СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная роль народной педагогики на уроке казахского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Человек, имеющий активную жизненную позицию, способный нести ответственность за свои дела и поступки, умеющий принимать решения в различных жизненных ситуациях, ведущий активный, здоровый образ жизни – вот портрет современного человека, востребованного обществом.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная роль народной педагогики на уроке казахского языка.»

Народная педагогика на уроках
казахского языка

Формирование личности каждого ребёнка, воспитание достойного гражданина своей страны – одна из главнейших задач современного общества. Человек, имеющий активную жизненную позицию, способный нести ответственность за свои дела и поступки, умеющий принимать решения в различных жизненных ситуациях, ведущий активный, здоровый образ жизни – вот портрет современного человека, востребованного обществом.

«Семья – опора нации, источник духовных и
физических сил, нравственный фундамент
человеческой личности»
Л.Н. Толстой

Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека.
Отличительной чертой этой работы является то, что человек находит в ней ни с чем несравнимое счастье. Продолжая род человеческий, отец, мать повторяют в своем ребенке самих себя, и от того, насколько сознательным является это повторение, зависит моральная ответственность за человека, за его будущее. Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием, - это творение будущего и взгляд в будущее.
Ни для кого не секрет, что воспитание детей самая сложная наука. Тем более, воспитание собственного ребенка.

Родители являются первыми педагогами, и именно они изначально закладывают основы физического и интеллектуального развития личности ребенка. Именно в семье прививается любовь и уважение к собственной культуре, родному языку, неравнодушное отношение к национальным корням. Семья изначально культивирует в человеке такие гуманные качества как сострадание и милосердие, доброта, отзывчивость и порядочность.
Лечить современную семью возможно только решительным поворотом к лучшим традициям народной педагогики

Народная педагогика имела много средств, методов и приемов при воспитании подрастающего поколения. В частности, в воспитании широко использовали все жанры устного народного творчества. «Отец – судья своим детям» - гласит народная мудрость.

Просветитель-демократ, ученый, мыслитель, общественный деятель Ы. Алтынсарин разработал нравственные основы школьного воспитания. Важнейшим источником нравственного воспитания он считает устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, патриотизм, традиции о обычаи народа. Об этом свидетельствует «Киргизская хрестоматия» Ы. Алтынсарина, в которой представлены сказки, былины, пословицы, нравоучительные статьи с конкретным нравственно-этическим воспитательным содержанием.

Этические взгляды А. Кунанбаева являются выражением его демократических убеждений. Пропагандируя среди народных масс идеи гуманизма, Абай подчеркивал, что каждый, кто любит и уважает себя, должен любить и уважать другого, видеть в нем такого же человека. В «Словах –  назиданиях» Абай анализирует и дает толкование целому ряду категорий нравственности.

А. Кунанбаев постоянно призывает соотечественников быть честными и правдивыми, рассматривая эти понятия, как проявление неотъемлемых, положительных качеств человека. Не дорожить честью и совестью – значит, по Абаю, перестать быть человеком. Категории «совесть» и «честь» Абай рассматривал в теснейшей и органической связи с категорией «стыд». «Стыд есть человечность в человеке, внутреннее осознание им бесчеловечности своего поступка и порицания им своего поведения».

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей казахской народной педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.).

Народная педагогика, в первую очередь, педагогика семьи, социокультурной среды, где появляется на свет новый человек, где он делает первые шаги, откуда широкими шагами выходит в мир. Семья – не только среда, в которой закладывается фундамент новой личности, но и нечто большее она доминанта нравственного мира человека. Семья выполнит свою миссию, если в ней сложатся духовные отношения между ее членами, если в ней родители имеют неоспоримый авторитет, если в ней дети будут расти духовными наследниками своих родителей. Большую роль в развитии ребенка всегда отводили учителю наставнику. Аль-Фараби сравнивал значение наставника в жизни человека с работой государственного деятеля.

Семья и школа — два главных социальных институ­та, отвечающих за воспитание и развитие ребенка. У каждого из них своя роль, своя миссия в этом важном деле взращивания подрастающего поколения.

