СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная работа средствами киноискусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная работа средствами киноискусства»

Воспитательная работа средствами киноискусства



Слайд 1

Кино, пожалуй, самая интересная, но и самая загадочная индустрия в мире. Наверное, каждый человек когда-то мечтал в неё попасть.

Кино – это искусство, давно известное каждому из нас, но мало кто задумывался над тем, что кино может быть еще и лекарем души!

В Федеральном государственном стандарте общего образования, развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Мы понимаем, что сегодня воспитание духовно-нравственных качеств у школьников – это деятельность сродни подвижничеству, поэтому воспитательная работа является не просто суммой разнообразных методов работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Очень важно, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. В связи с этим, встаёт задача создания условий для свободного выбора форм, способов самореализации учащихся, на основе освоения общечеловеческих ценностей.

Слайд 2

В школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. Личностный опыт общения подростка с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов.

Кино наиболее органично вписывается в контекст современной культурной ситуации. Текст кино значительно легче «прочитать»: он близок, понятен, почти ощутим. Кинозритель находится в совершенно новых условиях восприятия: от предмета, от видимого движения он переходит к его осмыслению, к построению внутренней речи (это иной тип работы мозга). Именно кино становится для молодого человека каналом интенсивного познания жизни. Мышление современной молодежи более динамичное, ракурсное. Молодежь чаще мыслит «картинками-кадрами», сюжетно связанными между собой. Отсюда и массовость кино, и возможность его педагогического использования даже с неискушенным в области искусства человеком.

Особенностью воспитательной работы средствами киноискусства является возможность вовлечения подростков, в том числе и подростков «группы риска», как правило, - уклоняющихся от общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, в воспитательную и коррекционно-развивающую работу. Кино позволяет участнику кинопросмотра посмотреть на свои действия и поступки через призму чужих проблем.

Слайд 3

Человечество давно придумывает способы взглянуть на свой внутренний мир со стороны, определить причины и мотивацию своих собственных поступков. Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию людей.

Слайд 4

Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по–своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру.

Слайд 5

Кинотерапия – средство развития личности, доступное всем. Известно, что с помощью просмотра фильмов можно стать спокойнее, умнее и даже опытнее.

На современном этапе развития технологий следует учесть тот факт, что на рынке киноиндустрии детям предложены фильмы разных жанров, а главное, фильмов с разным содержанием. Важно правильно подобрать именно тот фильм, в котором содержание не нанесет вред, а будет носить не только развлекательный характер, но и воспитательный.

Влияние произведений киноискусства на становление личности детей, подростков и молодежи трудно переоценить. Кинофильмы (художественные, мультипликационные, документальные и др.) не только расширяют кругозор, но и, будучи интересными, оказывают значимое влияние на современных детей, подростков и молодежь тем, что вызывают размышления, которые влияют на формирование личности молодого зрителя.

Слайд 6

Основной целью воспитательной работы с использованием средств киноискусства является развитие самосознания (познания себя, изменение отношения к себе, регуляция поведения), формирование мировоззрения и позитивного мышления. Так, наблюдение за поведением киногероя в той или иной проблемной ситуации и подражание ему через применение подмеченных эффективных поведенческих тактик создают предпосылки для преодоления молодым зрителем аналогичных трудностей в собственной жизни или научиться успешно взаимодействовать с окружающими людьми. Использование фильмов как инструмента для обучения или профилактики позволяет расширить знания зрителя, снять или снизить имеющуюся напряженность или тревожность, развивает интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы, способствует развитию самосознания (познания себя, изменения отношения к себе, регуляции собственного поведения), что содействует социализации детей, подростков и молодежи, а также их личностному росту.

Кинопросмотр, организованный в рамках воспитательной работы, и последующее кинообсуждение позволяют решить ряд воспитательных задач: расширение представления детей, подростков и молодёжи о существующих у них трудностях, способах их разрешения, способствует формированию мотивации к достижению целей или изменениям и др. Тематический кинопросмотр даёт возможность молодому зрителю точнее понять, например, изучаемое событие, а также мысленно перенестись в него, прочувствовать и пережить различные социальные роли, особенности характеров людей, что, в свою очередь, влияет на самооценку, становление или пересмотр собственного мировоззрения зрителя.

