СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание личности младшего школьника на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение и воспитание органически связаны между собой. Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников - это одна из актуальнейших задач на сегодня.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание личности младшего школьника на уроках в начальной школе»


















































Штейн Александра Дмитриевна,

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»



ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Содержание статьи:

Введение …………………………………………………………………………………………2

Организационно-педагогические условия воспитания младшего школьника………………2

Возможные трудности, возникающие при воспитании младшего школьника………………4

Заключение……………………………………………………………………………………….5

Список используемой литературы……………………………………………………………...5













































Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Обучение и воспитание органически связаны между собой. Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников - это одна из актуальнейших задач на сегодня.

Организационно-педагогические условия воспитания младшего школьника

Воспитание в начальных классах должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ученику в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и на перемене, и вне урока, и дома, т.е. в той среде, в которой непосредственно находится ученик. Цели и задачи, которые ставит перед собой учитель в плане воспитания учеников, нескончаемы.

Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни. В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу. Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу.

Цель воспитания в начальной школе - создание условий для развития личности ученика. А личность, на мой взгляд, должна быть:

- свободной, то есть способной к самореализации через различные виды деятельности;

- гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;

- духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании; стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);

- творческой, то есть развивающая способности, интеллект; испытывающая потребность в знаниях и совершенствовании своих знаний;

- практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи и др.).

Каким образом учитель может, не имея большого количества времени на уроке, давать не только знания, но и воспитывать в учениках свободную, гуманную и духовно развитую личность? Помимо обычных заданий, требующих от ученика определенных знаний или умений, есть и такие задания с воспитательным элементом, с помощью которых можно постепенно развивать личность школьника. Ниже приведу примеры подобных заданий.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности, гуманности. Читая детские произведения, встречаемся с «Вовкой-доброй душой». В рассказе Н. Носова «На горке» Котька Чижов не строил горку вместе со всеми, неуважительно отнёсся к чужому труду. Дети высказывают своё мнение, описывают похожие ситуации. После прочитанных рассказов подбираем пословицы и поговорки, пишем сочинения, маленькие рассказы, проводим беседы, анализируем поступки.

На уроках русского языка используем отрывки из прочитанных произведений, пишем изложения, диктанты, и проводим беседы о добром отношении к птицам, животным, к природе. Пословицы и поговорки учат оценивать поступки человека, события, явления, дают совет, критикуют. Загадки помогают воспитывать быстроту реакции, образность мышления, воображение.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Ученикам предъявляется ряд требований, касающихся деятельности учащихся на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе, оценивать товарищей. Совместная работа на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками и которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к самому себе, расценивать свой личный успех или неудачу. Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у детей была бы возможность общения между собой.

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, упражнения, и задания на определённое правило, задают друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он хочет задать вопрос, Сидящие за одной партой могут проверить работу друг у друга.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной работы, который пробуждает самостоятельную мысль, вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы на нравственные темы, расширяя тем самым нравственные представления и знания учащихся.

Например, на уроке математики тема «Решение задач», ученикам предлагается прочитать следующую задачу: «В ХI веке на Руси были введены штрафы за браконьерство. За убитую корову брали 3 гривны, а убитый бобр оценивался в 4 раза дороже. Одного такого охотника за бобрами оштрафовали на 36 гривен. Сколько бобров он убил?». Безусловно, дети разбирают условие, заполняют краткую запись, отвечают на главный вопрос задачи. Но главная функция подобного задания – показать, насколько человек безответственно относиться к сохранению животного мира.

На уроках русского языка учитель предлагает начать урок с разбора пословицы «Делу-время, потехи-час». Учащиеся высказывают свое мнение, объясняют пословицу, приводят примеры из жизни. Также можно организовать работы с пословицей следующим образом: распечатать пословицу, разрезать ее и дать детям задание собрать пословицу и объяснить ее значение друг другу.

На литературном чтении учитель чаще всего дает следующие задания, направленные на воспитание личности школьника:

  • подбери пословицу, которая подойдет в качестве основной мысли произведения;

  • объясни, правильно ли поступил герой этого произведения, оцени его поступки с точки зрения общественных норм;

  • докажи, что главный герой поступил правильно/неправильно, как ты к нему относишься.

Уроки окружающего мира предлагают огромное количество тем, при изучении которых учитель может включить воспитательный момент. Например, при знакомстве с темой «Жизнь леса» авторы учебника предлагают обсудить, как человек влияет на лесное сообщество, все ли действия людей положительно сказываются на жизни животных, растений и бактерий этого сообщества. Самая интересная тема для младшего школьного возраста – эта тема напрямую связанна с изучением животного мира и влияния человечества на него. На уроках окружающего мира я предлагала детям подготовить сообщение о животном находящимся на грани исчезновения и описать, в результате какой деятельности человека можно предотвратить их исчезновение.

Также не стоит забывать и о уроках изобразительного искусства и технологии. Эти уроки предлагают ученикам ознакомиться с культурой других стран и их традициями, лучше узнать обычаи и особенности совей страны, что тоже благотворно влияет на воспитание личности ребенка.

Не только в урочное время учитель может повышать уровень воспитания своих учеников, но и во внеурочное время. Например, тематические классные часы, мероприятия в классе, общественные акции и др. Учитель может организовать акцию для помощи приюту в городе или пожилым людям, или многодетным семьям. Конечно же это будет организовано только на добровольной основе.


Возможные трудности, возникающие при воспитании младшего школьника

Безусловно, при использовании любых заданий на уроках могут возникать трудности. Например, не каждый ребенок может согласиться с мнением класса (например, во время урока ребенок не согласился, что человек виноват в исчезновении многих животных). Тогда в этом случае учителю необходимо выступить в качестве медиатора конфликта и постепенно переубедить ребенка, что те или иные поступки человека не всегда правильны, привести ряд аргументов. Главное и самое важное - не давить на ребенка, дать ему самому принять решение, иначе можно добиться совершенно противоположного результата.

Также может случиться так, что у ребенка возникнет вопрос «Кто прав: родители или учитель?» при столкновении мнений вышеупомянутых лиц. Тогда нужно объяснить ребенку, что у каждого из нас может быть своё мнение относительно той или иной ситуации, стоит аргументировать свою позицию. Опять же давление на ребенка или родителей недопустимо, результат будет не всегда положительным от такого метода.

На пути учителя при воспитании ученика начальной школы могут возникать всевозможные трудности и препятствия, в таких ситуациях учителю необходимо помнить, что он является учителем, спокойно аргументировать своем мнение. Ничего не получается сразу, любая работа требует терпения и уважения.

Заключение

Суммируя все вышесказанное, воспитание младшего школьника – это труд и полная отдача учителя, показатель его мастерства, умения переубеждать и аргументировать свое мнение. Этой работой я подтвердила «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру-…в результате будет добро». Только учить надо постоянно, а не от случая к случаю, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей. И наши дети, воспитанники, станут высоконравственными личностями, вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не эта ли главная цель работы учителя?

Список используемой литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования// Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 2009.

Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания // [Р.Г. Амосова, О.С. Богданова, Т.В. Вершинина и др.]; Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - Москва: Педагогика, 1979. - 190 с.

Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. – М.: Просвещение, 1985. – 314 с.





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!