Но у них есть и общая задача — способствовать рас­крытию и развитию в ребенке лучших человеческих свойств и качеств. Именно поэтому становится важным использование методов народной педагогики в школе.

У казахов семья всегда занимала главное место. Родственная связь для казахского народа – особенная составляющая в его семейной жизни. Все кому-то родственники – сын или дочь, брат или сестра, муж или жена, отец или мать и т.д. Ни один настоящий казах не мог представить свою жизнь без общения с родственниками. Трудно вообще найти другой такой народ, где родственным узам придавалось бы такое огромное значение. Семейные традиции позволили казахскому народу пережить века и сохраниться как единому национальному образованию.

Наверняка, человеку, воспитанному в соответствии с этим принципом, не нужно будет указывать уступить место пожилому человеку в общественном транспорте, помочь ему донести сумку или перейти улицу.
Казахский народ мудро выработал особую систему взаимной ответственности родственников за потомство во имя будущего, во имя выживания подрастающего поколения. Ни один ребенок не должен был остаться на улице на произвол судьбы. Если у ребенка погибали родители, то его забирали к себе близкие родственники. Если же умирал глава семейства, то его жену с детьми забирал к себе брат умершего либо его близкий родственник.

На уроках казахского языка применение элементов народной педагогики очень обширно. Это – пословицы , поговорки, загадки, скороговорки, сказки, казахские народные игры, песни.

Еще совсем маленьким детям рассказывали сказки, разучивали с ними считалочки и скороговорки. Это развивало словарный запас, обогащало речь ребенка. Через устное народное творчество отца к сыну передавалась человеческая мудрость, характеризующая этнопсихологическое своеобразие и этические установки, выработанные нацией веками.


Пословицы и поговорки, загадки один из древнейших жанров казахской народной поэзии. Красочность и точность языка, пословиц, умение остроумно вставить их в разговорную речь высоко цениться в казахском народе. Недаром у казахов говорится: «Краса подбородка – борода, краса речи – пословица ».

Пословицы любого народа – это нравственный кодекс. Они обобщают нормы народной морали, говорят о том, что прежде всего ценится в человеке. Жить и быть счастливым, говорится в пословицах, имеет право тот, кто трудится: «Будешь трудиться – век будешь кормиться»

Пословицы и поговорки помогают привитию в детях любви к Родине и народу, щедрости и великодушию, скромности и сдержанности, трудолюбия, отзывчивости, честности, простоты и строгости к себе. Пословицы каждого народа отвечают едва ли не на все вопросы, которые ставит перед человеком жизнь. В своих пословицах он осуждает нажившихся за его счет баев и султанов, обличает произвол ханов, жадность мулл: « Где осоки много – быки жирны, где тяжб много – начальники жирны, где покойников много –муллы жирны». Каждая пословица говорится к слову, применяется к случаю.

Казахский народ издревле славился своим гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. «Сыйлап берсе – суын іш»

(И вода - еда, если от души подана)

Поэтому к каждой теме урока учитель подбирает пословицы, поговорки, таким образом, чтобы они были доступны для понимания детей, соответствовали данной теме и имели огромное воспитательное значение.

«Өзін - өзі білген ер бақытты,өзін - өзі билеген ел бақытты»

(Счастлив джигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собой правящий).Такую пословицу можно использовать при изучении темы: «Тәуелсіздік күні» или к теме «Менің Отаным» подходит пословица «Туған жердей жер болмас, туған елдей ел» (Нет земли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине)

Загадки стали создаваться человеком в глубокой древности. Она развивала наблюдательность, учила воспринимать мир, помогала совершенствовать мышление. Она использовалась как один из приемов тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения, чтобы уберечь от " нечистой силы " свое жилище, свою семью, скот, орудия труда.и т. д. Впоследствии с ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включались в различные обряды: посвящение юношей в воины, свадебные обряды. Загадки часто звучали на праздниках, где они создавали состязательный дух, а также на айтысах.

На уроках казахского языка загадки могут использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности учащихся. Она становится дидактическим средством обучения детей. Например: «Суға батпайды, отқа жанбайды» (В огне не горит, в воде не тонет).


