«Воспитание и социализация школьников:
состояние, технологии, перспективы»
Направление «Внеурочная деятельность как пространство воспитания и социализации личности»
Тема работы: «Воспитание и социализация детей через внеурочную деятельность «Театр»
Автор: Соколова Мария Викторовна
МАОУ «СОШ3и1 » г. Череповец
учитель русского языка и литературы
Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности в будущем успешной самореализации.
Проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития этой системы.
И вот как раз театр явился тем прекрасным средством развития всех сторон личности ребенка. Недавно в передаче «Культурная революция» на канале «Культура» М.Е. Швыдкой озвучил интересные цифры: около тысячи американских университетов имеют у себя факультеты актерского мастерства. Но только 3% выпускников по окончании, занимаются актерской профессией. А остальные? Остальные – менеджеры, консультанты, учителя, психологи, политики, бизнесмены… Им театр нужен для успеха в жизни!
Цель : создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности школьника средствами театрального искусства/
Задачи
▪ обучающие - познакомить детей с составляющими актерского искусства и сформировать круг тренингов, позволяющих оптимально раскрыть творческие способности; - закреплять умение замечать изменения в поведении партнера и соответственно изменять свое поведение;
▪ воспитательные - создать положительный эмоционально - психологический настрой, способствующий активному включению обучающихся в работу; - воспитывать уважение друг к другу, трудолюбие и целеустремленность;
▪ развивающие - создать условия для интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого самовыражения личности.
Программа обучения театральному искусству представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем». Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).
1 Организационный момент
.Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в начале занятия помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе.
• Игра «Настроение» используется для личного контакта с каждым ребенком – учащиеся по очереди называют свои имена в разных настроениях.
Можно использовать такую игру.
«Веселые задания»
«Слушай, смейся играй,
Имена запоминай»
с этими словами ведущий дает задание детям.
Саши взяли Марин за руки и станцевали.
Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.
Светы-наперегонки бегут к доске и т.д.
Речевые техники
Все задания на занятиях театрального кружка предлагаются с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.
1)Разогрев мышц лица (подготовительное упражнение)
«Назойливый комар» Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок». Пожевать воображаемую жевательную резинку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
2)Артикуляционная гимнастика
Традиционно включаю в занятие артикуляционную гимнастику.
Цель: разогреть мышцы дыхательного аппарата для дальнейшей работы.
Упражнения для языка, губ. Например
3)Дикция
Теперь артикуляционный аппарат размят. Можно переходить к дикции.
Не все дети умеют правильно и четко говорить. Вокруг часто слышим речь нечеткую, невнятную, с пропуском звуков, цедящую сквозь зажатые челюсти, с бедной интонацией.
Дикция – правильное, четкое произнесение звуков речи, слов.
Работа со скороговорками, чистоговорками.
Сначала медленно проговариваем, заучиваем, потом быстро и переходим на игры.
Игры со скороговорками :
«испорченный телефон» - играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её в слух;
«ручной мяч» - дети стоят в кругу или за партами, в центре – ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребёнку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку
«змейка с воротцами» - дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребёнок повторяет скороговорку;
«фраза по кругу» - дети, сидя по кругу произносят одну и туже фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – отработка интонации;
«главное слово» - дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.
Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.
Жужжит над жимолостью жук, зелёный на жуке кожух.
Наш Полкан попал в капкан.
От топота копыт пыль по полю летит.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
.
4)Развитие диапазона голоса.
Не хватает энергии дыхания, эмоциональной зараженности на то, чтобы окончить, и даже выделить последний звук (звуки). Мы этого не замечаем в жизни, привыкаем так говорить. Если это терпимо в бытовой речи, то совершенно неприятно в сценической.
«Маляр»
Ребята красят забор, и в месте с рукой перемещается их голос: «Вверх и вниз, вверх и вниз…»
«Колокола»
По принципу дети опускают и поднимают звук на слоги: «бом», «бим», «дили», «дон» и т.д. Когда максимальный диапазон звучания достигнут, педагог предлагает новое задание. Студийцы распределяются по группам. За каждой закрепляется один из слогов, который произносится в определённом ритме. Когда каждая группа усвоила свою «партию», они объединяются в совместном звучании. Возникает своеобразная полиритмия – гармоничный «колокольный звон».
Это упражнение помогает расширить диапазон голоса, развить умение выдерживать свой ритмический рисунок в речевом многоголосии.
Пример Как должен говорить на сцене. Контроль у ребенка за своим состоянием
3.Актерское мастерство
1)Упражнения на память.
«Путь в школу и домой». Участники сидят в полукругу или в кругу, руководитель предлагает подробно вспомнить путь от дома до школы. Вспомнить надо все, что встречается по дороге: дома, магазины, деревья. Аллеи и т.д. Один человек вспоминает, а остальные дополняют его. Для азарта можно проводить упражнение в форме аукциона. Тот, кто называет что-то последним, получает приз, например конфету-леденец
«Как выглядит твой партнер»
Вызываются два ученика и встают спиной друг к другу
– Сейчас мы проверим вашу память. Расскажи, Артем, во что сегодня одета Снежана?
Ребенок начинает вспоминать во что одет другой ученик. Если затрудняется включаем «Образы», эмоциональную память с пощью вопросов : « О чем разговаривал с данным человеком?». «При каких обстоятельствах видел?»
Эти игры я импровизирую.. И дети уже стали присматриваться друг к другу и даже говорить комплименты :
«О, ты сегодня одета… У тебя сегодня такая-то прическа…» На элементарной игре столько положительных задач решается.
2) Движения под музыку
Развивая у школьников такие умения, как способность ориентироваться в предлагаемых обстоятельствах, во времени, пространстве, умение быстро овладевать новым движением, темпом, ритмом, упражнения способствуют формированию внутренней собранности, готовности активно включиться в творческий процесс.
