СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание в семье"»


Ещё Макаренко говорил:

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».


- Что же нужно сделать, чтобы ваш ребёнок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь удалась!».

- Сегодня мы с вами и будем учиться постигать формулы родительской педагогики.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские и может помочь родителям в решении вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка

-Наша с вами цель сегодня – найти путь к успеху ребёнка, при этом не потерять контакт с ребенком.

1. «Семейное воспитание – это актуально»

Можно с уверенностью сказать, что методы воспитания – самая волнующая для родителей проблема.

- Как преодолеть лень ребёнка?

- Как заставить его слушаться?

- Как воспитать у него чувство ответственности? И др.

Вопрос, как именно можно всё это сделать, и есть вопрос метода воспитания. Метод в точном переводе «способ», а в данном случае способ, приём, путь воздействия на растущую личность, постоянно меняющуюся и всегда неповторимую.

Предлагаю тест «Я и мой ребёнок» (Приложение 1.)

А что расскажут о взаимоотношениях в семье рисунки ваших детей?

(Приложение 2.)

СИТУАЦИЯ 1


Мальчик поздно возвращается домой. Родители заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по - очень уважительной причине.

В том, что мальчик опоздал, есть, конечно, и его вина. Но такие проблемы, как задержка после уроков или поздний приход домой, можно обсудить со своим ребёнком заранее. И не в стиле указания, а в стиле совета. Он должен понять, почему вы волнуетесь, и к чему это может привести. Главное, умейте прощать то, что прощать трудно.

СИТУАЦИЯ 2

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мам только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

Огорчённая девочка уходит в свою комнату.

Важно не упустить момент, когда мы нужны детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы.

Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните: вам обязательно нужно остаться ребёнку другом. Не портите детям жизнь своими нотациями. Ведь ребёнок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь,

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.


Заключительное слово классного руководителя.

Сегодня наше собрание мне хочется закончить словами И. Беляевой о том, в чем состоит ре­цепт счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните не­много юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо

перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и пред­ложите каждому, кого встретите на своем пути.














Тест «Я И МОЙ РЕБЁНОК»

п/п

Вопросы



МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ…

Могу

и всегда так пос-тупаю

3 очка

Могу, но не всегда так пос-тупаю

2 очка

Не могу




1 очко

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком




2

Посоветоваться с ребёнком, не взирая на его возраст




3

Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему




4

Извиниться пред ребёнком в случае своей неправоты




5

Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя




6

Поставить себя на место ребёнка




7

Поверить хотя бы на секунду, что вы – добрая фея (прекрасный принц)




8

Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете




9

Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка




10

Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение




11

Выделить ребёнку один день, чтобы он мог делать, что пожелает и вести себя как захочет




12

Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка




13

Устоять против детских слёз и просьб, если вы уверены, что это только каприз
























КЛЮЧ К ТЕСТУ

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.


Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.


Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


Приложение 2.


Семья глазами ребёнка


Выявить отношение ребёнка к членам семьи, определить его место в семье помогает рисуночная методика. Детям предлагается нарисовать свою семью. Никаких пояснений при этом не даётся.

Психологи научились определять смысл, заключённый в детском рисунке. Например, ребёнок не рисует тех членов семьи, с которыми находится в конфликтных отношениях. Если на рисунке отсутствует сам художник, то это также сигнал конфликта между ним и кем-то из членов семьи. Впрочем, когда ребёнок вместо семьи рисует только одного себя, то это – крик одиночества, грозный признак семейного неблагополучия. Бывают случаи, когда ребёнок «дополняет» свою семью несуществующим родственником или посторонним человеком. Этим он пытается заполнить вакуум в чувствах, недополученных в семье, улучшить семейную обстановку. Авторитетность членов семьи ребёнок подчёркивает размерами фигур. Для самых «ценных» родственников иногда не хватает места на листе бумаги, с них обычно и начинает он создание семейного портрета. Когда ребёнку хорошо и комфортно в семье, то он изображает себя ростом почти с маму или папу, чаще всего – в центре между родителями. А вот если на семейном портрете маленький художник нарисовал себя после братьев и сестёр, подальше от папы и мамы, то это говорит о его ревности к другим детям по отношению к родителям. Важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Чем сильнее любят друг друга члены семьи, тем ближе они расположены. В неблагополучных, конфликтных семьях родственники изображаются на расстоянии друг от друга, а пространство между ними заполняется вещами или предметами. Считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека. И, наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно к нему относится. Отношение конфликтности часто сопровождается штриховкой и стиранием.

Таким образом, казалось бы, такая малость – детский рисунок на тему «Моя семья», но на деле он имеет глубокий внутренний смысл и при грамотном «раскодировании» представляет собой своеобразную диагностику внутрисемейных отношений.

























Приложение 3.


Я тысячу раз тебе говорила…

Я тысячу раз тебе говорила…

Сколько раз надо тебе повторять?

Сколько раз надо тебе повторять?

О чём ты только думаешь?

О чём ты только думаешь?

Все дети как дети,

а ты…

Все дети как дети,

а ты…

Давай посоветуемся.

Давай посоветуемся.

Что бы я без тебя делала.

Что бы я без тебя делала.

Как я тебе благодарна.

Как я тебе благодарна.

Я тебя люблю.

Я тебя люблю.

Вечно ты во всё лезешь!

Вечно ты во всё лезешь!

Расскажи мне, что с тобой…

Расскажи мне, что с тобой…














Приложение 4


СИТУАЦИЯ 1


Мальчик поздно возвращается домой. Родители заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по - очень уважительной причине.


СИТУАЦИЯ 2

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мам только приехала, и сейчас девочка сообщит ей новости за 3 дня.

Но как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость.

Огорчённая девочка уходит в свою комнату.













Приложение 5.






























П



Уважаемые ---------------------------------------------------------------

На собрание приглашаем,

К сотрудничеству призываем,

Чтобы знали мы всегда:

Школа, дом – одна семья.

Начинаем ровно в шесть,

Всех проблем не перечесть,

Но важней всего одна –

Школа, дом – одна семья.


Классный руководитель---------------------------------------------------



риложение 6.






























Список литературы:

  1. Дж.Викофф, Б. Юнел Воспитание без наказания и крика. М., 2013.

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?-АСТ,2014г.

  3. Дереклеева И.И. Организация родительских собраний в 1-11 классах. М., 2000.

  4. Строганова Л.В. Нравственные основы применения наказания к ребенку: учебное пособие/Л.В.Строганова.–Москва: Педагогическое общество России, 2005.

  5. С. Сьюзен Воспитание с любовью и пониманием. Эксмо, 20152.

  6. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей \ сост. Г.Г. Моргулец.- Волгоград: Учитель,2011.

  7. Хухлеева О.Активные формы работы с родителями/ О.Хухлеева//Школьный психолог. - 2006. № 19. – С. 38.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!