Воспитательное занятие на тему:
«Труд-обязанность или радость»
Цель: создать условия для формирования представлений о труде.
Задачи:
Образовательные: раскрытие значимости труда в жизни людей.
Развивающие: способствование развитию любознательности, кругозора.
Воспитательные: воспитание уважительного отношения к любому труду.
Предметные планируемые результаты: научатся понимать значение труда в жизни людей, различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.
Метапредметные планируемые результаты:
Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: ставить, формулировать и решать проблемы, иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Ход
Орг. момент.
I. Проблемная ситуация. «Два плуга»
- Тема нашей беседы «Труд на радость тебе и людям». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ.
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашей беседы.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Основная часть.
Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны, которые ничему не научились.
Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время,... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
Профессии в лицах.
Шахтёр – Мы землю глубоко копаем и в глубине земли
Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли.
Строитель – Средь облаков, на высоте, мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте счастливо жили люди в нем.
Пастух – Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос.
Фотограф – Наведет стеклянный глаз, щелкнет раз – и помним вас
Пожарники – С огнем бороться мы должны – мы смелые работники,
С водою мы напарники. Так кто же мы?
Повар – Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты?
Космонавт – Он не летчик, не пилот, он ведет не самолет,
А огромную ракету, дети, кто, скажите, это?
Машинисты – Ходят шумно поезда и сигналят иногда
Нам гудками или свистом, а ведут их…
– А какие ещё профессии вы знаете? (сопровождение показа слайда – картинки)
Стихотворение М. Яснов.
«Одного мальчика спросили:
– Для чего тебе две руки?
Тот ответил:
– Одна, рука нужна, чтобы держать маму, а другая – папу!»
– Ребята, вы согласны с мальчиком?
– А для чего же ещё нам руки нужны?
Чтение отрывка из произведения Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:
— А для чего, Петенька, людям руки нужны?
— Чтобы в мячик играть, — ответил Петя.
— А еще для чего? — спросил дед.
— Чтобы ложку держать.
— А еще?
— Чтобы кошку гладить.
— А еще?
— Чтобы камешки в речку бросать…
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.
– Как вы ответите теперь, для чего руки нужны?
– Как понимаете выражение трудовые руки?
– Можно сказать, что у вас трудовые руки?
Взрослые трудятся на заводах и фабриках, у станках, а школьники за партой в школе, и пока это то, что вы можете делать, а свою работу надо выполнять добросовестно.
Конкурс Аукцион профессий».
- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар
- Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Подведение итогов (рефлексия)
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом,
Скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим,
Самым нужным,
Самым важным сразу стать.
Да, нельзя…
Но можно сразу
И учиться,
И мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Трудитесь! Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.