СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание отношения дошкольников к природе как педагогическая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас в наше время всюду слышится тема экологии Земли и защиты природы от деятельности человека. Сможет ли человечество исправить ошибки прошлого и обеспечить здоровье будущее планеты и людей – актуальный вопрос.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание отношения дошкольников к природе как педагогическая»

Воспитание отношения дошкольников к природе как педагогическая

проблема

Основная учебная литература

1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие

для фак. дошкол. образов. высш. пед. учеб. завед. / С.Н.Николаева. -2-е изд., испр. -

М.: Академия, 2005.

Дополнительная учебная литература

1. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - Санкт-Петербург:

Детство-пресс, 2012. - 524 с.

2. От рождения дошколы: Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред.: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -

3-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика-Синтез, 2015. - 363 с



Анализ изменения человека к природе

Мы живем на очень тесной планете, где все взаимосвязано. Человек только сейчас начинает осознавать свою ответственность за ее будущее. Экологическая повестка с каждым годом звучит все громче, и к голосам немногочисленных активистов присоединяются правительства, корпорации и школьники из разных стран. «Зеленые» технологии и экологическое сознание становятся частью нашей повседневной жизни.

Сейчас мы оказались в ситуации, когда становится ясным: если мы будем продолжать производить и потреблять в том же темпе, у будущего поколения мало шансов на выживание на этой планете.

Неблагополучное экологическое состояние планеты, о кото­ром в настоящее время знают все, — это результат нерациональ­ного природопользования, результат деятельности людей, кото­рых не беспокоит проблема сохранения природных (материаль­ных и духовных) ресурсов, результат потребления богатств Земли для получения максимальной прибыли и удовлетворения потреб­ностей ныне живущего поколения.

Прямым следствием такого природопользования являются гло­бальные экологические проблемы, которые имеются в настоящее время во всех уголках планеты, на всех континентах и во всех государствах. 

Процесс осознания того, что человечеству угрожает экологи­ческая катастрофа, начался в 70-е годы XX в.: на Международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972 г.). На данной конференции впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровожда­ют научно-технический прогресс на планете. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.

В 1977 г. в Тбилиси по инициативе ЮНЕСКО и ЮНЕП была проведена Межправительственная конференция по вопросам образования в области окружающей среды, которая занималась разработкой общей концепции и методологической основы этого об­разования.

Конференция дала толчок к проведению семинаров в различ­ных регионах планеты. СССР включился в работу: в 1979 г. в Мин­ске состоялась Первая Всесоюзная конференция по образованию в области окружающей среды, на которой были разработаны ре­комендации для всех заинтересованных организаций. Конференция определила общую цель образования в области окружающей среды (с этого момента оно стало назы­ваться природоохранным): дать людям знания и привить навыки разумного общения с природой, подвигнуть их к участию в за­щите и улучшении природной среды, к рациональному исполь­зованию природных ресурсов. Подчеркивалось: образование в об­ласти окружающей среды направлено на то, чтобы сформиро­вать у людей осознание их высокой ответственности за состоя­ние природных богатств, пробудить инициативы в решении за­дач охраны природы.

С этого момента и началось продолжавшееся все 80-е годы широкомасштабное движение в нашей стране. Активизировались (особенно после 1985 г.) наука и практика: велись интенсивные исследования в области экологического образования на кафед­рах педвузов, сотрудниками лаборатории экологического обра­зования школьников, специально созданной в Академии педаго­гических наук. Педагоги, творчески относящиеся к работе, иска­ли новые формы природоохранной деятельности со школьника­ми, а методисты и воспитатели разрабатывали основы природо­охранного воспитания в детском саду.

Яркий след в истории экологического образования оставила Третья Всесоюзная конференция, проведенная осенью 1990 г. в Ка­зани. Была показана необходимость нового — экологического — образова­ния, центром которого должна стать забота о Доме — нашей планете Земля.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде. Форум в Рио — это осмысление мировым сообществом гло­бальных экологических проблем, выражающему угрозу всему жи­вущему на Земле. Важным аспектом форума стал разговор о чело­веческом факторе — значении всех и каждого в реализации реше­ний, выработанных на нем.