Наряду с пословицами, поговорками, загадками можно также использовать считалки. Считалки привлекают детей своей игривостью, созвучны с народной поэтикой, схожи с загадками. Например:

Бір деген – бөрік

Кисем бойға –қөрік,

Екі дегенім етік

Киер сәнді етіп...

Цель данной считалки: знание счета по порядку, узнать (закрепить) название национальной одежды. Воспитание в детях любви прекрасному(красивому), к чистоте, к учебе, к труду.

Именно на уроках казахского языка нужно воспитывать интерес детей к культуре и быту казахского народа, его традициям, праздникам, обрядам на которых звучат казахские народные песни. Эти песни тоже имели магическое значение: считалось, что они волшебным образом воздействуют на природу. Есть такое поверье, что правильно подобранная песня способствует исцелению от физических недугов. Другие обряды сопровождали семейную жизнь: торжественный обряд встречи невесты, именуется келін түсіру. Основным элементом которого является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий – «Беташар». Свадебные песни отражают народный взгляд на семью, а невеста рисуется в них как идеал девушки и жены.

Песни сопровождали казаха от рождения до самой смерти. В них отражалась душа народа. Знакомясь с обычаем «Бесікке салу» учащиеся учат колыбельную песню «Әлди-әлди». . Находясь на лоне природы, дети рано обращали внимание на ее красоту, приобщаясь к прекрасному. Абай в «Словах назидания» писал: «Дитя стремится ко всему, что видят глаза и слышат уши: тянется к блестящему предмету, пробует его на ощупь и на вкус, ищет сближения с домброй или свирелью, услышав их необычайные звуки». Песня раскрывает красоту души, с нее начинается духовная жизнь человека. Слушая колыбельные песни, ребенок учится воспринимать музыку через красоту звуков. Существует особый вид казахских народных песен - терме, в которых давались определенные нравственные наставления, основанные на жизненных наблюдениях. Каждая строка терме имела глубокий смысл, легко запоминалась и служила определенного рода психологической установкой.

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях казахских народных песен, о неразрывной связи их с жизнью народа, учащиеся знакомятся с народными музыкальными инструментами, их звучанием. Между тем, именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у школьника так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. Народная музыка является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом и выкристаллизовать чувство собственного достоинства. Поэтому уже с первого класса ему необходимо прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.

Особую популярность среди детей и подростков имели конно-спортивные игры: байга- скачки, сайс - сбивание с лошади, аударыспақ - единоборство всадников, тезгінге таласу - борьба за поводья, состязание на поддержание равновесия, перетягивание веревки. В настоящее время многие из этих игр превратились в национальные виды спорта. Они формировали ловкость, выносливость силу и сноровку. Уже в дошкольном возрасте основная масса детей умела управлять лошадьми, становясь отличными наездниками. Даже маленького ребенка часто возили верхом по аулам и пастбищам, приучая самостоятельно сидеть в седле, а когда ему исполнялось 3 года, сажали на лошадь, выполняя определенные обряды.

Особое место в системе обучения детей казахскому языку занимает игра. Игра способствует развитию интереса к предмету, дает очень многое для психического развития учащегося, развивает воображение, образное мышление, формирует согласованность движений. Игра обеспечивает хорошую работоспособность класса, непренужденное изучение и закрепление.

Большой интерес вызывает у учащихся работа над сказкой. Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка. Развитие интереса у учащихся к национальному фольклору растет с каждым днем. В связи с этим на уроках казахского языка дети знакомятся со сказками. Особенно им нравится серия сказок про Алдара Көсе. В сказках все необычайно. Герои совершают необыкновенные поступки. Змеями сначала являются Ер-Тостику хан подземного царства Бану и его жена. Потом они оборачиваются людьми. Белая волчица, на которой собирается жениться джигит, становится вдруг девицей-красавицей. Сказки прививают интерес к чтению, развивают речь и пополняют словарный запас школьников. Сказки не только поучают, но и учат, учат мечтать, воспитывают благородные черты характера, развивают фантазию, учат морали, вере в победу добра и справедливости.Смысл сказочных мечтаний – в стремлении людей улучшить свою жизнь.


Я считаю, что именно благодаря народной педагогике мы способны воспитать культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!