ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ УРОКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Кубрак С.Н.
Современная жизнь требует от человека мобилизации всех его сил: нравственных, физических, духовных, интеллектуальных, чтобы он мог адаптироваться в новых условиях и не просто выжил, а победил – прежде всего, себя, а потом и обстоятельства.
В становлении личности каждого человека образование играет ведущую роль. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности.
Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока – основной организационной формы учебно-воспитательного процесса. Сегодня настало время рассматривать воспитательный, развивающий и дидактический потенциалы урока с позиций новых целей и нового содержания образования.
Остановлюсь на одном аспекте проблемы: воспитательные возможности учебных предметов. В реальной образовательной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются не совсем эффективно. По-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем. Для большинства педагогов лучший тот студент, который больше знает по его предмету. На этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы.
Таким образом, очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим студентам та учебная информация, которую они получили? Как способствовал мой урок развитию способностей студентов? И самое главное, как мой урок помог ему в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: Кто я? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни?
Поэтому так часто можно услышать от студентов: зачем нам учить химию или физику или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что педагог не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до студентов, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.
Воспитание на уроке – это, несомненно, примеры «хорошего» и «дурного», которые должны усвоить студенты из содержания любого предмета. При одном и том же содержании учебного материала урок может производить разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует преподаватель.
Уверена, что воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, профессионализм преподавателя.
Из всех стилей педагогического общения на своих уроках я придерживаюсь стиля педагогической поддержки. Коротко охарактеризовать этот стиль можно так: преподаватель понимает студента, принимает его таким, каков он есть, помогает ему. Достижения студента сравниваются не с успехами других, более сильных, а со своими собственными. При этом студент познает радость своего собственного успеха. Важно заметить малейшее продвижение ребенка вперед и за это поощрить. Как правило, ситуация успеха чаще возникает у сильных студентов, а слабые - остаются в тени. Ситуацию успеха для таких студентов создаю искусственно. Ситуация успеха – это эффективное средство воспитания положительного отношения к обучению.
Воспитывающий успех урока зависит и от эмоционального уровня общения – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на студентов: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. В этом случае уроки способны влиять на общий уровень воспитанности, который проявляется в общении детей, в их потребностях, поведении, высказываниях.
Огромную роль в реализации воспитывающего потенциала общеобразовательных предметов играет грамотное и уместное использование в практике личностно-ориентированных педагогических технологий.
Использование новых технологий урока требует от преподавателя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде.
Зададимся вопросом, почему же применение в нашей практике многих новаций, новых технологий, как правило, не приводит к кардинальному повышению качества образования и воспитания студентов?
Одна из причин неэффективности применения на уроке современных технологий видится в том, что у нас сразу же складывается своя особая трактовка новой технологии. Из нее исключаются наиболее сложные и непривычные элементы и берутся на вооружение понятные. Но технологию урока нельзя растаскивать по кускам, по отдельным понравившимся приемам. Она должна применяться как система. В противном случае утрачивается и образовательный, и воспитательный смысл применяемой технологии.
Как правило, большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности студентов на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность обучающихся. Но ведь намного проще организовать деятельность студентов только на одном уровне - репродуктивном. Вот почему у нас так живуча и популярна система уроков, базирующихся на пятизвенной структуре: оргмомент, опрос, новый материал, закрепление, домашнее задание.
Студентам надоедает скучный схематизм и бесцветность однотипных уроков. Воспитательные последствия этого – следовать моде, жизнь по заведенному порядку, следование стандартам. А структурно-сюжетное разнообразие уроков приводит к воспитанию исследователя, творческого человека.
Урок – это не только форма обучения, а огромный воспитательный потенциал. Реализация, которого зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, от профессионализма преподавателя, его методической грамотности, умения определять образовательные и воспитательные возможности. Талант педагога – в тонком чувствовании возможностей своего предмета, в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
И, в заключение, предлагаю памятку по формулированию воспитательных целей урока
Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
Требования к воспитательной цели: воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т. д.
Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки: «создать условия для…» или «обеспечить условия для…» (воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.)
Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения студентов…»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, будущей профессии …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ…»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у студентов навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
«Создать условия для воспитания уважения к другим культурам и обычаям и т. п.»