Февральское совещание работников образования.
Площадка №4 Комплекс мер «Воспитание и социализация» ( 22.02.2022 г)
Тема выступления: Воспитательный потенциал школьных традиций.
Докладчик Созонова А.К. – зам директора по УВР МБОУ СУГ им. И. В Волкова.
Добрый день, коллеги. Тема моего выступления: «Воспитательный потенциал школьных традиций». Федеральный государственный стандарт общего образования внес в воспитание школьников некоторые коррективы, одной из которых является требование к школам- разработать специальные программы воспитания на основе примерной программы воспитания. Назначение примерной программы воспитания - помочь школам создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Как мы знаем, раздел «Виды, формы и содержание деятельности» может состоять из нескольких инвариантных и вариативных модулей, каждый из которых ориентирован на одну из поставленных школой задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы школы. Сегодня я хочу остановиться на вариативном модуле «Ключевые общешкольные дела». Ключевые дела –это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив.
Важным средством воспитания в школе являются традиции, которые не только формируют общие интересы, придают определенную прочность жизнедеятельности школы, но и придают школе, то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь.
В каждой школе накоплено много очень полезных и добрых традиций, в том числе возникших очень давно и поддерживающихся до настоящего времени.
В частности, в нашей гимназии, существуют такие традиционные мероприятия как: праздник первого звонка, «Здравствуйте, это мы! (5-классники знакомятся с коллективом гимназии), Посвящение в гимназисты, Декада ко Дню Матери, Пятерка для мамы, школьная ярмарка, День семьи, День отца, Новогодний серпантин, День рождения гимназии, праздник последнего звонка, капустник для 11-классников, предметные недели, класс года, вручение учительской и родительской номинаций, субботники по благоустройству территории гимназии и города.
К традициям следует отнести и систему поощрений и наказаний, сложившуюся в школах, так как такая система оказывает влияние на учебно-воспитательный процесс. Система наказаний выступает регулирующим механизмом соблюдения школьных законов учащимися, способствует формированию ответственности каждого ученика за общие результаты класса. Система поощрений стимулирует познавательную, творческую активность детей, формирует культурное поведение, стремление делать добрые дела. Поощрения умножают силы ребенка, стимулируют желание двигаться вперед. Так, например, на общешкольных линейках вручаются благодарности и грамоты, а иногда и небольшие подарки ребятам, отличившимся в общественных делах.
Одной из приоритетных целей в воспитании детей подросткового возраста является ценностное отношение к своему отечеству, своей малой и большой Родине.
Одним из мероприятий, которое реализует данную цель у нас, в гимназии, является традиционное мероприятие «Герой нашего времени». Главной целью данного мероприятия является воспитание гражданина, знающего историю своей большой и малой Родины и испытывающего чувство гордости за свою страну Когда только зарождалось это мероприятие, то это было публичное выступление, сопровождаемое презентацией, теперь же это мероприятие вылилось в устный журнал, в котором широко используется наглядность, демонстрируются короткие фрагменты научных и художественных фильмов, инсценировка классного коллектива или презентация в Power Point. Участниками самостоятельно определяются жанр выступления - интервью, репортаж.
Вот только несколько тем для устного журнала «Герой нашего времени»:
2012г. – Великие деятели Якутии;
2015 г.- Якутские писатели;
2016 г.- Подвиг солдата Великой Отечественной ( о подвиге и судьбе неизвестных солдат);
2018 г.- Комсомол – страницы истории листая ( история комсомола, его трудовыми и ратными подвигами);
2019 г. - О героях былых времен…( жизни и судьбы героев Вов из Якутии);
2020 г.- Женщины- герои Великой Отечественной войны ( о подвигах женщин, воевавших в Великую Отечественную)
В ходе подготовки к устному журналу учащиеся знакомятся с историей Родины, жизнью и деятельностью героя будущего журнала, готовят презентации или репетируют сценки. Все это сплачивает коллектив класса, дети проявляют творчество, учатся публично выступать.
Традиции оказывают огромное влияние и на воспитание школьников, они несут в себе значительный воспитательный потенциал.
К. Д. Ушинский считал, что «воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров».
Существуют различные типы традиций, в каждом из которых заложены определенные воспитательные цели. Главные из них это общешкольные традиции и традиции первичного коллектива. Общешкольные традиции способствуют сплочению классных коллективов, исключают разобщенность учащихся разных классов, а также воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.
Традиции – это показатель прочности и стабильности бытия, устойчивости окружающего мира, что очень важно для правильного психологического развития детей, они обогащают его внутренний мир, способствуют адаптации ребенка в коллективе, формируют сплоченность, прививают чувство гордости и любви к своей школе.
Конечно, необходимо учитывать современные изменения в образе жизни, мировоззрении учащихся и их родителей, поэтому какие-то традиции будут уходить, а новые появляться, но они обязательно должны соответствовать духу школы и помогать в воспитании подрастающего поколения…
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Одал принадлежит стихии Земля, а это значит, что такой оберег может прекрасно подойти Тельцам, Девам и Козерогам.
Руна несет в себе энергию дома, семьи, крыши над головой. Оберегает от семейных конфликтов и невзгод в вашем доме. Оберег Одал – это сила комфорта, уюта и теплоты в доме у своего обладателя. Прямое послание Руны Одал – «не бойся прошлого!». На доступном языке означает, что всегда нужно помнить все свои навыки, знания, которым ты когда либо научился или приобрел, не потеряв свой талант, знания и собственную силу.
Чем еще может быть полезна Руна Одал?
Помогает адекватно и трезво принять свои моральные и физические изъяны и слабости.
Отлично справляется с ролью развития талантов, как забытых, так и настоящих.
Помогает с легкостью улучшить материальное положение и буквально примагничивает финансовые потоки своего обладателя.
Поможет наладить связь между прошлым, настоящим и будущим. Оберегает прежде всего духовное состояние своего хозяина.