Слайд 7

Первый этап кинотерапии - организационный.

В зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, фильм популярный и всем известный.

Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Педагог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. 

Слайд 8

Второй этап – просмотр фильма.

Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:

образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;

позитивность или негативность динамики фильма и музыки;

эмоциональные и физиологические переживания;

стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.;

после просмотра фильма допускается перерыв (отдых) на 5-7 минут.

Слайд 9

Заключительный этап – аналитический - обсуждение фильма.

Обсуждение просмотренного кинофильма – это ещё один из множества способов воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью. Для старшеклассников важен откровенный, искренний разговор без назиданий, задушевная беседа. Исходя из этого, очень важно, чтобы тексты и вопросы не зачитывались, а воспроизводились учителем по памяти. В противном случае не получится достичь цели и задач воспитательного занятия.

Оно не только направляет внимание молодого зрителя в русло обсуждаемого вопроса, но и фокусирует его на существующих различных взглядах, позволяет выявить сильные и слабые стороны каждой точки зрения, помогает осознать и принять собственные трудности, учит слушать других, уважать чужое мнение, высказывать собственную точку зрения и добиваться, чтобы собеседник его услышал.

Специально организованное обсуждение кинофильма создает безопасную среду, помогает молодым зрителям откровенно высказаться друг перед другом, в том числе и по таким вопросам, о которых в другой ситуации они не решились бы или не сумели бы поговорить, то есть имеет место тренировка сопереживания и рефлексии. В целом кинопросмотр и кинообсуждение воспринимаются молодым зрителем не только как заполнение свободного времени интересным досугом, но и как приятное, интересное и безопасное общение.

Слайд 10

«Киноуроки в школах России и мира». Киноуроки направлены на воспитание духовно-нравственных качеств у подрастающего поколения, опубликованы на сайте Российской электронной школы (РЭШ), а также прошли экспертизу ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».

«Киноуроки в школах России и мира» — это инновационная система воспитания Международного культурно-гуманитарного проекта «О будущем».

В рамках системы создаются детские короткометражные фильмы о справедливости, искренности, чувстве долга и других духовно-нравственных качествах для проведения киноуроков. Фильмы сопровождаются методическими пособиями для проведения педагогами воспитательных занятий.

Киноурок включает в себя просмотр фильма; обсуждение ситуаций и качеств героев; общественно полезного дела, придуманного школьниками, закрепляющего этические понятия на практике; обсуждение результатов применения качества в действии.

Слайд 11

Для обучающихся образовательных организаций общего образования проводится серия открытых онлайн-уроков «Алтарь Победы: духовные лидеры России на защите Отечества».

Уроки содержат видеоролики и презентационные материалы об исторических фигурах и духовных лидерах современности, относящихся к традиционным религиям России (христианству, исламу, буддизму и иудаизму).

В целях закрепления материала в рамках каждого онлайн-урока предусмотрено проведение викторины.

Трансляция проводится на сайте проекта.

Слайд 12

Тематические кинопоказы дают возможность хорошо провести время за просмотром и обсуждением новинок российских просветительских фильмов и шедевров документального кино.

Вы сможете не только насладиться неигровыми картинами в сфере культуры и искусства, науки и технологий, социологии, этнографии, космоса и истории, но и познакомиться с любителями документалок.

Чтобы присоединиться к проекту и провести мероприятие на территории своей организации, отправьте заявку по кнопке «Стать куратором».

Таким образом, развитие личности гражданина, формирование нравственности и эстетического вкуса – вот сверхзадача педагога в воспитательной деятельности с обучающимися с применением средств кинематографа. Кинематография способствует формированию основ художественной культуры школьников как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитию эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитию способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в нравственном пространстве культуры.

Кино – это не только развлечение, но и искусство, способное вдохновлять и влиять на массы. Оно постоянно развивается, открывая новые горизонты и пересекая границы возможного.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!