СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в условиях ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обоснована значимость и практическая ценность уроков истории и обществознания в воспитании подрастающего поколения с учетом современных образовательных и воспитательных стандартов.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в условиях ФГОС»

Воспитательный потенциал уроков истории и обществознания в условиях ФГОС

Автор: Бердникова Татьяна Вячеславовна

Учитель истории и обществознания ГБОУ РМЭ «Школа-интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»

[email protected]

Аннотация

В статье раскрываются особенности гражданско-патриотического воспитания на уроках общественно-научного цикла.

Цель - обосновать значимость и практическую ценность уроков истории и обществознания в воспитании подрастающего поколения с учетом современных образовательных и воспитательных стандартов.

Задачи:

  • Систематизировать опыт реализации воспитательного потенциала урока истории и обществознания;

  • Определить возможности повышения воспитательной функции на уроках общественно-научного цикла.

В статье дается краткое обоснование основных идей, применяемых педагогом.

Ключевые слова

Воспитание подрастающего поколения, воспитательный потенциал урока, патриотизм.

Процесс образования и воспитания неразделим. В современной школе воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. В связи с этим концепция современного исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания [4]. Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Цель работы: обосновать значимость и практическую ценность уроков истории и обществознания в воспитании подрастающего поколения с учетом современных образовательных и воспитательных стандартов.

Задачи:

Систематизировать опыт реализации воспитательного потенциала урока истории и обществознания;

Определить возможности повышения воспитательной функции на уроках общественно-научной направленности.

Под воспитанием в школьном историческом образовании мы понимаем целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся в ходе их урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающее осознанное восприятие ценностей культуры людей прошлого в целях социальной адаптации в современном обществе, самоопределения и самореализации личности, ее продуктивного участия в общественном развитии [6] . Именно этим целям служат уроки истории и обществознания в рамках ключевого модуля «Урочная деятельность» рабочей программы воспитания. Урок обладает значительным воспитательным потенциалом, уникальной возможностью влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся. Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?

Для этого выделяют три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

·  Отбор содержания материала;

·  Совершенствования структуры урока;

·  Организация общения.

Учитель осуществляет отбор учебного материала с учетом отражения наиболее ярких и значимых событий прошлого с направленностью на воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Содержательной основой патриотического воспитания являются материалы Всемирной и российской истории. На примере важнейших исторических событий, материалов из курса «Отечественной истории» и «Обществознания», проще всего, проиллюстрировать образцы личностного роста, позитивного развития и результата, показать значимость патриотизма и гражданственности в жизни отдельного человека и общества в целом. Так, на уроке истории в 6 классе, «Борьба Руси против монгольского нашествия» примером отваги и готовности к самопожертвованию раскрывается подвиг Евпатия Коловрата. В 7 классе тема «Окончание Смутного времени» заставляет школьников задуматься о судьбе Родины, сделать выводы, что только вместе, сообща можно дать отпор врагу. А во времена наполеоновского нашествия?! Русские люди, при приближении захватчиков, без жалости жгли свои дома и амбары, все, что, наживалось долгие годы упорным трудом, что бы не досталось врагу, а потом, движимые патриотическими чувствами, помня свой гражданский долг, брали в руки топор или вилы и шли в лес, в партизаны, бить французов. Вот исторические примеры высокого патриотизма, общественного и гражданского самоопределения, которые должны быть усвоены подрастающим поколением. И таких фактов в истории нашего народа предостаточно.

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделить подбору такого материала, который вызывает отклик в умах и сердцах детей, заставляет их гордиться своей страной, предками, задумываться о поступках людей.

Большое значение имеет работа над учебными проектами по отечественной истории, поскольку они являются интегративным средством развития, обучения и воспитания обучающихся, предполагают создание нового образовательного продукта. Для реализации гражданско-патриотического воспитания в школе в арсенале педагога можно использовать различные формы, методы и приемы. В частности, в форме визуализации (картины, рисунки, фотографии, карты событий, презентации и т.д.), которая позволяет формировать наглядный образ изучаемого материала, изучить школьникам новые исторические факты. Технологический прием, позволяет детям вжиться в образ исторического персонажа, почувствовать дух времени, мысленно ощутить на себе исторические обстоятельства той или иной эпохи.

Уроки обществознания позволяют вовлечь детей в творческую деятельность, которая привлекает конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта по изучаемой теме, дает возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленной на достижение «благородной цели»: наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика. На занятиях особая роль отводится активной, разносторонней, посильной и вместе с тем развивающей («в зоне ближайшего развития») деятельности обучающихся. Наряду с заданиями, требующими воспроизведения изучаемого материала, широко используются преобразующие, поисковые, творческие задания, причём уже при изучении первых разделов обществознания. Обучающиеся 6 класса с интересом выполняли проекты «Загадка человека», «Как стать хозяином времени», «от увлечения к профессии».

Важным условием превращения обычного урока в урок с яркой воспитательной направленностью, должно быть применение таких форм работы с обучающимися, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме.

Патриотизм начинает формироваться с любви к «малой родине», поэтому необходимо говорить не только о мировом значении событий и явлений российской истории, но и о патриотических традициях своего края. Поэтому еще одним направлением для нас является участие в проекте Всероссийского общества «Знание». В рамках проекта обучающиеся нашей школы приняли участие во Всероссийской военно-патриотической просветительской акции «Знание. Герои». Ребята узнали о героях Великой Отечественной войны - уроженцах Республики Марий Эл – Архипове В. С., Краснове З. А., Владимирове А. И., Яналове А. М. О герое своей семьи – К. П. Кутрухине, закрывшем амбразуру дзота своим телом и спасшем боевых товарищей, рассказала обучающаяся 11 класса Зотина Яна. Желудкин Артем ученик 7 класса представил материалы, собранные дедушкой, в которых описан боевой путь Заболотнова Н.Ф., Желудкина А.Е., Морозовой Л.И. Завершая акцию, ребята делились своими впечатлениями, эмоциями и сказали: «Это счастье, что мы не знаем ужасов войны, но мы должны помнить всегда, какой ценой завоевано мирное небо».

Для реализации гражданско-патриотического воспитания в школе в арсенале педагога можно использовать различные формы, методы и приемы на уроках общественно-научного цикла. Ведь история и обществознание – это предметы, наполненные живым содержанием, способные вызывать яркие эмоциональные переживания школьника, показать значение познания, ответственности, терпимости, долга и семейных ценностей.

Список использованных источников и литературы

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. [Электронный ресурс] – М., 2012. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2974.

  2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Редакция от 17 февраля 2023г.

  3. Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы [Электронный ресурс] https://docs.edu.gov.ru/document/b12aa655a39f6016af3974a98620bc34/download/3243/?ysclid=lpech9oug860440578

  4. Методические рекомендации по реализации программ воспитания для общеобразовательных организаций: модуль «Урочная деятельность»

  5. Жирова О.С. Воспитательный потенциал уроков истории в рамках ФГОС и реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/HjiVJ4LErKtB.pdf

  6. Никулкина Н. А. Воспитательный аспект урока в рамках внедрения Рабочей программы воспитания https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vospitatelnyy-aspekt-uroka-v-ramkah-vned.496517/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!