СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание функционально грамотной личности на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: автор статьи делится собственным опытом в развитии функциональной грамотности  у обучающихся. Он  знакомит с  методами и приёмами, используемыми  на уроках  литературы. Учитель акцентируют внимание на том, что на сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание функционально грамотной личности на уроках литературы»

Щербакова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа


ВОСПИТАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: автор статьи делится собственным опытом в развитии функциональной грамотности у обучающихся. Он знакомит с методами и приёмами, используемыми на уроках литературы. Учитель акцентируют внимание на том, что на сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Ключевые слова: функциональная грамотность; грамотность чтения; поиск информации;стратегии и формы; приемы; активные методы.

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В процессах обучения и образования очень важно связать эффективно полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности человека. Именно это дает возможность подрастающему поколению гармонично войти в общество и стать его полноправным членом.

Функциональная грамотность – формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы: математическая грамотность, языковая, естественнонаучная, финансовая и гражданская грамотность.

Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся. Эти компетенции позволяют школьникам решать сложные задачи: Школьники критически мыслят, проявляют креативность, коммуникативность, сотрудничают в решении проблем. У ребят формируются любознательность, инициативность, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Я считаю, что базовыми гуманитарными предметами для формирования функциональной грамотности являются уроки литературы и русского языка, На этих можно решать общие для всех предметов задачи развития школьника. В процессе обучения совершенствуется мышление школьника, развивается способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать обобщения и выводы.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и делиться своими мыслями. Русский язык и литература– это те предметы, которые должны научить ребят умению мыслить творчески. Одной из важных задач обучения является развитие речевого творчества.

Чтение всегда играло важную роль в истории развития человечества. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания образования. В современном мире увеличивается количество информации, её объём. Это создает трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации.

Современному учителю необходимо проектировать учебные задания в контексте повседневной жизни ученика и решать жизненно важные проблемы. С этой целью для создания учебных ситуаций, я на уроках русского языка и литературы использую примеры из реальной жизни. В качестве материалов беру объявления, рекламу, инструкции и т.д. Составляю задания по принципу Блума: на знание, понимание и применение.Эти задания направлены на решение проблемных ситуаций.

К каждому тексту я подбираю вопросы и грамматические задания, которые можно видоизменять в зависимости от темы урока.

С учётом возрастных особенностей подросткового мышления подбираю методы по формированию функциональной грамотности,организую педагогические ситуации, стимулирующие читательскую активность детей, создаю творческую атмосферу.

Подробнее рассмотрим стратегии и формы работы на уроках литературы.

Алфавит за круглым столом

На предложенной карте алфавита ученику надо написать названия или авторов книг, которые связаны с темой нравственности и патриотизма.

Соревнуемся с писателями

Ученик читает название произведения, рассматривает иллюстрации и пытается спрогнозировать содержание произведения. Затем читает его и сравнивает свой вариант и вариант автора.

Ориентиры предвосхищения

На уроках литературы я часто даю ребятам карточки с такими заданиями

Прочитайте предложения, содержащие суждения о произведении.

Отметьте те, с которыми вы согласны. Затем прочитайте произведение.

Отметьте те суждения, которые совпадают с позицией автора.

Изменилась ли ваша точка зрения после чтения произведения?

Чтение с остановками

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. Читаем текст «Юшка».Обучающиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. Сначала текст читается по частям, после чтения каждого фрагмента высказываются предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот текст служит нам для работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Следуйте за персонажем произведения

Эту форму я использую после прочтения произведения.

Ребятам необходимо дать полную характеристику основному герою книги.

Нарисовать схему пути его передвижения. Отметить черты характера, которыми обладает герой книги.

Своё мнение обязательно подтвердить эпизодом из произведения.

Сопоставление

Сопоставительный анализ портретов и поступков героев. Это мы делаем в таблице.

Цитаты

Кто это сказал? Соедините имя героя и цитату из произведения. Для данного задания необходимо хорошо знать текст произведения.

А вот как я проверяю знание текста.

Загадки

При формировании функциональной грамотности у старших школьников эффективно используются следующие методы: метод творческого чтения,эвристический метод и исследовательский.

Рассмотрим каждый из них.

