СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа «Я- человек,Ученик,Гражданин» для обучающихся класса ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программу рекомендуется использовать в коррекционной школе с 5-го по 9-й класс. Она включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить пред­ставление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах разви­тия личности в формировании гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа «Я- человек,Ученик,Гражданин» для обучающихся класса ОВЗ»



Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Арбатская средняя общеобразовательная школа»





.






Воспитательная программа



«Я- человек,Ученик,Гражданин»

для обучающихся класса ОВЗ


5 лет

(срок реализации программы)

Медведева Татьяна Васильевна





Стаж работы 3 года















с Арбаты

Пояснительная записка

События настоящего времени подтверждают, что нестабильность экономической сферы, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.

Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программу рекомендуется использовать в коррекционной школе с 5-го по 9-й класс. Она включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить пред­ставление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах разви­тия личности в формировании гражданина России.


Цель программы

  •  Развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к  активному проявлению в различных сферах жизни общества.

  •  Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа.

  • Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы родного края.

  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими людьми.

  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.

  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к  культуре своей страны.

Сроки реализации программы

  • I этап: проектный - 2019-2020 учебный год 5-9 кл

  • II этап: практический -2020-2021 учебный год 5-9кл

  • III этап: аналитический - 2021-2022 учебный год 5-9кл

Ожидаемые результаты

  • Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Воспитание потребности в духовном обогащении, приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.

  • Формирование активной жизненной позиции школьников, ориентирование ее на здоровый образ жизни.

  •  Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности подростков.




Содержание программы

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников "Я — человек, Ученик, Гражданин"включает в себя 10 направлений, связанных между собой. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества. Она помогает расширить пред­ставление учащихся о своем «я», о возможностях и перспективах разви­тия личности в формировании гражданина России.


«Я — человек»


Цель направления: Формирование знаний об образе жизни человека и способах существования человека; осмысления ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.

Задачи:

  1. Адаптация ребенка к условиям школьной жизни.

  2. Ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.

  3. Приобщение учащихся к общечеловеческому этикету и овладению им.

  4. Создание психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности воспитанников.

  5. Воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.

  6. Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности.

  7. Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни.

  8. Формирование и отстаивание своей жизненной позиции.

  9. Приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества.


Ориентировочные мероприятия

    • Клубы:

      • «Познай себя»

      • «Советы опытных школяров».

      • «Общение»

  • Экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь Ученики»

  • Знакомство с Уставом школы

  • Урок-игра «Мой сосед по парте»

  • Разработка кодекса чести учащегося школы

  • Беседа:

    • «Проблема на ладошке»

    • «Я и сотни других «Я»

    • «Чем я отличаюсь от других»

    • «Мои потребности»

    • «Расскажи мне обо мне»

    • «Как изучить самого себя»

    • «Хочу и надо»

    • «Мое хобби» и др.

  • Классные часы:

    • «Как ты сидишь?»

    • «Веселая переменка»

    • «Как вести себя дома одному»

      • Дежурство по классу

      • Организация физкультминуток, санитарных постов

      • Уроки этикета

      • Конкурсы:

          • Игры:

            • «Школа, которую мы строим»

            • «Тайны вокруг нас»

            • «По каким правилам мы живем?»



«Я и семья»


Цель направления: Формирование гражданского отношения к своей семье. 

Задачи:

  1. Формировать уважение к членам семьи.

  2. Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.

  3. Формировать у школьников понятия сущности основных социальных ролей.

  4. Формировать умения понимать и правильно разрешать возникающие семейные трудности.

  5. Формирование у учащихся чувства долга перед родными, семьей, Родиной.

  6. Воспитание чувства ответственности за свой дом, порядок в нем.


Ориентировочные мероприятия

  • Встречи с интересными людьми

  • «Советы мудрых»

  • «Защитники Родины - мои родственники»

  • «История глазами моих родственников»

  • «Национальные традиции в моей семье»

  • «Салют ветеранам»

  • «Праздничный сюрприз»

  • «Подарок моим друзьям»


«Я и мое Отечество»

Цель направления: воспитание чувства патриотизма.

Задачи:
1. Приобщать учеников к обычаям русской культуры.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
3. Приобщать учеников к духовным ценностям своего отечества.

Ориентировочные мероприятия

  • Беседа «Символы моей Родины»

  • Народные игры на Святки

  • Классный час «Пионеры-герои»

  • Классный час, посвящённый Великой Отечественной Войне «Это не должно повториться»

  • Классный час «Твоя родословная»

  • Классный час «Обычаи русской старины»

  • «Юный политик».

