СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательно-профилактическая работа с обучающимися «группы риска».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В педагогике к «группе риска» относятся люди, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной   нормой и противостоянием ей, с отклоняющимся, так называемым девиантным, поведением. Девиантное (от лат. deviantio.–  отклонение) поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным  нормам  или  нормам  психического  здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательно-профилактическая работа с обучающимися «группы риска».»

Воспитательно-профилактическая работа

с обучающимися «группы риска».


В педагогике к «группе риска» относятся люди, живущие в состоянии неустойчивого равновесия между общественной нормой и противостоянием ей, с отклоняющимся, так называемым девиантным, поведением. Девиантное (от лат. deviantio.– отклонение) поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья.

Такое поведение представляет прямую опасность для жизни самого человека или окружающих. Девиантное поведение включает такие формы, как противоправное поведение, употребление алкоголя, наркотических веществ, проституции и т.д[1, с. 3].

В современных условиях получение высшего образования можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объем информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жестким контролем и регламентацией режима. В 11 классе происходит изменение роли обучающегося, корректировка потребностей и системы ценностей, возникает необходимость гибко регулировать свое поведение, приспосабливаясь к более жестким требованиям старшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе. Особенность кризиса связана с будущим трудоустройством, перспективами работы профессионального роста в рамках выбранной специальности. Отсутствие резервов психического и физического здоровья может привести к развитию невротических расстройств и расстройств адаптации.

Ученикам «группы риска» присущи: слабая мотивированность, недобросовестность, слабый самоконтроль, недисциплинированность, невнимательность к другим. Они могут отказаться от обязательств, непостоянны в подготовке к занятиям.

К группе риска мы относим следующие категории учеников:

– дети-сироты; – дети из социально-неблагополучных семей;

– дети - инвалиды; – дети с аддиктивным поведением.


Наблюдения за этими учениками показали, что у них сложное представление о своем будущем. Их тревожит неопределенность перед завтрашним днем. В последнее время у этой части молодежи наметилась тенденция – необходимость иметь главную цель в жизни и идти к ней.

Как помочь молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?

Трудность решения поставленных вопросов связана с тем, что замалчивание в течение многих лет проблем, связанных с девиантным поведением молодежи, привело к тому, что в нашем обществе педагогами предпринимались, главным образом, предупредительно-карательные меры. В результате «урок» или наказание, которые молодой человек получал за свой проступок, не только не нейтрализовали накопление девиантного потенциала, но увеличивали вероятность отклоняющихся форм поведения.

Общая функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, навыки, социальный опыт, способы поведения.

В узком смысле под воспитанием понимают целенаправленную деятельность педагогов, ориентированную на формирование у человека системы качеств или конкретное качество (к примеру, нравственное поведение). В этом плане воспитание рассматривается как педагогический компонент процесса социализации. Оно предполагает целенаправленные действия на создание условий для развития человека. Создание таких условий осуществляется посредством включения молодого человека в различные виды социальных отношений в учебе, общении, практической деятельности.

Воспитание предполагает не только формирование личности, но и создание условий для развития индивидуальности[2, с. 8–12].

Одной из главных задач воспитания ученика «группы риска» является его социальное самоопределение, которое зависит от следующих условий.

Во-первых, обеспечение включенности ученика этой категории в реальные социальные отношения. Ученики, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях. Это приводит к возникновению личностного отношения к деятельности.

Вторым условием является самореализация учеников группы риска» в процессе социального взаимодействия. Молодому человеку предоставляется возможность более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Здесь является

важным осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым своего «Я».

Воспитание ученика совершается только на основе активности его самого во взаимодействии с окружающей социальной средой. Главное – добиться оценки своего поступка, базирующейся на основе нравственных ценностей.

Воспитание подразумевает включение следующих компонентов:

– целенаправленная работа по нравственному просвещению (беседы, индивидуальные консультации);

– актуализация всех источников нравственного опыта ученика (учебная, общественно-полезная работа, отношения между одноклассниками, отношения с родителями, отношения «учитель-ученик» и др.);

– введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности учеников.

Только - то педагогическое воздействие приводит к позитивным изменениям, которое принимается учениками, соответствует их внутренним устремлениям, становится для них личностно значимым.

Прежде всего, это приемы индивидуального педагогического воздействия.

Прием «просьба о помощи». Педагог, для того чтобы расположить к себе воспитанника и установить с ним доверительный контакт, обращается к нему за советом, рассказывая о своих проблемах. При этом просит его представить себя на его месте и найти способ их решения.

Прием «оцени поступок». Для выяснения нравственных позиций молодого человека и их коррекции педагог рассказывает историю и просит оценить поступки различных участников этой истории.

Прием «добрый поступок». В процессе воспитательной работы студенту предлагается оказать помощь нуждающемуся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг героизма.

Прием «стратегия жизни». Выясняются жизненные планы воспитанника. Вместе со учеником педагог определяет то, что поможет реализовать эти планы, а что может помешать их реализации.

Прием «мой идеал». В процессе беседы выясняются идеалы ученика и делаются попытки оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.

Этими приемами пользуются в своей воспитательной работе преподаватели педагогики и психологии на семинарских занятиях, практических занятиях, в индивидуальной работе.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает личный пример преподавателя, юмор, изменение обстановки и т.д.

Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте души, тела, речи, понимание морали. Эта сфера помогает человеку вступать в определенные отношения с другими людьми. Она характеризуется умением управлять своими отношениями. Позиции и ориентации, посредством которых человек вступает в отношения с миром, определяют суть его экзистенциальной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора позиций, взглядов и ценностных ориентаций. Целями развития этой сферы являются: развитие способности чуткого отношения к людям; формирование навыков социального взаимодействия.

Таким образом, уровень интеллектуального развития и развития других сфер определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности. Особой проблемой является выбор методов воспитания. Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Только на первый взгляд может показаться, что педагог свободен в выборе методов и определяет пути воспитания произвольно, как ему заблагорассудится. Чем глубже педагог понимает причины отклоняющегося поведения, чем лучше знает специфику методов воспитания и условия их применения, тем правильнее намечает он пути воспитания. На практике всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность. Выбор такой совокупности – это всегда поиск оптимального пути воспитания. Оптимальным является наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели.


Список литературы


1. Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. Центр Владос, 2001.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

4. Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!