Метод творческого чтения.

Этот метод заключается в активизации художественного восприятия.

Назовем некоторые методические приемы: выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, беседа, постановка проблемы и творческие задания по тексту.

Эвристический метод.

Этот метод развивает критическую мысль школьников, учит самостоятельному приобретению знаний. Ребята отвечают на вопросы: А почему? Для чего? А как бы поступил ты?

Для эвристического метода характерны следующие приемы: построение системы заданий, проведение диспута.

Исследовательский метод.

Цель исследовательского метода – развитие умения самостоятельного анализа произведения.

Приёмы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы, подготовка выступлений, самостоятельный анализ произведения, выполнение заданий творческого характера.

Организация функциональной грамотности на уроках русского языка осуществляется на основе работы с лингвистическими текстами, сплошными и несплошными текстами: таблицами, схемами, объявлениями, и т.д.

Работа обучающихся с текстами выстраивается с использованием групповых форм.Моделировать работу групп можно различными способами.

Рассмотрим стратегию работы с учебными текстами по русскому языку, которые я использую на своих уроках.

Правило в рисунке (кластеры). Правило записывается в виде кластера в специальных тетрадях. Кластеры разрешается рисовать фломастерами, цветными карандашами.

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

Составление тематического вопросника из вопросов, требующих односложного ответа (тонкие), и из вопросов, требующих развёрнутого ответа-объяснения (толстые вопросы). У каждого ученика есть памятка «Толстые и тонкие вопросы»

Спроси меня. Составление вопросов на понимание задания (для работы в парах).

В формировании читательской грамотности большую роль играют творческие работы обучающихся: написание сочинений и изложений. Текст изложения во время работы подвергается детализации, составляется план, создаётся пересказ. Элемент сочинения заставляет глубоко осмыслить текст, проанализировать его, интерпретировать. Такая работа по формированию читательской грамотности проводится в старших классах.

В современной школе проблемное обучение просто необходимо, оно формирует творческую личность, которая способна логически мыслить и находить решения в различных проблемных ситуациях. Применение проблемных ситуаций на уроках способствует повышению уровня познавательной деятельности. Ребенок не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Обучая школьников в соответствии с ФГОС, можем с полной уверенностью сказать, что без чтения нет учения.

Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, группе формируют коммуникативную компетенцию

Организовав уроки в групповой форме, наблюдая за учениками, хочется отметить, во - первых, произошло сплочение ребят, во - вторых, у детей развивается критическое мышление, и, в - третьих, создается чувство здоровой конкуренции, каждой группе хотелось быть лучше всех.

Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. А ведь главная цель педагога – создать конкурентно способную личность, умеющую жить и проявлять себя в разных жизненных ситуациях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. АлексеевН.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. – №1. – С. 24 – 33

  2. Богомазова С.В., Володько Н.В., Гончарук С.Ю. и др.Формирование функциональной грамотности. Сборник задач.8-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций.– М.: Просвещение, 2018.-190с.

  3. Бондаренко М.А. Русский язык. Проекты и творческие задания. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019. -144с

  4. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.:»5 за знания», 2006.-144с.

  5. Ричард Халкетт, директор Стратегий и Исследований CiscoGlobalEducation 17 марта, 2009; www.getideas.org/coge

  6. Трехмерная методическая система обучения – основа формирования функциональной грамотности учащихся. Караев Ж.А. АО НЦПК «Oрлеу». http://www.rae.ru/meo (международный журнал экспериментального образования)

  7. Мацкевич В., Крупник, Функциональная грамотность [Текст] // Всемирная энциклопедия: Философия. – Минск, Харвест, 2001. - 312 с.

  8. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории [Текст] / М.И. Махмутов. – М.: Просвещение, 2009. – 291с.

  9. Рождественская С.А.,  Логвина Л.И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. Курс для учителей русского языка как родного (II – III ступень обучения). [Текст] — Выходные данные неизвестны. — 57 с.

  10. Шумакова Н.Б. Развитие творческой активности школьников [Текст] / Н.Б. Шумакова. – М.: Педагогика, 2009. – 271 с.

http://www.ruscorpora.ru/new/search-main.html

http://gramota.ru/slovari/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!