Ещё Макаренко говорил:
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
- Что же нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!».
- Сегодня мы с вами и будем учиться постигать формулы родительской педагогики.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские и может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка
-Наша с вами цель сегодня – найти путь к успеху ребёнка, при этом не потерять контакт с ребенком.
1. «Семейное воспитание – это актуально»
Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема.
- Как преодолеть лень ребёнка?
- Как заставить его слушаться?
- Как воспитать у него чувство ответственности? И др.
Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода воспитания. Метод в точном переводе «способ», а в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую личность, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую.
Предлагаю тест «Я и мой ребёнок» (Приложение 1.)
А что расскажут о взаимоотношениях в семье рисунки ваших детей?
(Приложение 2.)
СИТУАЦИЯ 1
Мальчик поздно возвращается домой. Родители заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.
Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по - очень уважительной причине.
В том, что мальчик опоздал, есть, конечно, и его вина. Но такие проблемы, как задержка после уроков или поздний приход домой, можно обсудить со своим ребёнком заранее. И не в стиле указания, а в стиле совета. Он должен понять, почему вы волнуетесь, и к чему это может привести. Главное, умейте прощать то, что прощать трудно.
СИТУАЦИЯ 2
Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мам только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.
Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.
Огорчённая девочка уходит в свою комнату.
Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы.
Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните: вам обязательно нужно остаться ребёнку другом. Не портите детям жизнь своими нотациями. Ведь ребёнок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь,
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Заключительное слово классного руководителя.
Сегодня наше собрание мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чем состоит рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо
перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кого встретите на своем пути.
Тест «Я И МОЙ РЕБЁНОК»
№ п/п | Вопросы МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ… | Могу и всегда так пос-тупаю 3 очка | Могу, но не всегда так пос-тупаю 2 очка | Не могу 1 очко |
1 | В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком | | | |
2 | Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст | | | |
3 | Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему | | | |
4 | Извиниться пред ребёнком в случае своей неправоты | | | |
5 | Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя | | | |
6 | Поставить себя на место ребёнка | | | |
7 | Поверить хотя бы на секунду, что вы – добрая фея (прекрасный принц) | | | |
8 | Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете | | | |
9 | Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка | | | |
10 | Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение | | | |
11 | Выделить ребёнку один день, чтобы он мог делать, что пожелает и вести себя как захочет | | | |
12 | Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка | | | |
13 | Устоять против детских слёз и просьб, если вы уверены, что это только каприз | | | |
КЛЮЧ К ТЕСТУ
Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение 2.
Семья глазами ребёнка
Выявить отношение ребёнка к членам семьи, определить его место в семье помогает рисуночная методика. Детям предлагается нарисовать свою семью. Никаких пояснений при этом не даётся.
Психологи научились определять смысл, заключённый в детском рисунке. Например, ребёнок не рисует тех членов семьи, с которыми находится в конфликтных отношениях. Если на рисунке отсутствует сам художник, то это также сигнал конфликта между ним и кем-то из членов семьи. Впрочем, когда ребёнок вместо семьи рисует только одного себя, то это – крик одиночества, грозный признак семейного неблагополучия. Бывают случаи, когда ребёнок «дополняет» свою семью несуществующим родственником или посторонним человеком. Этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить семейную обстановку. Авторитетность членов семьи ребёнок подчёркивает размерами фигур. Для самых «ценных» родственников иногда не хватает места на листе бумаги, с них обычно и начинает он создание семейного портрета. Когда ребёнку хорошо и комфортно в семье, то он изображает себя ростом почти с маму или папу, чаще всего – в центре между родителями. А вот если на семейном портрете маленький художник нарисовал себя после братьев и сестёр, подальше от папы и мамы, то это говорит о его ревности к другим детям по отношению к родителям. Важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Чем сильнее любят друг друга члены семьи, тем ближе они расположены. В неблагополучных, конфликтных семьях родственники изображаются на расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполняется вещами или предметами. Считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека. И, наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой и стиранием.
Таким образом, казалось бы, такая малость – детский рисунок на тему «Моя семья», но на деле он имеет глубокий внутренний смысл и при грамотном «раскодировании» представляет собой своеобразную диагностику внутрисемейных отношений.
Приложение 3.
Я тысячу раз тебе говорила… | Я тысячу раз тебе говорила… |
Сколько раз надо тебе повторять? | Сколько раз надо тебе повторять? |
О чём ты только думаешь? | О чём ты только думаешь? |
Все дети как дети, а ты… | Все дети как дети, а ты… |
Давай посоветуемся. | Давай посоветуемся. |
Что бы я без тебя делала. | Что бы я без тебя делала. |
Как я тебе благодарна. | Как я тебе благодарна. |
Я тебя люблю. | Я тебя люблю. |
Вечно ты во всё лезешь! | Вечно ты во всё лезешь! |
Расскажи мне, что с тобой… | Расскажи мне, что с тобой… |
Приложение 4
СИТУАЦИЯ 1
Мальчик поздно возвращается домой. Родители заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.
Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по - очень уважительной причине.
СИТУАЦИЯ 2
Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мам только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.
Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.
Огорчённая девочка уходит в свою комнату.
Приложение 5.
П
Уважаемые ---------------------------------------------------------------
На собрание приглашаем,
К сотрудничеству призываем,
Чтобы знали мы всегда:
Школа, дом – одна семья.
Начинаем ровно в шесть,
Всех проблем не перечесть,
Но важней всего одна –
Школа, дом – одна семья.
Классный руководитель---------------------------------------------------
риложение 6.
Список литературы:
Дж.Викофф, Б. Юнел Воспитание без наказания и крика. М., 2013.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?-АСТ,2014г.
Дереклеева И.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. М., 2000.
Строганова Л.В. Нравственные основы применения наказания к ребенку: учебное пособие/Л.В.Строганова.–Москва: Педагогическое общество России, 2005.
С. Сьюзен Воспитание с любовью и пониманием. Эксмо, 20152.
Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей \ сост. Г.Г. Моргулец.- Волгоград: Учитель,2011.
Хухлеева О.Активные формы работы с родителями/ О.Хухлеева//Школьный психолог. - 2006. № 19. – С. 38.