  • Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).

  • Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.

  • Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.

  • Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.

  • Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.

Программа примирения

Дата проведения программы – 01.03.2024.

Источник получения информации о конфликте — сообщение классного руководителя.



Фабула: на физкультуре пятиклассник сильно ударил девочку мячом по лицу, у нее синяк.

Девочка в ответ оскорбила одноклассника нецензурными словами. Ребята перестали общаться и разговаривать друг с другом, затаив обиду друг на друга.



Предварительная встреча с нарушителем (обидчиком)

Цель: готовность «нарушителя» к исправлению ситуации и заглаживанию вреда

Задачи:

  1. Установление доверительного контакта с «обидчиком».

  2. Прояснение видения «обидчиком» ситуации и ее последствий.

  3. Прояснение чувств «обидчика» по поводу произошедшей ситуации между сторонами конфликта.

  4. Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда.

  5. Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил

Ведущая: здравствуй! Меня зовут Таисия Николаевна. Я пришла по поводу ситуации, которая произошла на уроке физкультуры. Информацию о ней мне передал классный руководитель. Я – член школьной службы примирения, я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом. Вся информация о рассказанном конфликте будет конфиденциальна, я буду соблюдать нейтральность, нейтральность поможет понять вас. Работать мы будем, соблюдая добровольность встречи и у нас равноправие сторон конфликта. Саша, скажи, готов ли ты побеседовать со мной по поводу этого случая? (Ответ Саши). Но вначале я попрошу рассказать о случившемся подробнее поскольку я обладаю довольно общей информацией, а мне хотелось бы узнать именно твое отношение к случившемуся событию. Что произошло? Что случилось? Расскажи, пожалуйста.

Саша: ну на уроке физкультуры мы играли в волейбол, и я попал мячом по лицу Маше. Она обозвала меня нецензурными словами и обвинила меня в том, что теперь у нее из-за этого синяк. Ударил я её случайно, а она сразу обзывается и теперь со мной не разговаривает. Может быть у неё синяк не от удара мячом?

Ведущая: Саша, правильно ли я тебя поняла, что ты случайно во время игры попал мячом в Машу, а она оскорбила тебя и обвинила в том, что у нее теперь синяк и из-за этого с тобой не разговаривает? Но ты считаешь, что она ударилась где-то в другом месте.

Саша: Да.

Ведущая: что тебя наиболее тревожит в этой ситуации?

Саша: Меня огорчает что, Маша оскорбила меня, я ведь случайно попал в неё, и теперь со мной не разговаривает и не общается.

Ведущая: правильно ли я тебя поняла: тебя расстраивает что, Маша не разобралась в ситуации, оскорбила тебя, не разговаривает с тобой и не общается?

Саша: да, так.

Ведущая: Саша, скажи, а что ты чувствовал до того, как всё случилось?

Саша: ну мне было весело, когда мы играли и я чувствовал азарт

Ведущая: что ты чувствуешь сейчас?

Саша: мне неприятно, грустно, что так произошло, можно даже сказать, что я расстроен, мне не по себе в классе как-то.

Ведущая: Какие у вас с Машей были отношения раньше?

Саша: мы хорошо общались, перезванивались, иногда вместе ходили домой. Наши родители дружат тоже.

Ведущая: Какие возможны последствия, если этот конфликт не решать?

Саша: Я думаю, что Маша так и будет меня игнорировать и не будет со мной разговаривать.

Ведущая: Какие пути выхода ты видишь из создавшейся ситуации?

Саша: Я хочу извиниться перед Машей, на самом деле я хотел извиниться сразу, но стало обидно что, Маша начала оскорблять меня, ведя я случайно это сделал, а потом как-то стыдно было, вот теперь мы не общаемся. Мне тревожно и грустно от этого.

Ведущая: Готов ли ты встретиться на совместной встрече с Машей и поговорить с ней?

Саша: Я хотел бы.

Ведущая: что ты хотел бы обсудить на встрече с Машей?

Саша: Я бы сказал, что я не специально попал в нее мячом.

Ведущая: как ты планируешь заглаживать причиненный вред?

Саша: Я извинюсь.

