«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности
Службы примирения в условиях образовательной организации»
по теме: «Восстановительный подход в работе педагога образовательного учреждения».
Самара
2024
Введение.
Практика школьных и территориальных служб примирения основывается на концепции восстановительного правосудия и реализуется в форме восстановительных программ: «программа примирения», «программа по заглаживанию вреда», «круг сообщества», «семейный совет» («семейная конференция»), «профилактическая восстановительная программа», «школьная конференция» и другие. В восстановительных программах стороны конфликта (включая родных и близких несовершеннолетних участников конфликта) в ходе переговоров с помощью нейтральной третьей стороны (ведущего восстановительных программ) разрешают конфликт, находят лучшее для всех участников решение и принимают на себя ответственность за его реализацию без внешнего принуждения. Для подготовки сторон конфликта к участию в восстановительной программе и организации самой восстановительной программы нужен человек, владеющий теорией и практикой применения восстановительного подхода. Ведущий восстановительных программ (специалист службы примирения) создает условия для восстановления у сторон конфликта способности понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них и общества вариантах разрешения конфликтных или криминальных ситуаций, а также организует поддержку несовершеннолетних участников конфликта\правонарушения и их договоренностей со стороны значимого социального окружения. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний, прекратили вражду и обрели ресурсы для совместного поиска выхода из ситуации. Вред в восстановительном подходе – это деяние одного человека по отношению к другому, в результате которого был причинен ущерб, что-либо было нарушено или разрушено (в том числе отношения) и воспринимается другим как несправедливость. Исправление причиненного жертве вреда в восстановительном подходе не является наказанием для человека, причинившего вред, оно является восстановлением справедливости и мира в сообществе. Ответственность в восстановительном подходе понимается как обязательство по заглаживанию вреда, то есть исправление негативных последствий случившегося для затронутых ситуацией людей. При заглаживании вреда большое значение имеют раскаяние и прощение. Таким образом, понятие справедливости в восстановительном подходе связано с заглаживанием причиненного вреда. Ответственность за исправление причиненного вреда рассматривается не только при правонарушении, но и в конфликте, где стороны часто взаимно причиняют друг другу вред. «Поиск виноватого» не способствует взаимопониманию и урегулированию конфликта в отличие от обсуждения причиненного вреда и совместного поиска путей его исправления. В школьной жизни часто вред бывает взаимным (драка, оскорбления), соответственно, ставится вопрос о взаимном заглаживании причиненного вреда. Одним из важных аспектов восстановительного подхода применительно к несовершеннолетним является восстановление позитивного родительского влияния на них, поддержка позитивных изменений несовершеннолетнего со стороны его родных и близких, педагогов, одноклассников, друзей, а также забота о будущем: создание условий для того, чтобы произошедшее «стало уроком» и подобное больше не повторилось. Цель специалиста службы примирения (ведущего восстановительного программ) состоит в создании наилучших условий для реализации принципов восстановительного подхода (восстановительного правосудия). Специалист службы примирения является нейтральной фигурой. Специалист службы примирения подготавливает стороны конфликта (или участников противоправной ситуации) к совместной встрече по урегулированию конфликта.
Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних:
Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия конфликта или криминальной ситуации для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта/правонарушения.
Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).
Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его родных.
Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.
Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.
Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.
Программа примирения
Дата проведения программы – 01.03.2024.
Источник получения информации о конфликте — сообщение классного руководителя.
Фабула: на физкультуре пятиклассник сильно ударил девочку мячом по лицу, у нее синяк.
Девочка в ответ оскорбила одноклассника нецензурными словами. Ребята перестали общаться и разговаривать друг с другом, затаив обиду друг на друга.
Предварительная встреча с нарушителем (обидчиком)
Цель: готовность «нарушителя» к исправлению ситуации и заглаживанию вреда
Задачи:
Установление доверительного контакта с «обидчиком».
Прояснение видения «обидчиком» ситуации и ее последствий.
Прояснение чувств «обидчика» по поводу произошедшей ситуации между сторонами конфликта.
Поиск предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда.
Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил
Ведущая: здравствуй! Меня зовут Таисия Николаевна. Я пришла по поводу ситуации, которая произошла на уроке физкультуры. Информацию о ней мне передал классный руководитель. Я – член школьной службы примирения, я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом. Вся информация о рассказанном конфликте будет конфиденциальна, я буду соблюдать нейтральность, нейтральность поможет понять вас. Работать мы будем, соблюдая добровольность встречи и у нас равноправие сторон конфликта. Саша, скажи, готов ли ты побеседовать со мной по поводу этого случая? (Ответ Саши). Но вначале я попрошу рассказать о случившемся подробнее поскольку я обладаю довольно общей информацией, а мне хотелось бы узнать именно твое отношение к случившемуся событию. Что произошло? Что случилось? Расскажи, пожалуйста.
Саша: ну на уроке физкультуры мы играли в волейбол, и я попал мячом по лицу Маше. Она обозвала меня нецензурными словами и обвинила меня в том, что теперь у нее из-за этого синяк. Ударил я её случайно, а она сразу обзывается и теперь со мной не разговаривает. Может быть у неё синяк не от удара мячом?
Ведущая: Саша, правильно ли я тебя поняла, что ты случайно во время игры попал мячом в Машу, а она оскорбила тебя и обвинила в том, что у нее теперь синяк и из-за этого с тобой не разговаривает? Но ты считаешь, что она ударилась где-то в другом месте.
Саша: Да.
Ведущая: что тебя наиболее тревожит в этой ситуации?
Саша: Меня огорчает что, Маша оскорбила меня, я ведь случайно попал в неё, и теперь со мной не разговаривает и не общается.
Ведущая: правильно ли я тебя поняла: тебя расстраивает что, Маша не разобралась в ситуации, оскорбила тебя, не разговаривает с тобой и не общается?
Саша: да, так.
Ведущая: Саша, скажи, а что ты чувствовал до того, как всё случилось?
Саша: ну мне было весело, когда мы играли и я чувствовал азарт
Ведущая: что ты чувствуешь сейчас?
Саша: мне неприятно, грустно, что так произошло, можно даже сказать, что я расстроен, мне не по себе в классе как-то.
Ведущая: Какие у вас с Машей были отношения раньше?
Саша: мы хорошо общались, перезванивались, иногда вместе ходили домой. Наши родители дружат тоже.
Ведущая: Какие возможны последствия, если этот конфликт не решать?
Саша: Я думаю, что Маша так и будет меня игнорировать и не будет со мной разговаривать.
Ведущая: Какие пути выхода ты видишь из создавшейся ситуации?
Саша: Я хочу извиниться перед Машей, на самом деле я хотел извиниться сразу, но стало обидно что, Маша начала оскорблять меня, ведя я случайно это сделал, а потом как-то стыдно было, вот теперь мы не общаемся. Мне тревожно и грустно от этого.
Ведущая: Готов ли ты встретиться на совместной встрече с Машей и поговорить с ней?
Саша: Я хотел бы.
Ведущая: что ты хотел бы обсудить на встрече с Машей?
Саша: Я бы сказал, что я не специально попал в нее мячом.
Ведущая: как ты планируешь заглаживать причиненный вред?
Саша: Я извинюсь.
Ведущая: итак, ты согласился участвовать в программе примирения. Напоминаю, на ней мы не будем выяснять вопросы вины, поучать или сочувствовать. Самыми главными лицами на программе будете вы, ты и Маша. Моя задача — наладить диалог между участниками конфликта (при этом я буду сохранять нейтральность) для того, чтобы вы достигли соглашения. А чтобы вы чувствовали себя комфортно, на программе будут введены следующие правила:
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Ведущая: Ты согласен с правилами?
Саша: Да
Ведущая: раз ты согласен, то давай обсудим удобное для всех место и время.
Предварительная встреча с «пострадавшим» (жертвой)
Цель: готовность «пострадавшего» к встрече с «нарушителем»
Задачи:
Установление доверительного контакта с «пострадавшим».
Прояснение видения «пострадавшим» ситуации и ее последствий.
Прояснение чувств «пострадавшего» и подготовка к тому, чтобы он рассказал о них «нарушителю».