  • «Мое Отечество».

  • «Родное слово».

  • «Летопись».

  • «Я - житель планеты Земля»;

  • «Человек и закон».

  • «Твои гражданские права»

  • Игры:

  • «Тайны вокруг нас»

  • «Твои гражданские права».


«Я и здоровый образ жизни»


Цель направления: приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Привитие санитарно-гигиенических навыков.

2. Воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья.

3. Формирование у детей представления о здоровье, физиологии и гигиене.

4. Воспитание потребности в регулярных занятиях спортом.

5. Формирование умения вести здоровый образ жизни.


Ориентировочные мероприятия

  • Классный час «Внешний вид человека»

  • Классный час «Учись быть здоровым»

  • Спортивные соревнования

  • День здоровья

  • Спортивный час

  • Беседа «Кожа человека и её здоровье»

  • Мероприятия:

  • «Новые приключения бобра Суперзуба»

  • Операция «Здоровье»

  • «Вредным привычкам скажем: "нет!"»

  • "Мы за здоровый образ жизни!"

  • Уроки здоровья (тренинги)

  • ФакультативЫ:

  • «Знай и люби себя»


«Я и искусство»


Цель: воспитание интереса и любви к искусству своего народа.

Задачи:
1. Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

2. Развивать у детей интерес к живописи известных русских художников.
3. Познакомить детей с различными видами искусства.

4. Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного, развитие человеческой культуры, творческой деятельности учащихся.

5. Познакомить с народными ремёслами России.


Ориентировочные мероприятия

  • «Классики литературы о добре и зле».


«Я и труд»


Цель направления: воспитание трудолюбия.

Задачи:

  1. Определить основные обязанности ребёнка дома, в школе.

  2. Прививать трудолюбие.

  3. Дать знания о разнообразии и значимости профессий.


Ориентировочные мероприятия

  • Классный час «Мой дом – наведу порядок в нём»

  • Дежурство в классе

  • Генеральные уборки

  • Праздник труда

  • Беседа «Мои обязанности в семье»

  • Знакомство с профессиями

  • Подготовка обучающихся к профессиональной деятельности в условиях производства.


«Я и друзья»


Цель направления: показать ценность и необходимость дружбы.

Задачи:
1. Формировать у детей понятие о дружбе.
2. Воспитывать чувство сплочённости в коллективе.
3. Учить детей соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях между собой и взрослыми.

4. Воспитание способностей человека строить свою жизнь в обществе.

5. Воспитание у детей уважения к людям, достигшим успеха в жизни трудом.

6. Развитие активности во всех сферах жизни.


Ориентировочные мероприятия

  • Классный час:

  • «Знакомство»

  • «Мальчики и девочки»

  • «Настоящий друг»

  • «Приветствия»

  • «Вежливость»

  • «Будь справедлив в словах и поступках»

  • «Правда и ложь»

  • «Мы идём в гости» - правила поведения в гостях

  • Беседы:

  • «Правила общения»

  • «Внешний вид человека»

  • «Настроение»

  • «Человек среди людей»

  • «Поведение в общественных местах»

  • «Настоящая дружба. Как ты её понимаешь?»

  • Практическое занятие «Мимика и жесты»

  • Практическое занятие «Доброта»

  • Практическое занятие «Влияние характера на поступки и поведение человека»

  • Игры-доказательства:

  • «Суд над пороками людей»

  • «Суд над наркоманией»

  • «Суд над алкоголизмом»

  • «Ложь на скамье подсудимых»

  • «Суд над воровством»

  • «Расскажи мне о себе»

  • «В дружбе - сила»

  • «Чтобы иметь друга, надо быть им»

  • «Человек - мыслитель и творец»


«Я и Закон»


Цель направления:  знакомство детей с основами российского законодательства.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными разделами Конвенцией о правах ребёнка.

  2. Дать представление об основных законах РФ.


Ориентировочные мероприятия

  • Беседы:

  • «Семья – ячейка общества»

  • «Что такое выборы?»

  • «Толерантность – это…»

  • «Религии»

  • «День Конституции РФ – что это за праздник?»

  • Классный час:

    • «Законопослушные родители»

    • «Образование в современном мире»

    • «Правонарушения»

  • Конкурс «Знаток Конвенции о правах ребёнка»

  • Беседы с участковым уполномоченным милиции

  • Конкурс рисунков «Наши права и обязанности»


«Я и моя малая родина»


Цель: воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Задачи:
1. Довести до сознания детей мысль о важности бережного отношения к природе, людям родного края.

