Воспитательский час
«Я гражданин и патриот своей страны»
Цель: углублять знания учащихся о государстве, о символике государства, о национальностях; прививать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.
Оборудование: флаг РФ, герб РФ, плакат с гимном, портрет президента РФ, карточки с названием национальностей, эмблемы для команд.
Ход беседы
чтецВлада: Весь край этот, милый навеки,
В стволах белокрылых берёз,
И эти студёные реки,
У плёса которых ты рос.
Чтец Даша: И тёмная роща, где свищут
Всю ночь напролёт соловьи,
И липы на старом кладбище, Где предки уснули твои,
Чтец Вика: И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в андреевских звёздах,
В высоких седых париках,
Чтец Женя: И рожь на полях непочатых,
И эта хлеб - соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола...
Чтец Влада: И санки, чтоб вихрем летели,
И волка опасливый шаг,
И серьги вчерашней метели
У зябких осинок в ушах,
Чтец Даша: И ливни - такие косые,
Что в поле не видно ни зги...
Запомни:
Всё это - Россия,
Которую топчут враги.
Воспитатель: Это стихотворение написал Дмитрий Кедрин в самый тяжёлый, 1942 военный год, когда фашисты оккупировали большую часть нашей земли.
Что же такое для человека Родина?
Поэт считает своей родиной: страну, в которой живёт, дом, где родился, берёзку у родного порога, место, где жили его предки. Всё это и есть родина, т.е. родное место. Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
(Дети читают стихи и показывают рисунки на тему « Мой родной и любимый край»)
1Влада
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных. (С. Есенин)
2Женя
. Пой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза. ( С. Есенин)
ЗДаша.
В поле звон раздаётся лазоревый,
Льётся с птичьими трелями в лад.
Почему- то в России особенно
Колокольчики нежно звучат. (Я. Козловский)
4.Влада
О России петь - что стремиться в Храм
По лесным горам, полевым коврам...
О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать...
Что любовь любить, что бессмертным быть. (И. Северянин)
Воспитатель:- Откуда произошло слово « родина»?
Вы искали в толковом, этимологическом словарях слова, близкие по значению.
( Слово « родина» произошло от древнего слова « род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.)
Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. Однокоренные слова: «родить» - значит, произвести на свет потомство; «родители» - отец и мать, у которых рождаются дети; « родня» - родственники; « родословная» - перечень поколений одного рода, люди гордятся своей родословной, изучают её; «народ»- нация, народность, жители страны.)
Наше государство называется Россия, Российская Федерация.
-Что такое государство?
Когда мы говорим, что живём в Российском государстве, всем ясно, о чём идёт речь. Мы имеем в виду территорию, у которой есть своё название, свои границы, своё наследие. Предположим, мы говорим о каком - то государстве, имея в виду его территорию. Попробуем заменить слово « государство» на слово « страна». Ничего не изменилось. Некоторые государства - страны можно даже целиком увидеть из космоса. Например, Великобританию и Исландию. Они расположены на островах.
Однако, у слова « государство» есть и другие значения. Одно из них обозначает то, что из космоса не увидишь. Подумайте, о каком значении идёт речь?
-Имеется в виду государство как организация, управляющая страной. Задача государства - организовать жизнь людей в обществе, следить за порядком. Государство служит обществу.
Игра
На магнитной доске карточки со словами.
БЕЛОРУСЫ УРАЛЬЦЫ СИБИРЯКИ УЗБЕКИ
РУССКИЕ КАЗАКИ ВОЛГОГРАДЦЫ МОСКВИЧИ
Выберите из этих карточек наименования народов, имеющих своё государство.
-Чем отличается одно государство от другого?
-Назовите основные символы государства. (Герб, флаг, гимн)
Во всём мире люди обращают свои взоры к государственным символам своей
страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: вы
не одиноки в этом мире, за вами - ваша страна. А люди знают, что у них
страны многовековая и славная история. Они знают, что их предки под этими
знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях.
Душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной-
значит, готов помогать ей, защищать её.
Итак, вы назвали основные символы государства. Сейчас группа ребят, подготовивших сообщения о символах нашей страны, выступит перед вами.
-Если о флаге и гербе можно много прочитать, на них можно смотреть, то гимн только слушать или петь. ( Ученики исполняют гимн)
-Государственные символы отражают историю народа, его надежды и устремления в будущее. Они показывают его национальный характер.
Крылатое выражение:« Самый распространённый вид гордости — национальная гордость»
Шопенгауэр.
Инсценировка
Воспитатель: Крошка сын к отцу пришёл,
И спросила кроха:
ученик: - Папа! Патриотом быть
Хорошо иль плохо?
Воспитатель: И задумался отец
Над вопросом сына:
Как сказать, чтобы сложилась Честная картина?
ученик: Если Родину ты любишь,
Как родную маму
-Это очень хорошо,
-Я скажу вам прямо.
« Если ты не уважаешь дедов
-Участников войны,
Это плохо!- скажут люди.
-Нам такие не нужны!»
Если ты читаешь книги о войне,
Как встал народ,
То учитель в школе скажет:
« Настоящий патриот!»
Воспитатель: Мальчик радостный пошёл,
И решила кроха:
ученик: « Быть патриотом - хорошо,
Не быть им - очень плохо!»
Воспитатель: читает стихотворение:
Берегите Россию
- Берегите Россию,
Нет России другой.
Без неё нам не жить.
Берегите её тишину и покой,
Берегите её,
Это небо и солнце,
Чтобы вечно ей быть
Этот хлеб на столе
Нашей правдой и силой,
И родное оконце
Всею нашей судьбой.
В позабытом селе...
Берегите Россию-
Нет России другой.
Е. Синицын.
Воспитатель: Ребята, спасибо за работу!
БЕЛОРУСЫ
УРАЛЬЦЫ
СИБИРЯКИ
УЗБЕКИ
РУССКИЕ
КАЗАКИ
МОСКВИЧИ
Волгоградцы