Областной конкурс педагогических новаций «Реализация основных позиций Стратегии развития воспитания в деятельности классного руководителя»
Номинация «Модели воспитательных систем класса»
Воспитательная система класса «Мы выбираем верный путь!» (на традициях казачества)
Тюльганский район, с. Городки,
МБОУ «Городецкая СОШ»
Авторы:
Даньшов С.Н. учитель географии высшей категории,
Шерстюк А.В.,
учитель истории и обществознания первой категории
Тел. 89225460617
Эл. адрес [email protected]
« Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Использование традиций казачества выступает средством воспитания и формирования классного коллектива в современной образовательной среде школы в условиях роста национального, патриотического самосознания людей, обращении педагогической науки к историческим памятникам, культурным традициям, в частности традициям казачества, как средству воспитания подрастающего поколения.
Наш девиз: Ни шагу назад, ни шагу на месте, только вперед и только все вместе!
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующих развитию личности и коллектива.
Стержень воспитательной системы «Мы выбираем верный путь!» - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т. д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.
Целью создания такой модели взаимодействия в нашем классе стало формирование личностно развивающей, духовно-нравственной, социально ориентированной и психологически комфортной среды, способствующей развитию и воспитанию духовно-нравственного компетентного обучающегося, достойного гражданина России.
Для реализации выдвинутой цели мы решаем несколько задач:
- развивать отношения между семьей и школой от взаимодействия к сотворчеству;
- совершенствовать психолого-педагогические знания педагогов и родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания;
- обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников воспитательно-образовательного процесса;
- развивать внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся как условие формирования социально адаптированной личности;
- развивать гражданско-патриотическое воспитание через систему психологического сопровождения и подготовки обучающихся к поступлению и обучению в классах школы;
- укреплять и расширять имеющуюся систему социального партнерства школы с организациями и учреждениями села, района и области.
Принципы воспитательной системы:
- принцип аксиологичности;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип сотрудничества ;
- принцип возрастно-психологической сообразности;
- принцип следования примеру.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, села, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.
«Каждому народу свойственна своя культурная традиция, как в материальном, так и в духовном плане». Национальная традиция «создается национальными общностями, объединенными общим языком, территорией, экономикой, этническим самосознанием»
К. Леви–Стросс
(1908-2009г.)
Самобытность культуры, традиции являются важнейшим фактором национального единства и солидарности .
Ценности отечественного казачества
Культурные
Этические
Экологические
Патриотические
Художественно-эстетические
духовно-нравственное
совершенствование
коллективное
единство и сплочение
«Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье»
Шалва Александрович Амонашвили
академик АПН СССР, доктор психологических наук, профессор
г. Тбилиси
В основе веры казаков лежит глубокая идея любви к ближнему , казак готов «положить душу свою за други своя»
Заповеди казаков
- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
- Казаки все равны в правах.
- По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.
- Служи преданно своему народу, а не вождям.
- Держи слово, слово казака дорого.
- Чти старших, уважай старость.
- Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
- Погибай, а товарища выручай!
- Будь трудолюбив, не бездействуй.
- Береги свою семью, служи ей примером!
Высокий духовно-нравственный коллективный воспитывающий потенциал: любовь и уважение к близким, родной земле, почитание веры и культуры других народов, ответственность, сплоченность, взаимопонимание, защищенность, взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, «чувство локтя», гласность и здоровая критика, соревнование.
Казачья культура Южного Урала
Казачьи традиции - это устойчивая транслируемая компонента содержания образования, эффективность использования которых в процессе формирования классного коллектива вызывает у подростков и старшеклассников патриотические чувства, активизацию познавательных мотивов, «согласование» содержания воспитания с «образом» духовной культуры казачества, усвоение духовно-нравственных норм морали и поведения.
Среда освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями
Коллектив
Коллектив
Коллектив
Производственные отношения
Эмоционально-волевые отношения
Интеллектуальные отношения
Личные
отношения
Классный коллектив
Основные направления образовательно-воспитательной деятельности: духовно-нравственное, патриотическое воспитание на исторических традициях Оренбургского казачества, общефизическая, огневая и строевая подготовка, песенный фольклор, всестороннее развитие, углубленное изучение предметов по выбору.
Изучение быта казаков, создание образцов одежды
Изучение инструментов, предметов декоративно-прикладного искусства
МЕРОПРИЯТИЯ
- Военно-спортивный лагерь
- Поездки, пешие походы и марш-броски
- Посещение краеведческих музеев
- Посещение областного цирка
- Посещение воинских частей
- Плавание
- Верховая езда (джигитовка) и т.д.
Учащиеся принимают активное участие во всех мероприятиях
Программа имеет духовно-нравственную основу и направлена на формирование единого, сплоченного детского коллектива
Традиционные наказы казакам
- По тебе судят о народе твоем!
- Каждое слово твое – слово народа твоего.
- Все люди равны, и нет народов больших и малых.
- Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь ровно добр и открыт всем – «как аукнется, так и откликнется!
- Не мсти! Будь свободен душой, но страсти держи в оковах.
- Никогда не воюй со слабеющим, но только с тем, кто сильнее тебя!
- Сразив врага, будь милостив. Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе, чем мы остановим ненависть человеческую.
- Прощай врагам своим, не трать души своей на ненависть и зависть.
Казак без песни не казак!
Самое существенное качество группы – уровень ее социально-психологической зрелости.
Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование , новый социальный организм – в группу-коллектив.
Культурные традиции казачества раздвигают границы выбора. В коллективной деятельности школьники сами могут найти ответы на волнующие их вопросы, овладевают способами ведения диалога, дискуссии, умениями рефлексии.
Каждый в коллективе осваивает роль лидера - организатора; подчиненного - исполнителя, сохраняющих стиль, тон и традиции коллектива. Объединенные единством цели и деятельности , они все вступают в определенные отношения ответственной зависимости , руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов коллектива.
Людмила Борисовна Соколова
доктор педагогических наук, профессор
г. Оренбург
Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные, стимулирующие, воспитывающие функции!
Прогнозируемые результаты:
Прогнозируемый результат
Критерии оценки
1.Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия
Механизм отслеживания результата
2.Положительное отношение к ЗОЖ
Активное участие в жизни класса, посещение всех мероприятий, микроклимат в коллективе
Ведение дневника классного руководителя
3. Общее психическое и физическое оздоровление учащихся
Положительный мотив к ЗОЖ
Анкетирование, наблюдение, беседа
Реальное улучшение физического здоровья детей, создание оптимистического настроя к жизни
Беседа, анкетирование, наблюдения, медосмотр
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!