Глубоким и содержательным можно считать основной закон, касающийся экологии страны, — Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды, который был принят рань­ше Конституции, но по которому государство живет и до сих пор. В законе четко сказано: природа и ее богатства являются национальным достоянием народов России, основой их устойчивого социально-экономического развития, основой бла­госостояния человека.

В ноябре 1994 г. Правительством РФ было принято постановле­ние «О мерах по улучшению экологического образования населения» — это был первый документ после Форума в Рио: экологическое об­разование признавалось приоритетным. Дальнейшие постановления Правительства способствовали развертыванию экологического образо­вания и воспитания в стране, в это же время была создана Феде­ральная целевая программа «Экологическое образование населения России» (до 2010 г.).

В апреле 1996 г. Президентом России был подписан Указ «О кон­цепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Он предусматривает формирование системы пропаганды идей ус­тойчивого развития, создание развитой системы непрерывного экологического воспитания и образования (СНЭВО) в качестве основы формирования экологической культуры, которая должна быть законодательно закреплена в качестве государственной эко­логической политики как конституционной нормы.

Проект закона «Об экологической культуре» направлен на регулирование правовых отношений органов государственной власти, юридических и физических лиц на территории РФ, возникающих в процессе формирования экологической культуры каждого гражданина и общества в целом. В законе прописаны принципы государственного регулирования в области экологической культуры, которые заключаются в следующем:

- Формирование у обучающихся ценностных ориентации, правовых и нравственных норм поведения, получение ими знаний и практических навыков в области экологической безопасности, ра­ционального природопользования и охраны окружающей среды.

- Преподавание самостоятельного предмета/курса экологии в образовательных учреждениях России и обеспечение их соответ­ствующими учебно-методическими материалами на всех уровнях системы образования; экологизация учебных дисциплин системы образования РФ.

- Системность и непрерывность экологического воспитания и обучения; экологическое просвещение населения, воспитание ос­нов экологической культуры на производстве, в быту и на отдыхе.

- Создание на всех уровнях профессионального образования пре­емственных учебных планов и программ экологической направ­ленности; обязательности профессиональной экологической под­готовки руководящих работников, специалистов, ведущих про­светительную деятельность. И др.

Сейчас в наше время всюду слышится тема экологии Земли и защиты природы от деятельности человека. Сможет ли человечество исправить ошибки прошлого и обеспечить здоровье будущее планеты и людей – актуальный вопрос.



2. «Формирование отношений дошкольников к природе»

Автор концепции

Педагогические условия

Показатели бережного отношения

Методы, приемы и формы работы

С. Н. Николаева

1) понимание экологических проблем и причин, их порождающих. Ощущение каждым педагогом гражданской ответственности в сложившейся ситуации и готовность ее изменить.

2) профессионализм и педагогическое мастерство: владение методиками экологического воспитания дошкольников, осознание педагогом целей и задач этой деятельности, систематическая реализация различных технологий развития, воспитания и образования в практике работы с детьми.

3) общая ориентация педагога в практике новой гуманистической модели экологического воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота об их физическом и психическом здоровье, использование личностноориентированных методов работы.

Показателем экологической образованности и воспитанности необходимо считать практические действия человека по отношению к природной среде.

1. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и под-держанию необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей.

2. Наблюдение - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой.

3. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания.

4. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности.

С.Л. Новоселова

Каждый компонент развивающей среды должен отвечать принци­пу функционального комфорта — обеспечивать основные потреб­ности в деятельности, разнообразие и удобство деятельности, соответствовать положениям эргономики. Детское учреждение должно принадлежать детям и взрослым — воспитателям и роди­телям: всем должно быть удобно, уютно, интересно. Детям дол­жны быть доступны все функциональные пространства учрежде­ния, даже те, которые изначально предназначены для деятель­ности взрослых.

Предметная среда становится развивающей благодаря общению детей со взрослыми в этой среде. «От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде».

Автор справедливо утверждает, что словесные объяснения малоэффективны для дошкольника, и даже в том случае, когда одновременно со словом демонстрируется образец действия, ребенку нужно действовать самому.

