ГБПОУ РО «Шахтинский педагогический колледж»
Воспитание толерантности на уроках русского языка и литературы.
Автор: Левина Елена
Руководитель: Усикова А.А.
Время, в которое мы живем, часто называют тяжелым, а нравы – жестокими. Однако в жизни много парадоксального. Та же идея терпения и самоуважения может улучшить мир, если каждый человек будет в жизни руководствоваться ею.
Проблема воспитания толерантности – длительный, сложный процесс, осуществленный всей социальной обстановкой, окружающей ребенка, в том числе и школой. Что такое толерантность? Толерантность – «терпимость к чужим мнениям и верованиям», то есть это проявление терпимости, понимания и уважения другой личности, другого человека.
Воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Поэтому в наше сложное время все больше возрастает роль нравственных начал в жизни общества. Нравственное воспитание – важнейшая всех общественных институтов, но в школе она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы основ облика человека. В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играют русский я зык и литература, которые в силу своей специфики выходят напрямую к проблемам морали. Её изучение А.Т.Твардовский назвал уроками нравственного прозрения. Уроки литературы и литературного чтения призваны воспитывать духовный мир личности и влияют на выбор её нравственных ориентиров. Нравственное воспитание невозможно без психологической культуры. Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски». Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека. Дети переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок, время негативизма и максимализма, в которые впадают дети и подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни.
Для воспитания толерантности школьников на уроках русского языка и литературы важно использовать материал, позволяющий найти отклик у детей, вызвать их интерес к культурам других народов.
Например, на уроке русского языка при изучении раздела «Лексика» можно познакомить учеников с библейской легендой о Вавилонской башне и побеседовать по вопросам:
- Как объяснено в легенде происхождение языков?
- Остались ли в наше время народы, говорящие на едином языке? И т.д.
Богатый материал в процессе воспитания толерантности дают пословицы и поговорки. Сравнение пар пословиц из разных языков на одну тему позволяет обратить внимание ребят на единство духовных ценностей представителей разных народов.
На многих уроках русского языка и литературы можно проводить работу по следующим темам:
- терпимости;
- трудолюбия и добросовестности (во всех культурах осуждается лень, халатность в труде, а положительно оценивается трудолюбие и добросовестность в работе);
- добра и зла (такие понятия, как Добро и Зло, тоже оцениваются одинаково представителями разных наций);
- духовности;
- насилия и ненасилия.
Поскольку пословицы отражают ментальность и характер народа, а не особенности политики Российского государства, то в богатейшем пословичном фонде, собранном В.И.Далем, за редким исключением, нами не обнаружено таких пословиц, которые бы выражали ненависть к представителям других стран и народов.
Такие варианты работы на уроках русского языка и литературы позволяют в ненавязчивой форме привить интерес к культурам других народов, сформировать понимание самооценки человеческой личности вне зависимости от каких-либо её отличий, воспитать толерантность к людям других национальностей.