СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание у учащихся здорового образа жизни

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление классного руководителя на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Воспитание у учащихся здорового образа жизни»

Тема:

«Роль классного руководителя в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни»



Ухудшение здоровья детей школьного возраста в целом по стране стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Этот факт по отдельным параметрам подтверждают данные мониторинга здоровья и в нашей школе.

Поэтому одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива в целом, и, прежде всего классного руководителя, являетсяформирование здорового образа жизни школьников. Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.

Я, как классный руководитель стараюсь формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни в учебной и внеучебной деятельности.

Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье ученика зависит от многих факторов:

  • культура здоровья родителей;

  • культура здоровья школы;

  • культура здоровья коллектива;

  • культура здоровья учителя;

  • алеологический подход к учебному процессу;

  • оздоровительная работа в учебное и внеучебное время.

Культура здоровья коллектива складывается: из микроклимата коллектива, комфортности каждого члена этого коллектива, взаимоотношений между учениками, всех проводимых мероприятий, роли каждого учащегося в данном мероприятии.

Я, как учитель, своим примером, желанием, состоянием души, участием, стараюсь, чтобы у моих учеников было как можно больше положительных эмоций, хорошего настроения, а это, в свою очередь, благотворно влияет как на педагогический, так и на воспитательный процессы.

Использую такой метод воспитания, как "Я – сообщение" – это воздействие на ребенка через высказывание своего самочувствия по поводу происходящего. Дети видят и чувствуют, когда человек искренен, доверяют ему, помогают, может быть, даже меняются.

Учебная деятельность:

- уроки физкультуры;

- физминутки на уроках;

- подвижные игры на переменах;

- ежедневные утренние зарядки.

На уроках, помимо педагогических задач, пытаюсь решать задачи, способствующие охране и укреплению здоровья учащихся.

Гигиенические показатели, характеризующие урок:

- обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть воздуха, освещенность.

- число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений, 4 – 7 за урок, так как однообразность способствует утомлению школьников.

- частота чередования различных видов деятельности 5 – 10 минут.

- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

Это такие методы, как: метод свободного выбора (выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения). Место и длительность применения технических средств обучения. Физкультминутки, гимнастика для глаз и другие оздоровительные моменты на уроке. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровым образом жизни, формирование потребности в здоровом образе жизни. Психологический климат на уроке. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, музыкальных минуток.

Внеучебная деятельность:

Классные часы: беседы, соревнования, анкетирование, экскурсии, калажи, праздники; динамические часы; работа на пришкольном участке; полноценное питание, работа с родителями.

К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Таким образом, в этом учебном году совместно с детьми были проведены беседы: о вреде курения и о том, как нужно укреплять свое здоровье, дискуссия «Почему люди курят и употребляют алкоголь?». Дети готовились к беседам дома, а в классе высказывали свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, искали пути решения в тех или иных ситуациях.

Работу с родителями строю в форме сотрудничества. Провожу тематические классные собрания, индивидуальные беседы. На одном из собраний знакомлю их с памяткой по сохранению здоровья детей:

  1. Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.

  2. Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.

  3. Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.

  4. Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.

  5. Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.

  6. Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.

  7. Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.

  8. Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.

  9. Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!

  10. Вместе с родителями планируем мероприятия: праздники, походы, экскурсии, беседы для формирования у учащихся положительной мотивации для занятий физкультурой и спортом.

Во время уроков, внеклассных занятий стараюсь замечать эмоциональное состояние каждого ученика, при необходимости корректирую его: быстро анализирую причину отрицательного эмоционального состояния ребенка, объективно оцениваю свое влияние на эмоциональное состояние учащегося. Воспитательные моменты на уроках, внеклассные занятия строю таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным – "ситуации успеха", провожу контроль успешности обучения и воспитания. Я полностью согласна с высказыванием о том, что здоровье школьников – это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему мы пытаемся решать сообща: семья – школа.

Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:

1. Формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.

2. Создание здоровьесберегающей образовательной среды.

3. Организация оздоровительной работы [3].

Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:

- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

- закрепление гигиенических навыков и привычек;

- приобщение к разумной физической активности;

- обучение противостоять деструктивным для здоровья формам поведения [4].

Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, учителей-предметников, медицинских работников, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как ценность, выбрать здоровый образ жизни [2].

На основе медицинских обследований в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. Классный руководитель, совместно с учителем физкультуры, преподавателем ОБЖ проводит мониторинг здоровья обучающихся.

Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает классному руководителю выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.

Классный руководитель анализирует причины пропусков уроков обучающимися. Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья [2].

Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.

Таким образом, классный руководитель играет значительную роль в формировании здорового образа жизни учащихся.

Притча: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым». Третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать, куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребенке».


- Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!