СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание - целенаправленный творческий процесс взаимодействия воспитателей и обучающихся по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих социальной реабилитации личности.

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

ВОСПИТАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Социально-коммуникативная компетенция - способность налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых и неречевых средств.

Человек не рождается с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни. Коммуникативная компетентность подростка во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности человека.

Широкое использование в современной жизни информационных и коммуникационных технологий требует от людей не только умений воспринимать, сохранять и воспроизводить информацию, но и способности ориентироваться в информационных потоках, критически их осмысливать, эффективно перерабатывать на основе собственных ценностно - смысловых ориентаций. В этой связи важнейшей задачей современного образования становится подготовка выпускника, владеющего эффективными методами работы с информацией, способного воплощать свои знания и опыт в самостоятельном творческом продукте, готового к саморазвитию и самореализации, как в профессиональном, так и в личностном планах.

Среди специфических закономерностей детей с нарушениями развития, в том числе и детей с ДЦП, (по мнению С.Н.Шаховской) наиболее важными являются следующие:

• В структуре дефекта проявляются как первичные (ядерные) нарушения, так и вторичные отклонения, системные последствия.

• Нарушения психического развития оказывают отрицательное влияние на весь дальнейший процесс психического развития.

• Любые нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности.

• Отмечается неравномерность в развитии психических функций.

• Имеет место своеобразие в приеме и переработке всех видов информации, уменьшение объема информации, ее искажение.

• Наблюдаются особенности формирования личности.

• При нарушении психического развития возникают трудности социальной адаптации.

• У детей с нарушениями развития всегда имеются потенциальные возможности развития за счет сохранных функций. Одним из основополагающих положений, определяющих особенности психического развития детей с речевой патологией, является концепция Л. С. Выготского о зоне актуального и ближайшего развития.

Зона ближайшего развития представляет собой ближайшую перспективу психического развития. По мнению Л. С. Выготского, это то, что ребенок может выполнить с помощью взрослого, то, что определяет динамику его психического развития. Зона ближайшего развития определяется функционированием созревающих структур мозга. Таким образом, то, что сегодня ребенок может выполнить в сотрудничестве со взрослым, завтра он сможет сделать самостоятельно.

Применение элементарных принципов общей теории коммуникации позволяет целиком отклонить индивидуалистическую концепцию мышления. Прежде всего, очевидно, что индивид раньше должен усвоить мысли, созданные множеством людей предшествующих поколений, и только после этого он становится способным участвовать в процессе дальнейшей разработки некоторой системы мыслей. Мысль вырабатывается не отдельным человеком, а в совместной человеческой деятельности и усваивается в процессе воспитания.

В «Комплексном реабилитационно-образовательном центре» воспитание - целенаправленный творческий процесс взаимодействия воспитателей и обучающихся по созданию коррекционно-развивающей среды, которая стимулирует деятельность детей к освоению и усвоению социально-культурных ценностей общества и развитию механизмов продуктивной обработки информации, способствующих социальной реабилитации личности.

Основные направления воспитательной работы, носят долгосрочный характер.

Эффективность воспитательного процесса зависит от коррекционно-развивающей среды:

создана система позитивно действующих факторов с включением и приобщением к этой деятельности обучающихся, что способствует воспитанию личности и формированию ее сущности

разработаны разновариативные модели внеклассных занятий

организована досуговая деятельность, ориентированная на коррекцию недостатков развития и формирование механизмов компенсации

Для того чтобы воспитание соответствовало истинному смыслу этого понятия, организуемая деятельность совместна, а участники – партнеры по достижению результата. Вся воспитательная работа центра направлена на создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей детей, которые реализуются и будут реализовываться в рамках интеграции детского и взрослого коллективов.

Являясь воспитателями групп детей с диагнозом ДЦП, мы с коллегами планируем и осуществляем проведение внеклассных и внешкольных мероприятий способствующих социальной адаптации и интеграции обучающихся центра в общество, а также их духовному развитию, развитию коммуникативной компетенции.

Деятельность «Комплексного реабилитационно-образовательного центра», направлена на реабилитацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и отвечает следующим условиям:

наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих эту деятельность;

наличие и взаимодействие специалистов разного профиля;

наличие условий для работы специалистов (оснащенность, санитарно-гигиенические условия, методическое обеспечение, микроклимат);

взаимодействие с семьями.

Структурно «КРОЦ» имеет в своем составе следующие подразделения:

Учебное подразделение.

Коррекционное подразделение.

Реабилитационное подразделение.

Воспитательное подразделение.

где проводятся обучение, воспитание, психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и оказание реабилитационной помощи обучающимся. Реабилитационно-педагогический процесс построен с учетом специфики заболевания обучающихся и связанных с ним особенностей. Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с церебральным параличом является их всестороннее развитие в соответствии с возможностями, максимальная адаптация к окружающей действительности.

На решение этих задач направлено использование инновационных образовательных технологий. Обучающиеся участвуют в проектной деятельности, где сами ставят цели и отбирают необходимые средства, для их осуществления. Например: в проектной работе «Дерзайте! Вы талантливы» ребята в ходе выяснения, что такое талант, многое узнали о себе и своих способностях. Осознали собственную значимость в обществе. В ходе работы над проектом сами создали страницу на всесоюзном портале Stihi.ru, где появились строчки Александры Головкиной:

Танцевала девочка - в зале тишина —

И неловко кружится, падает она.

И взлетают руки выше, к потолку.

И подумал каждый: «Я не все могу».

Встала балеринка и опять вперёд,

Словно лёгкой бабочкой совершив полёт.

Напряжённо, трепетно смотрит в центр зал,

Тихий лучик света на ногу упал.

Осветил он спицу и протез стальной,

Светлый локон вьётся золотой струёй.

И взлетают руки выше, к потолку,

И подумал каждый: «Я, ведь, всё смогу!»

Для, того чтобы красиво оформить и показать результаты работы, нужно сделать фильм. И ребята садятся за изучение технологий работы с мультипликацией, затем осваивают приемы постановки танца на колясках, обучаются говорить публично. Вырабатываются социально-коммуникативные навыки. Ф. М. Достевский писал: «Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно». Обучающиеся ГБУ «КРОЦ» осознают собственную необходимость обществу, видят пользу от выполненных дел.

Построенная таким образом воспитательная работа позволяет во многом избегать развития наших воспитанников в условиях деформированного процесса социализации (исчезает иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»; инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности), а сам процесс воспитания, приобретает еще большую значимость. При участии и поддержки специалистов всех подразделений «КРОЦ» постоянно идет поиск новых форм и методов в работе с детьми. Благодаря высококвалифицированным специалистам центра, у обучающихся происходит осознание и формирование адекватного отношения к своему измененному физическому состоянию и социальному положению, определение жизненной позиции и планов на будущее.

Литература.

Абрамова Ю. А. Научно-практическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся в процессе продуктивной учебно-познавательной деятельности» pedsovet.org/.../com.../attachment.php?

Гончарова Л.Н. Доклад « Роль воспитания в реабилитационном процессе».

Логопатопсихология: учеб. пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. :Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС; Москва; 2011

Головкина А.Л. стихотворение «Танец» http://www.stihi.ru/avtor/89653849660

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!