Просмотр содержимого документа
««Воспитываем экономически грамотного ребенка»»
«Воспитываем экономически грамотного ребенка»
«Ребенок, прежде всего познает азы семейной экономики,
поскольку именно в семье он делает свои первые шаги в мир экономической действительности, получает о ней первые представления. Дошкольник узнает о труде, профессиях
родных и близких, о финансовом положении семьи».
А. А. Смоленцева, доцент, кандидат педагогических наук.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.
Финансовая грамотность – дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Грамотность формируется с малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими распоряжаться. Поэтому, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: «Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться?» Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Существует множество разнообразных игр направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что:
стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;
деньги зарабатываются, а не появляются сами собой! Объясняем, как люди зарабатывают деньги, и каким образ заработок зависит от вида деятельности. – Сначала зарабатываем – потом тратим;
что «из тумбочки можно взять только то, что в нее положили», – соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить;
объясняем, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник;
деньги любят счет;
приучаем, что нужно считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать деньги;
финансы нужно планировать. Приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде;
твои деньги бывают объектом чужого интереса;
не все покупается.
Объясняем детям главные ценности – «жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь».
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение.
Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.