Поиск предложений и прояснение потребностей «пострадавшего» по
исправлению ситуации и заглаживанию вреда.
Предложение об участии в примирительной встрече, объяснение хода и правил предложений.
Ведущая: здравствуй! Меня зовут Таисия Николаевна. Я пришла по поводу ситуации, которая произошла на уроке физкультуры. Информацию о ней мне передал классный руководитель. Я – член школьной службы примирения, я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша служба помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом. Вся информация о рассказанном конфликте будет конфиденциальна, я буду соблюдать нейтральность, нейтральность поможет понять вас. Работать мы будем, соблюдая добровольность встречи и у нас равноправие сторон конфликта. Саша, скажи, готов ли ты побеседовать со мной по поводу этого случая? (Ответ Саши). Но вначале я попрошу рассказать о случившемся подробнее поскольку я обладаю довольно общей информацией, а мне хотелось бы узнать именно твое отношение к случившемуся событию. Что произошло? Что случилось? Расскажи, пожалуйста.
Маша: на уроке физкультуры Саша попал мне в лицо мячом и у меня теперь синяк. Если честно сказать, то я не сдержалась и выразилась нецензурно.
Ведущая: что тебя наиболее тревожит в этой ситуации?
Маша: мало того, что он не извинился, так еще сказал, что я вру.
Ведущая: Маша, правильно ли я тебя поняла, что на уроке физкультуры Саша попал в тебя мячом, ты его обозвала нецензурно. Саша не извинился, и тебя это огорчает и тревожит?
Маша: да
Ведущая: Маша, скажи, а что ты чувствовала до того, как всё случилось?
Маша: у меня было хорошее настроение, я с удовольствием играла.
Ведущая: что ты чувствуешь сейчас?
Маша: мне обидно, я даже с ним теперь разговаривать не хочу
Ведущая: Какие у вас с Сашей были отношения раньше?
Маша: мы дружили и хорошо общались
Ведущая: Какие возможны последствия, если этот конфликт не решать?
Маша: Я думаю у меня будет плохое настроение, наши отношения станут ещё хуже, если мы не начнём разговаривать друг с другом.
Ведущая: Какие пути выхода ты видишь из создавшейся ситуации?
Маша: на самом деле я тоже виновата, ведь я обидела его своими словами, если бы он подошел и извинился, я бы его простила, и сама бы извинилась, все-таки мы дружим.
Ведущая: Маша, правильно ли я тебя поняла, ты тоже виновата, ведь ты обидела его своими словами, если бы он подошел и извинился, ты бы его простила, и сама бы извинилась, все-таки вы друзья.
Маша: Да
Ведущая: Готова ли ты встретиться на совместной встрече с Сашей и поговорить с ним?
Маша: да
Ведущая: что ты хотела бы обсудить на встрече с Сашей?
Маша: Я бы хотела, чтобы он понял, что мне было больно, обидно, неприятно, поэтому я тогда сказала эти плохие слова.
Ведущая: итак, ты согласилась участвовать в программе примирения. Напоминаю, на ней мы не будем выяснять вопросы вины, поучать или сочувствовать. Самыми главными лицами на программе будете вы, ты и Саша. Моя задача — наладить диалог между вами, при этом я буду сохранять нейтральность для того, чтобы вы достигли соглашения. А чтобы вы чувствовали себя комфортно, на программе будут введены следующие правила:
Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.
Ведущая: Ты согласна с правилами?
Маша: Да
Ведущая: раз ты согласна, то давай обсудим удобное для всех место и время.
Анализ проведения предварительных встреч
Этапы технологии соблюдены. Ведущей удалось снять эмоциональное
напряжение сторон. Потребности пострадавшего учтены. Выход на примирительную встречу.
Примирительная встреча конфликтующих сторон
Цель: организация диалога и принятие совместного решения сторон об исправлении ситуации
Создание безопасной атмосферы для обеих сторон конфликта
Прояснение видения ситуации сторонами.
Обеспечение понимания и принятия сторонами чувств и мыслей участников
Организация диалога без посредничества ведущего.