Ведущая: итак, ты согласился участвовать в программе примирения. Напоминаю, на ней мы не будем выяснять вопросы вины, поучать или сочувствовать. Самыми главными лицами на программе будете вы, ты и Маша. Моя задача — наладить диалог между участниками конфликта (при этом я буду сохранять нейтральность) для того, чтобы вы достигли соглашения. А чтобы вы чувствовали себя комфортно, на программе будут введены следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Ведущая: Ты согласен с правилами?

Саша: Да

Ведущая: раз ты согласен, то давай обсудим удобное для всех место и время.

Предварительная встреча с «пострадавшим» (жертвой)

Цель: готовность «пострадавшего» к встрече с «нарушителем»

Задачи:

  1. Установление доверительного контакта с «пострадавшим».

  2. Прояснение видения «пострадавшим» ситуации и ее последствий.

  3. Прояснение чувств «пострадавшего» и подготовка к тому, чтобы он рассказал о них «нарушителю».

  4. Поиск предложений и прояснение потребностей «пострадавшего» по

исправлению ситуации и заглаживанию вреда.

  1. Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил предложений.

Ведущая: здравствуй! Меня зовут Таисия Николаевна. Я пришла по поводу ситуации, которая произошла на уроке физкультуры. Информацию о ней мне передал классный руководитель. Я – член школьной службы примирения, я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом. Вся информация о рассказанном конфликте будет конфиденциальна, я буду соблюдать нейтральность, нейтральность поможет понять вас. Работать мы будем, соблюдая добровольность встречи и у нас равноправие сторон конфликта. Саша, скажи, готов ли ты побеседовать со мной по поводу этого случая? (Ответ Саши). Но вначале я попрошу рассказать о случившемся подробнее поскольку я обладаю довольно общей информацией, а мне хотелось бы узнать именно твое отношение к случившемуся событию. Что произошло? Что случилось? Расскажи, пожалуйста.

Маша: на уроке физкультуры Саша попал мне в лицо мячом и у меня теперь синяк. Если честно сказать, то я не сдержалась и выразилась нецензурно.

Ведущая: что тебя наиболее тревожит в этой ситуации?

Маша: мало того, что он не извинился, так еще сказал, что я вру.

Ведущая: Маша, правильно ли я тебя поняла, что на уроке физкультуры Саша попал в тебя мячом, ты его обозвала нецензурно. Саша не извинился, и тебя это огорчает и тревожит?

Маша: да

Ведущая: Маша, скажи, а что ты чувствовала до того, как всё случилось?

Маша: у меня было хорошее настроение, я с удовольствием играла.

Ведущая: что ты чувствуешь сейчас?

Маша: мне обидно, я даже с ним теперь разговаривать не хочу

Ведущая: Какие у вас с Сашей были отношения раньше?

Маша: мы дружили и хорошо общались

Ведущая: Какие возможны последствия, если этот конфликт не решать?

Маша: Я думаю у меня будет плохое настроение, наши отношения станут ещё хуже, если мы не начнём разговаривать друг с другом.

Ведущая: Какие пути выхода ты видишь из создавшейся ситуации?

Маша: на самом деле я тоже виновата, ведь я обидела его своими словами, если бы он подошел и извинился, я бы его простила, и сама бы извинилась, все-таки мы дружим.

Ведущая: Маша, правильно ли я тебя поняла, ты тоже виновата, ведь ты обидела его своими словами, если бы он подошел и извинился, ты бы его простила, и сама бы извинилась, все-таки вы друзья.

Маша: Да

Ведущая: Готова ли ты встретиться на совместной встрече с Сашей и поговорить с ним?

Маша: да

Ведущая: что ты хотела бы обсудить на встрече с Сашей?

Маша: Я бы хотела, чтобы он понял, что мне было больно, обидно, неприятно, поэтому я тогда сказала эти плохие слова.

Ведущая: итак, ты согласилась участвовать в программе примирения. Напоминаю, на ней мы не будем выяснять вопросы вины, поучать или сочувствовать. Самыми главными лицами на программе будете вы, ты и Саша. Моя задача — наладить диалог между вами, при этом я буду сохранять нейтральность для того, чтобы вы достигли соглашения. А чтобы вы чувствовали себя комфортно, на программе будут введены следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Ведущая: Ты согласна с правилами?

Маша: Да

Ведущая: раз ты согласна, то давай обсудим удобное для всех место и время.



Анализ проведения предварительных встреч

Этапы технологии соблюдены. Ведущей удалось снять эмоциональное

напряжение сторон. Потребности пострадавшего учтены. Выход на примирительную встречу.