Особое внимание уделено автором проектированию развивающей среды, в которой дети могут общаться с природой: наслаждаться красотой растений и поведением животных, наблюдать их ви­доизменения, участвовать в выращивании молодняка, в уходе за всем живым, что живет и растет на территории образовательного учреждения.

В.А. Петровский

Предметное окружение дошкольни­ка должно обеспечить ему психологическую защищенность — доверие к миру, ощущение радости существования, оно должно способствовать полноценному общению со взрослыми, которые могут понять его, встать на его точку зрения, не игнорировать его чувств и эмоций.

Данная концепция носит личностный характер — она направлена на создание такой предметной среды, которая обеспечит каждому ребенку развитие его способностей, понимание собственных физических и психических возможностей, их постоянного совершенствования.

Принципы создания предметно-развивающей среды для до­школьников, выдвигаемые исследователями, — это принципы, облегчающие личностное взаимодействие воспитателя с детьми,

обеспечивающие активное поведение дошкольников, проявление

у них творчества и самостоятельности. Это принципы, создаю­щие, с одной стороны, стабильность предметного окружения, а с другой — его подвижность, динамичность, возможность трансформации, видоизменения. Гибкое зонирование всего пространства основного помещения, где пребывают дети, может обеспечить одновременное осуществление деятельностей по интересам.

Исследователи утверждают, что предметная среда должна вызывать положительные эмоции, желание действовать и взаимодействовать с детьми и взрослыми. Она должна создаваться с уче­том возрастных и половых различий детей.

Очень важным является принцип открытости: среда должна быть

не только развивающей, но и развивающейся. Она должна способствовать единению с природой, приобщать к культурным ценностям – живописи, музыке, литературе. В предметное окружение дошкольника должны попадать лучшие образцы общечеловеческой и национальной культуры.

Авторы рекомендуют привнести в предметное окружение ребенка различные по размеру и форме зеркала, альбомы с его фотографиями — это поможет ему осознать себя как индивида, обладающего разнообразными качествами и возможностями.



3. Специфика использования метода «Пример взрослого» в формировании доброжелательного отношения к внешне непривлекательным животным и растениям.

Уже в дошкольных образовательных организациях ведётся работа по формированию у детей экологического воспитания, а также по формированию доброжелательного отношения к природе: животным, растениям, в том числе к внешне непривлекательным.

Можно утверждать, что отношение к природе у детей ситуативно – дети наряду с позитивными действиями могут проявлять к объектам небрежность и даже агрессивность. Присутствует характерно неприязненное и даже негативное отношение к внешне непривлекательным животным и растениям. Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желания общаться с живыми существами, отсутствует интерес и стремление к взаимодействию с ними. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают причин этого. Можно заключить, что дети не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой.

В таких случаях важно применять метод «Пример взрослого». Пример в воспитательном процессе призван организовать образцы поступков, деятельности, образа жизни. Действие этого метода обусловлено психологическим механизмом подражания, благодаря которому взрослеющий человек осваивает огромный объем опыта. Конечно, пример может быть хорошим и плохим. Суть положительного примера в том, чтобы ребенок обращался к правильному образцу поведения, чтобы он захотел иметь такие же качества личности и делать такие же поступки. Для детей примером являются родители, старшие члены их семьи, а также очень важен пример педагога, сверстники, герои сказок, мультфильмов. В глазах ребенка должен сформироваться положительный образ, которому он будет подражать.

Для того, чтобы содействовать формированию у дошкольников доброжелательного отношения к внешне непривлекательным животным и растениям с помощью метода «Пример взрослого», можно, например, использовать историю педагога с иллюстрациями о таких животных или растениях. Конечно, эту историю можно выдумать. В истории нужно рассказать, что это за житное или растение, почему многим оно не нравится, а почему нравится педагогу, т.е. рассказать что полезного представляет для других это животное или растение, и что на самом деле оно не такое уж и непривлекательное.

Также примером может стать какой-нибудь герой сказки, которую тоже можно выдумать или найти. Герой может быть взрослым или человеком или другим персонажем, который, к примеру, встретил внешне непривлекательное животное или растение. Нужно поведать такую историю их встречи, чтобы вызвать у детей чувство сострадания, тем самым формировать положительное отношение к внешне непривлекательным живым существам.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!