Сбор предложений по исправлению ситуации и заглаживанию вреда.
Ведущая: Добрый день. Я понимаю, что вам возможно было нелегко прийти сюда и благодарю вас ребята, что вы пришли на встречу. Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть её, как только посчитаете нужным. Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):
Прошу вас не перебивать, говорить по очереди, быть культурным, уважать мнение друг друга
Прошу вас воздерживаться от каких-либо оскорблений;
Прошу вас соблюдать конфиденциальность этот разговора.
Вы согласны с предложенными правилами?
Саша, Маша: Да.
Ведущий: Саша, Маша, расскажите, пожалуйста, как вы видите эту ситуацию друг другу?
Маша: можно я начну. На самом деле мне было больно, обидно, неприятно что Саша, когда попал в меня мячом даже не извинился,
Ведущая: Маша, ты можешь обратиться прямо к Саше
Маша: Саша мне было неприятно что ты передо мной не извинился и еще сказал, что я обманываю.
Ведущая: Саша, ты услышал, что сказала Маша. Что ты об этом думаешь?
Саша: но на самом деле я ведь случайно попал в тебя мячом, хотел извиниться, а ты меня обозвала, а потом мне было стыдно, но когда я все-таки понял, что повел себя некрасиво и хотел уже извиниться, то Маша почему-то сразу же убегала, когда я с ней заговаривал.
Ведущая: Саша, можешь спросить прямо у Маши.
Саша: Маша почему ты все время убегала, когда я подходил и хотел извиниться?
Маша: Я была очень сильно зла и обижена и просто хотела тебя проучить, я не знала, что ты хотел извиниться. Я не знала, что этот мяч попал в меня случайно, я бы не обзывала бы тебя плохими словами.
Ведущая: Маша, ты сказала, что была очень зла и обижена. А как ты чувствуешь себя сейчас? Я правильно понимаю, что сейчас ты больше не злишься на Сашу?
Маша: сейчас уже нет. Удар был случайный, а я ведь Сашу тоже обидела.
Саша: на самом деле я тоже виноват, надо было сразу извиниться. Маша прости меня пожалуйста, я не специально кинул в тебя мяч. Я бы хотел, как прежде продолжать общаться.
Маша: ты тоже прости меня, Саша, за мои оскорбления.
Ведущая: Саша, ты услышал Машу?
Ведущая: Саша, Маша, после того как вы услышали мнения друг друга, как вы представляете свое будущее?
Маша: Я бы тоже хотела, чтобы мы продолжали дружить. Я хочу общаться с Сашей и дальше.
Саша: Я надеюсь, что мы больше не будем ссориться и будем дружить как прежде.
Ведущая: я правильно поняла, что вы приняли взаимные извинения и будете общаться без обид, как прежде.
Ведущая: Я вижу, что вы примирились, чему я очень рада. В течение 2 недель я буду интересоваться, как вы общаетесь и выполняете ли обещания. Если понадобится помощь, то обращайтесь.
Анализ проведения примирительной встречи
В ходе примирительной встречи сторонам удалось выразить свои чувства. Взаимопонимание по поводу последствий конфликта достигнуты. Ребята решили продолжать дружить и общаться. Извинения прозвучали с двух сторон обоюдно.
Общие выводы: Результат примирения достигнут. Стороны легко пошли на контакт, проговорили свои переживания и пришли к обоюдному решению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
http://www.8-926-145-87-01.ru/
Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (сборник материалов). – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. – 152 с.
Статья «Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации» Авторы: Рустем Максудов, Людмила Карнозова, Антон Коновалов ( http://www.8-926-145-87-01.ru/)
Коновалов, А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство / А. Ю. Коновалов; под общ. ред. Л. М. Карнозовой. - 2-е изд., дораб. - Москва: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. — 306 с.
Рыженко С.К., Маркова Л.М. Служба школьной медиации: практическое руководство: учеб. - метод. пособие / С.К. Рыженко, Л.М. Маркова. – Краснодар, 2017. – 47 с.
В помощь школьным службам примирения. Сборник методических материалов. - ДОБРЯНКА, 2008-32 С.