СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Восьмая областная научно-педагогическая конференция "Педагог-исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на восьмой областной научно-методической конференции "Педагог-исследователь"

Просмотр содержимого документа
«Восьмая областная научно-педагогическая конференция "Педагог-исследователь"»

Московское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» (МОО ОДИ)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Талдома








Восьмая областная научно-методическая конференция «Педагог-исследователь»


«Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности»








Выполнила:
учитель начальных классов
Соболева Наталья Алексеевна





г. Талдом
05 апреля 2018

Оглавление.

1. Введение (актуальность выбранной темы) …………………………………………..3
2. Основная часть (понятие об исследовательской деятельности, её целях и задачах)…………………………………………………………………………………….3
3. Практическая часть …………………………………………………………………….6
4. Заключение ……………………………………………………………………………15
5. Список используемой литературы…………………………………………………...15
























В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей - исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. Здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания методической системы работы с требованиями жизни, а обязательным условием решения данной задачи является организация проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС. Главное, в которых - ориентация на развитие личности младшего школьника на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. А исследовательская деятельность способствует активизации способностей учащихся, развитию личности, формированию навыков самостоятельного поиска проблемы.

Теоретическая часть.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. А учитель обязан создать условия для максимальной реализации их способностей и возможностей, помочь ребёнку в интеллектуальном и личностном росте, учитывая способности, увлечения, интересы, стремления…

Основной целью в исследовательской работе с учащимися является: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Основные задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

  • обучить основам оформления работ;

  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;

  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Учебно-исследовательская деятельность - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • сформулировать проблему исследования;

  • выбор темы;

  • актуальность;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

С учётом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приёмы работы:

  • игры;

  • работа в библиотеке с каталогами;

  • практические занятия;

  • работа с компьютером;

  • дискуссии;

  • беседы.
    Исследовательский метод  обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. При организации проектно-исследовательской деятельности приходится учитывать интересы и возможности детей каждой возрастной группы и использовать соответствующие методические приёмы. Помощь учителям и ученикам оказывает автор методики исследовательского обучения младших школьников А.И.Савенков. Уже с первого класса он предлагает учить детей методам  исследовательской деятельности:

  • «подумать самостоятельно»;

  • «спросить у другого человека»;

  • «посмотреть в книгах»;

  • «посмотреть по телевизору»;

  • «получить информацию у компьютера»;

  • «понаблюдать»;

  • «провести эксперимент»;

  • «связаться со специалистом».

Ребёнок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не даёт возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Практическая часть.

Желательно начинать заниматься учебно-исследовательской работой с учениками 1-х классов. Например, при прохождении темы «Что растёт на подоконнике?» (Окружающий мир, 1класс) дети знакомятся с комнатными растениями. Я предлагаю детям такой вопрос: какую пользу приносят комнатные растения? Дети, как правило, отвечают, что растения дают нам кислород и украшают нашу жизнь. А какими ещё полезными свойствами обладают комнатные растения? Ответ на этот вопрос к следующему уроку они находят в других источниках информации или спрашивают у взрослых (такие растения как алоэ, каланхоэ, пеларгония являются лекарственными растениями. Их используют при лечении простуды, заболеваний желудка, воспалении уха).

При прохождении темы «Почему мы часто слышим слово «экология»?» детям предлагается провести небольшой опыт. Вместе со взрослыми принести домой в стаканчиках немного снега с улицы и из глубины парка или леса. Когда снег растает, посмотреть, где он больше загрязнён и сделать соответствующий вывод (дети наглядно видят, что снег с улицы более грязный, чем из глубины парка или леса).

Во 2 классе при прохождении темы «Роль имён прилагательных в речи» предлагаю детям сравнить два текста.

Прочитай тексты. Какой текст понравился тебе больше? Почему?

1. Пришла весна. Светит солнышко. Снег остался только в тени леса. На озёрах треснул лёд. Вода затопила низины. Журчат ручьи.

2. Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд. Мутная вода затопила низины. Журчат звонкие ручьи.

Далее детям предлагается закончить фразы

Чем текст 2 отличается от текста 1___(в нём есть имена прилагательные)

Эти слова делают текст____ (более полным, понятным для понимания, красивым)
Они отвечают на вопросы_______ (какая? какое? какой? какие?)
Они связаны со словами______________ (именами существительными)
и обозначают их (действия или признаки) _________признаки

С третьеклассниками и четвероклассниками чаще используются групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования.