2. Прививать любовь к родному языку.

3. Развивать потребности к изучению истории своей Родины, своего народа, города;

4. Изучать и развивать национальные традиций.


Ориентировочные мероприятия

  • Слушание народных сказок

  • Беседы:

  • «Народные традиции, обычаи и обряды»

  • Конкурс рисунков « Моя Родина»

  • Встреча с ветеранами ВОВ


«Я и планета»


Цель: Формирование культуры отношения к природе Родины.

Задачи:

1. О взаимодействии общества и природы,

2. Ознакомить с многообразием флоры и фауны.

3. Формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе России и родного края.


Ориентировочные мероприятия

  • Единый информационный час «Мир глазами детей»

  • Праздник «Добрая волшебница - осень»

  • Мастерская кормушек «Покорми птиц зимой»

  • Выставка рисунков «День птиц»

  • Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»

  • КТД с элементами викторины «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях)

  • Факультатив «Экологическая азбука»

  • Выставки:

Фотографий:

    • «Мой любимый край »

    • «Птицы нашего края»

Рисунков:

    • «Природа и фантазия»

  • Заочные путешествия:

    • «Здесь живут мои родственники».

    • «Дорогами великих географический открытий»

    • «По странам и континентам»

    • «Здесь живут мои родственники».

    • «Дорогами великих географический открытий»

    • «По странам и континентам»

  • Игры-путешествия:

  • «Имена путешественников на карте нашей страны»

  • «По маршрутам Колумба».


Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

  • Принципы организации и самоорганизации,   (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.


Участники программы: воспитанники коррекционного класса

Основные признаки сформированности гражданских качеств личности учащихся:

  1. Гражданское самосознание, гражданский долг, гражданская ответственность.

  2. Правовая культура, соблюдение законов государства, личная свобода.

  3. Гражданское достоинство, гражданская активность, политическая культура, патриотизм и интернационализм.

Уровни гражданской воспитанности

Высокий уровень воспитанности подростка проявляется в устойчивом положительном опыте гражданского поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду с активной гражданской позицией. Для него характерно единство сознания и поведения. Такой ребенок хорошо знает свои права, обязанности, нормы поведения в школе, дома, на улице, проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении порученного дела. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

Средний уровень воспитанности характеризуют устойчивое положительное поведение, способность к саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Подростки этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову, признаются в своих поступках, но не требуют честности и правдивости от других. Они хорошо учатся, участвуют в добротворческой деятельности, организуемой в школе, но инициативу не проявляют, так как активная общественная позиция у них еще не вполне сформирована.

Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. У учащихся с таким уровнем наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самореализация ситуативны. Такие подростки слабо знают нормы морали и права, учатся не в полную силу, к труду относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Работают только при наличии требования и контроля со стороны взрослых, в делах коллектива участвуют неохотно.

Крайне низкий уровень характеризуют нравственная невоспитанность, пренебрежительное отношение к нормам морали и права, отрицательный опыт поведения, отсутствие единства слова и дела, неразвитость саморегуляции и самоорганизации. У учащихся с таким уровнем складывается искаженное представление о чести, достоинстве, честности, героизме, долге и ответственности, коллективизме, товариществе.


Своеобразие развития детей с ОВЗ, конечно, затрудняет процесс воспитания их социально-нормативного поведения, однако необходимо добиваться понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм общества, а также необходимости существования и соблюдения правовых норм. Многие коррекционные школы страны имеют богатый опыт гражданского воспитания учащихся.

Важнейшим условием является такая организация повседневной жизни и деятельности детей, при которой в практических ситуациях, личностно значимых для ребенка, школьники получают запас необходимых представлений и убеждений.

Как уже подчеркивалось, учащиеся с ОВЗ затрудняются в самостоятельном осознании и обобщении тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке. Только при этом условии обеспечивается такое отношение школьников к нормам морали, которое способствует их «присвоению» учащимися.

Отечественная педагогика придает большое значение труду в процессе формирования социально правильного поведения человека. Целесообразно организованная трудовая деятельность школьников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.

Включение в коллективный производственный труд при правильной его организации является «переломным моментом» в жизни учащихся коррекционной школы, поскольку здесь ученики вводятся в систему общественных отношений, основанных на товариществе, деловом сотрудничестве, ответственности, взаимопомощи. При этом ученики практически убеждаются в том, что успехи в трудовой деятельности возможны при условии выполнения установленных правил, в том числе правил поведения  в коллективном труде.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!