Воспитание духовности и патриотизма у детей с нарушением слуха
в процессе проектной деятельности
Аннотация. Приоритетное направление в области образования - патриотическое воспитание учащихся. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств человека. Метод проектов - важная форма патриотического воспитания.
Ключевые слова: патриотическое воспитание школьников с ОВЗ, чувство любви к Родине – одно из самых сильных чувств, проектная деятельность.
Одним из приоритетных направлений в настоящее время в области образования является патриотическое воспитание учащихся. В конце 90-х годов ХХ века в результате развала Советского Союза и тяжёлых испытаний нашего народа возникли существенные проблемы и недостатки, в том числе и в деле духовно-нравственного воспитания детей.
Развал экономики, резкое социальное разделение общества, падение духовности и нравственности народа оказали негативное влияние на общественное сознание большинства различных социальных и возрастных групп населения страны.
Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В сознании многих подростков и молодых людей стали более проявлены такие негативные явления как эгоизм и равнодушие, цинизм и немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к лёгкой наживе и противоправным действиям, невысокий культурный уровень и слабое физическое развитие. Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения находится в центре воспитательных усилий школы и семьи.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств человека, закреплённых веками, тысячелетиями. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств. Без него человек не ощущает своих корней, не знает истории своего народа.
Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Для реализации патриотического воспитания, как в урочное, так и во внеурочное время можно использовать различные формы и методы работы. Наиболее эффективной формой признана проектная деятельность, которая позволяет формировать активную жизненную позицию, такие нравственные качества – самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность. Способствует развитию критического мышления, фантазии, коммуникативных навыков. Необходимо отметить, что работа над проектом дает возможность задействовать в процессе обучения и воспитания не только интеллект, опыт и сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые и нравственные качества. Все это является неотъемлемой частью процесса нравственно-патриотического воспитания.
Каждый проект - это творчество учащихся. Проектная деятельность позволяет дифференцировать участие каждого в коллективном деле и воспитать личность нравственную, патриотическую обладающую чувством социальной ответственности.
Воспитанию духовности, нравственности, патриотизма в работе с детьми, имеющими нарушение слуха, способствовала работа над такими проектами: «Край, родимый край», «Что я знаю о войне?», «Знаменитые люди Белгородчины».
Изучение истории родного края расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Благодаря краеведению активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории России, так как они просматриваются через призму истории села, семьи, человека. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Любой ученик, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств.
В ходе работы над проектом «Знаменитые люди Белгородчины», воспитанники познакомились с выдающимися людьми родной земли, узнали лучше их подвиги, заслуги, достижения. Этому способствовали экскурсии к памятникам известных людей, посещение библиотеки и знакомство с литературой об известных земляках.
Передать эстафету памяти, показать ребятам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу – одна из задач проекта «Что я знаю о войне?». Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности ребёнка, любви к Родине, преданности, ответственности и гордости за неё. Основное назначение проекта - создание условий для освоения ребятами социально значимого опыта в различных видах деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
В ходе работы над данным проектом, дети еще узнали о том, что Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Люди считали своим долгом - погибнуть на поле боя и сделать всё возможное ради будущего страны. В ходе экскурсии в Белгородский государственный историко-краеведческий музей «Курская битва. Белгородское направление», воспитанники еще раз окунулись в события, происходившие на Прохоровском поле, увидели ужасы страшной битвы, героизм советского солдата. Ребята приготовили презентацию по итогам проекта «Я помню, я горжусь».
Наш мир меняется, и меняются люди. Но память о тех, кто сражался, и стал героем, кто не вернулся с кровавых полей сражений, кто не покладая рук работал в тылу, о тех, чьё детство было украдено, должна остаться и жить вечно в сердце каждого живущего на земле человека.
Литература:
Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] - М.: Глобус, 2006. - 224 с.
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании школьников. Начальная школа // Начальная школа. - 2011. - №11. - С.68 - 71.
Агапова, И.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 368 с.
Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] - Белгород: КОНСТАНТА, 2006. - 114 с.
Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] - М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. - 189 с.