В 3 классе по русскому языку дети работают над проектом «Тайна имени». Вашему вниманию предлагается фрагмент одного из проектов, выполненных детьми

По словарю В.И. Даля: «Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность». Имя человека – это то слово, которое человек слышит чаще всего. Это самое важное слово в жизни человека.

       В России вплоть до 17 века родители держали в секрете имя, данное ребёнку при крещении. Считалось, что, скрывая имя, родители оберегали своего ребёнка от зла. А некоторые люди всю жизнь скрывают своё настоящее имя и носят псевдонимы.

       Многие люди уверены, что изменение имени приведёт к переменам в судьбе. Так как имя человека имеет огромную власть над его судьбой. Имя человека – его символ.


Ребёнок выбрал именно эту тему потому, что современные родители всё чаще задумываются о влиянии выбора имени на судьбу и характер человека. В этой исследовательской работе Лиза хотела бы узнать тайну своего имени.


Актуальность исследовательской работы о тайне имени Елизавета заключается в том, что современные люди стали чаще задумываться о влиянии выбора имени на судьбу человека. И от того, правильно ли дано имя человеку, во многом зависит характер, поведение, здоровье, а также способности к учёбе и взаимоотношения с окружающими. Поэтому она решила исследовать своё имя и узнать о нём как можно больше.


Цель работы: изучение значения имени и влияние его на судьбу человека.


Из поставленной цели вытекают следующие задачи.

Задачи:


  1. Выяснить, почему родители дали ей именно такое имя, а не какое-то другое.

  2. Узнать из источников информации сведения о значении её имени.

  3. Определить черты своего характера.

  4. Провести опрос среди учащихся 2-3 классов своей школы.


Объект исследования: женское имя Елизавета.


Гипотеза: если мы познакомимся с возникновением имён, то сможем проследить его историю.

Методы исследования:


  1. подумать самостоятельно о значении своего имени.

  2. провести анкетирование в школе.

  3. Узнать статистику у работников ЗАГСа.

  4. Найти информацию в книгах об именах и их значениях.

.

Анкетирование одноклассников и учеников со 2-ого по 3-ий классы.


Учащимся предлагалась диаграмма с результатами анкетирования.

Из этой диаграммы мы увидели. Что 32 ребёнка знают значение своего имени и правильно ответили на вопрос. (Это изображено на диаграмме красным цветом).

76 человек не знают значение своего имени.(Это изображено на диаграмме оранжевым цветом).

Всего только 5 Елизавет среди опрошенных в четырёх классах.(изображено на диаграмме зелёным цветом).

И всего лишь 8 детей считают, что их родители смотрели в источники прежде, чем дать своим детям имя.(это показано на диаграмме синим цветом).

Проведя анкетирование в школе Лиза узнала, что в двух вторых и в двух третьих классах всего учится 108 человек из них 60 девочек. Из 60 девочек, обучающихся во вторых и третьих классах, с именем Елизавета всего лишь 5 человек, что составляет 3% от числа опрошенных.

Исследование.

Происхождение, значение имени и его формы.

Лиза с мамой обратились к энциклопедической и справочной литературе, побывав в городской библиотеке, а так же изучили материалы  Интернета. Пролистав несколько сайтов, они выяснили, что имя Елизавета (еврейского происхождения)- почитающая Бога. Преданная, о вкусах не спорит. Подвержена стрессам, хотя держится хорошо. Полагается на интуицию и нередко бывает обманута. Деликатная и женственна, сентиментальна.

История выбора данного имени.

Именем Елизавета её назвали родители и сестра.  Они очень любят историю, много читают и много знают об истории России. Мама всегда восхищалась трудолюбием  великой императрицы Елизаветы Петровны, которая обладала сильным характером, умела понимать людей и влиять на них. Все эти черты характера её семья мечтает воспитать и в ней.

Имя Елизавета в моем городе- Талдом.

Исходя из статистики, полученной от работников местного Управления ЗАГСа получили такие сведения:

С 1930 по 1940 годы- имя Елизавета практически не встречается в Талдомском районе.

С 1980-1993 годы имя стало встречаться, но очень редко (единичные случаи).

С 2000-ых годов это имя вошло в пятёрку лидеров по имянаречению.

