Просмотр содержимого документа
«Воспитание патриотизма. Творчество писателей Ставрополья.»
Tворчество ставропольских писателей. Творчество каких писателей-земляков вызывает у учащихся особый интерес и почему?
Воспитание патриотизма начинается с глубокого познания истории и культуры своей Родины, своего края, города, села. Книги писателей-земляков воспитывают у школьников любовь к родному краю, к его необозримым просторам, к его богатствам, главным из которых являются люди.
В творчестве каждого ставропольского писателя и поэта оставляет неизгладимый след Ставропольский край, что способствует воспитанию у школьников высоких патриотических чувств, вызывает у них живой интерес к жизни родного края.
1. Изучение отечественной литературы не обходится без регионального компонента.
№ | Тема | Поэты и писатели 19-20 века о родине, истории... | Поэты Ставрополья о малой родине. |
1 | Малая родина. | Н.Рубцов«Тихая моя родина С. Есенин «Гой ты ,Русь, моя родная». | И. Кашпуров. «Я видел Ставрополье на картинах» «Триптих о Ставрополе. |
2 | Пейзажная лирика | Н. Некрасов. А. Фет Ф. Тютчев... | Г Фатеев « Я люблю тебя осень». |
3 | Изображение казачества. | М. Шолохов «Тихий Дон» | А. Губина «Молоко волчицы». В.Бутенко "Казачий алтарь". |
4 | Тема войны | А. Твардовский. К. Симонов... | И. Кашпуров «Пять тополей». |
5 | «Журавлиная поэзия» . /итд/ | С. Есенин Р. Гамзатов | В. Ащеулова «Седые журавли». Г Фатеев «Летят над Кисловодском»... |
2. В нашей гимназии уже который год Литературная гостиная открывает двери перед любителями художественного слова. Учащиеся 10-11 классов приняли участие в литературно- музыкальных композициях:
« Мне выпало счастье владения словом».
«Сплетая струны братских лир»
«Синий край России»
Особый интерес ребята проявили к произведениям художественной литературы родного края.
3. Конкурсы чтецов. Литературный календарь.
4. Предметная неделя. Устный журнал.
Ребятам близок и дорог облик Ставрополья, этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор. И образ раздольных ставропольских степей, поросших дикими травами не может не волновать. Простые и точные строки Ивана Кашпурова понятны каждому ставропольцу, особенно стихотворения о родном городе.
Ты стоишь средь степного раздолья,
белый Ставрополь, радость моя,
и с любого конца Ставрополья
виден явственно, словно маяк.
Сколько тепла, искренней любви «излучает» стихотворение»!
В творчестве В. Ащеулова учащиеся выделили любимый образ, встречающийся во многих стихотворениях – седые журавли, которые то купаются в «дымчатых росах», то поднимаются в «туманную стынь», то печально «курлычат», покидая родную землю. Тема перелетных птиц вырастает в тему Родины: «чем дороже родная земля и милей, тем трудней от нее оторваться».
Нельзя не отметить произведения, посвящённые Великой Отечественной войне:
В. Ащеулов «Прифронтовая полоса»
Г. Фатеев « Ненавидят матери войну» », «Летят над Кисловодском
журавли»...
Разные формы и виды работ помогают, во-первых, формировать духовную и эстетическую потребность в чтении произведений ставропольских писателей и поэтов, искать и находить в них ответы на волнующие вопросы. Во-вторых, воспитать нравственные чувства: любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры, чувство сопричастности к судьбе русской культуры и пониманию необходимости бережно относиться к ее наследию.