Примирительная встреча конфликтующих сторон

Цель: организация диалога и принятие совместного решения сторон об исправлении ситуации

  1. Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта

  2. Прояснение видения ситуации сторонами.

  3. Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей участников

  4. Организация диалога без посредничества ведущего.

  5. Сбор предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда.

Ведущая: Добрый день. Я понимаю, что вам возможно было нелегко прийти сюда и благодарю вас ребята, что вы пришли на встречу. Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть её, как только посчитаете нужным. Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

  • Прошу вас не перебивать, говорить по очереди, быть культурным, уважать мнение друг друга

  • Прошу вас воздерживаться от каких-либо оскорблений;

  • Прошу вас соблюдать конфиденциальность этот разговора.

Вы согласны с предложенными правилами?

Саша, Маша: Да.

Ведущий: Саша, Маша, расскажите, пожалуйста, как вы видите эту ситуацию друг другу?

Маша: можно я начну. На самом деле мне было больно, обидно, неприятно что Саша, когда попал в меня мячом даже не извинился,

Ведущая: Маша, ты можешь обратиться прямо к Саше

Маша: Саша мне было неприятно что ты передо мной не извинился и еще сказал, что я обманываю.

Ведущая: Саша, ты услышал, что сказала Маша. Что ты об этом думаешь?

Саша: но на самом деле я ведь случайно попал в тебя мячом, хотел извиниться, а ты меня обозвала, а потом мне было стыдно, но когда я все-таки понял, что повел себя некрасиво и хотел уже извиниться, то Маша почему-то сразу же убегала, когда я с ней заговаривал.

Ведущая: Саша, можешь спросить прямо у Маши.

Саша: Маша почему ты все время убегала, когда я подходил и хотел извиниться?

Маша: Я была очень сильно зла и обижена и просто хотела тебя проучить, я не знала, что ты хотел извиниться. Я не знала, что этот мяч попал в меня случайно, я бы не обзывала бы тебя плохими словами.

Ведущая: Маша, ты сказала, что была очень зла и обижена. А как ты чувствуешь себя сейчас? Я правильно понимаю, что сейчас ты больше не злишься на Сашу?

Маша: сейчас уже нет. Удар был случайный, а я ведь Сашу тоже обидела.

Саша: на самом деле я тоже виноват, надо было сразу извиниться. Маша прости меня пожалуйста, я не специально кинул в тебя мяч. Я бы хотел, как прежде продолжать общаться.

Маша: ты тоже прости меня, Саша, за мои оскорбления.

Ведущая: Саша, ты услышал Машу?

Ведущая: Саша, Маша, после того как вы услышали мнения друг друга, как вы представляете свое будущее?

Маша: Я бы тоже хотела, чтобы мы продолжали дружить. Я хочу общаться с Сашей и дальше.

Саша: Я надеюсь, что мы больше не будем ссориться и будем дружить как прежде.

Ведущая: я правильно поняла, что вы приняли взаимные извинения и будете общаться без обид, как прежде.

Ведущая: Я вижу, что вы примирились, чему я очень рада. В течение 2 недель я буду интересоваться, как вы общаетесь и выполняете ли обещания. Если понадобится помощь, то обращайтесь.

Анализ проведения примирительной встречи

В ходе примирительной встречи сторонам удалось выразить свои чувства. Взаимопонимание по поводу последствий конфликта достигнуты. Ребята решили продолжать дружить и общаться. Извинения прозвучали с двух сторон обоюдно.

Общие выводы: Результат примирения достигнут. Стороны легко пошли на контакт, проговорили свои переживания и пришли к обоюдному решению.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. http://www.8-926-145-87-01.ru/

  2. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.

  3. Статья «Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации» Авторы: Рустем Максудов, Людмила Карнозова, Антон Коновалов ( http://www.8-926-145-87-01.ru/)

  4. Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А. Ю. Коновалов; под общ. ред. Л. М. Карнозовой. - 2-е изд., дораб. - Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. — 306 с.

  5. Рыженко С.К., Маркова Л.М. Служба школьной медиации: практическое руководство: учеб. - метод. пособие / С.К. Рыженко, Л.М. Маркова. – Краснодар, 2017. – 47 с.

  6. В помощь школьным службам примирения. Сборник методических материалов. - ДОБРЯНКА, 2008-32 С.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!