Эдвард Григ «Шествие гномов»
П.И. Чайковский «Танец цветов»
Даю прослушать произведение, представили картины, нарисовали их в воображении. Включаю музыку, дети исполняют движения под музыку.
Релаксия
Включаю тихую спокойную мукзыку -отдыхаем.
3) Этюды
Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Работа над этюдами развивает умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнёра; формирует навыки конструктивного взаимодействия, так как идёт близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни.
Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания») — все эти темы близки и понятны детям.С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление»). Эти этюды развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить себя..
Этюд «Предполагаемые обстоятельства»
Нужно проговорить скороговорку Мама мыла Милу мылом! в предлагаемых обстоятельствах:
колдует – военный рапорт– получил (а) пять - просит помощи – замёрз-страх –лень- - удивление- - злость – любовь
4.Театр учит самостоятельности.
Дети уже сами могут выступать в роли режиссера, распределять роли, обязанности внутри театрального коллектива. На занятии предлагается сценарий. Дети прочитывают его самостоятельно и распределяют роли, подбирают чере интернет в классе музыкальное сопровождение.
СЦЕНКА
Проигрыш мелодии «В гостях у сказки».
Автор: Жил-был царь.
-Проигрыш «Выход царя» ударными и входит царь. Немного походил и сел на трон.
Царь: Ох, какая скукота, надоело всё.
О! Позову я сыновей, да прикажу–ка им, чего-нибудь эдакое, пусть мыслишками своими подумают, пораскинут.
Слуги, пришлите-ка сыновей ко мне!
-Проигрыш мелодии «Бравые ребятушки»
(Входят 3 сына, проходят по кругу, встают рядом с троном и кланяться царю).
Сыновья: Звали, батюшка?
Царь: Сыны мои, собирайтесь, снаряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь.
Даю вам год! По земле- Матушке походите, и принесите мне чудо- чудное. Ступайте!
- Проигрыш мелодии «Путник» (Сыновья берут мешки, проходят круг и уходят).
Автор: И пошли царские сыновья по белу свету.
Пришло время воротиться им в отцовское гнездо.
-Проигрыш мелодии «Родительский дом»
(Царь сидит на троне, сыновья проходят с дарами круг и останавливаются у трона).
Сыновья: Батюшка наш, вот с поклоном к тебе мы вернулись с дальней дороги.
Царь: порадуйте отца своего.
Автор: И молвил первый сын.
Сын первый: Батюшка, принес я тебе золото и серебро.
Погляди, как оно блестит всё.
Разве может с этим блеском что-то сравниться? Вот оно, Чудо!
Царь: Да какое это Чудо? Полна моя казна таким златом и серебром.
Да только не радует оно меня.
Автор: И молвил второй сын.
Второй сын: Батюшка, а я тебе принес драгоценные камни, погляди, как они переливаются на солнышке, не то, что злато и серебро. Разве это не Чудо?
Царь: И в моей казне стоят полны сундуки драгоценных камней.
И они меня не радуют.
(Третий сын принес обыкновенную воду и стали над ним братья смеяться.)
Царь: Ну а ты зачем простой воды мне принёс?
Автор: И молвил третий сын, и показало волшебное царское зеркало странствия третьего сына.
Проигрыш мелодии «Путник»
Третий сын: Вода – самое большое чудо на Земле.
Пока бродил я по белу свету, вот что со мной приключилось: (волшебное зеркало показывает изображения путника, Засухи и пожара).
Встретил по дороге я путника, он мучился от жажды.
За глоток воды он готов был отдать мне все свои драгоценности.
Напоил я его чистой водой.
А в другой раз видел я засуху. Гибли леса и поля.
И только дождь их спас.
И пожар я видел. Страшно было. Ничего и никого не щадил пожар.
Лишь вода спасла. Понял я, что вода дороже всякого богатства.
-Проигрыш мелодии «Волга»
Царь: Немало пожил на свете я, но хороший урок ты мне дал, сын мой!
И объявил воду царь самым большим чудом на земле.
Повелел он в своем царском Указе воду беречь, водоемы не загрязнять.
И по сей день Вода – самое большое чудо на Земле.
5.Вывод
Когда звучат аплодисменты, ребенок получает столько положительных эмоций! Он горд и радостен тем, что он является успешным, он признан коллективом, он нужен, он полезен!
Итак, какие выводы можно сделать?
Уроки театра в классе способствуют развитию и формированию личности ребенка.
Играя на сцене, дети участвуют в творческом процессе, учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания желаниям коллектива.
Содержание спектакля преломляется через опыт ребенка и оказывает воспитательное воздействие.
В игре ребенок воссоздает явления реальной действительности, переживает их и это оставляет след на долгие годы.
Уроки театра, участие детей в спектакле доставляет им радость, удовлетворение, что очень важно.
Нужна ли творческая смелость детей, их вера в свои силы? Нужны ли упражнения, тренирующие память, воображение, чистоту речи, управление голосом? Все эти проблемы разрешимы и могут быть реализованы через приёмы театральной педагогики, которые доказали свою жизнеспособность, как средства для получения желаемых результатов. Они применимы в условиях любого класса, школы, любого детского коллектива. Инсценировать, представлять кого-то, художественно читать стихи и прозу, нестандартно с выдумкой проводить уроки, выходящие за грань привычного, внеклассные мероприятия, праздники – во всех этих действиях присутствуют особенности театрального языка.
Литература:
Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - Л.-М., 1999.
Грачёва Л.В. Актёрский тренинг: Теория и практика. – СПб.: Речь, 2003.
Ершов П.М. Технология актёрского искусства. Соч.: В 3 т. - М., 1992. Т. 1.