В этом году в период с января по март- имя Елизавета получило 3 девочки.

Заключение.

В результате проведённого исследования наша гипотеза подтвердилась.Имя Елизавета помогло проявить в ней такие черты характера, как любопытство и самолюбие, успехи в учёбе, активность , развитую фантазию, стремление всегда добиваться намеченной цели. Лиза мечтает стать, как и Елизавета Петровна , умной, известной и полезной своему Отечеству. Обязательно будет изучать иностранные языки и историю. Думаю, что всё это пригодится ей в будущей профессии.

Лизе нравится её имя, она гордится, что её так назвали.  Её семья не ошиблась: это имя ей подходит.

Вывод.

Выполняя исследование, Лиза узнала, кто из известных людей носил или носит её имя, изучила происхождение и значение своего имени.

Она раньше никогда не задумывалась над своим именем. Но, занимаясь исследовательской  работой, она поняла, как важно, чтобы человек знал происхождение и смысл своего имени. Оказалось, что имя  может многое рассказать о человеке, который носит его. Имя во многом определяет характер и судьбу человека.

С результатами открытий она  познакомила   своих одноклассников.  

А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования можно проводить на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, во внеурочной деятельности и др.

Одним из таких проектов является «Волшебный мир кристаллов»

Цель исследования: научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях.

Задачи исследования:

1. изучить соответствующую литературу о кристаллах, узнать, как образуются кристаллы;

2. изучить методику выращивания кристаллов в домашних условиях;

3. познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;

4. вырастить кристаллы соли, сахара ;

5. обобщить результаты опытов и сделать выводы о выращивании кристаллов.

В качестве объекта исследования выбрал выращивание кристаллов

соли .

Предмет исследования: изучение литературы, наблюдения и

проведение опытов.

Методы исследования: поисковый, теоретический, практический,

сравнительный анализ.

В 3 классе на уроках окружающего мира учащиеся проходили тему «Тела, вещества, частицы». Они познакомились с тремя состояниями веществ. И вот тогда возникла идея самостоятельно вырастить кристаллы. Среди учащихся 3-4 классов нашей школы было проведено анкетирование. Были предложены следующие вопросы:

Знаете ли вы, что такое кристаллы? Оказалось, что только 86 человек знает, что это такое, а 64 учащихся не знают.

На вопрос знаете ли вы, из чего можно вырастить кристаллы получили такой ответ: из соли- 15 человек, из сахара- 10 человек, из химических порошков - 23 человека.

А вот на вопрос, сколько времени уходит на выращивание кристаллов ответы были от нескольких дней до нескольких месяцев.

На вопрос пробовали ли вы сами выращивать кристаллы отвечали, что выращивали только из наборов для выращивания кристаллов.

Что же такое кристаллы?

Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) «лёд». Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Их можно вырастить из растворов разных веществ.

Какими бывают кристаллы?

Разной формы. Иногда образуются дендриты - это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.

Кристаллы бывают различными по размерам. Многие из них можно увидеть только в микроскоп. Но встречаются гигантские кристаллы массой несколько тонн. Разнообразие кристаллов по форме очень велико. Кристаллы могут иметь от четырёх до нескольких сотен граней.

Люди научились выращивать искусственные кристаллы — рубины. Используют их для изготовления ювелирных украшений и в часовых механизмах. Выращивают и самые твёрдые на свете кристаллы — алмазы. Можно вырастить кристаллы из соли, сахара, кальцинированной соды, медного купороса.

Раньше Даниил уже имел опыт выращивания кристаллов ( Его первый опыт по выращиванию кристаллов был не очень удачный). Первый раз он вырастил кристалл соли в 2011 году. Получившийся кристалл был очень маленький и ему этот эксперимент показался малоинтересным.

Но в 2012 году ему подарили набор для выращивания кристаллов и у него получилось вырастить большие красивые кристаллы.

В январе 2014 года он решил повторить эксперимент. Вначале он поставил насыщенный соляной раствор, без затравочных кристаллов, образовавшиеся на дне мелкие кристаллы решил использовать в дальнейшем в качестве затравочных.

В марте он вновь приготовил насыщенный соляной раствор и опустил в него затравочный кристалл. В этом случае готовый кристалл получается гораздо большего размера.

ОПЫТ1.

1 .Приготовил чистую посуду для приготовления насыщенного раствора соли

и сахара.
2.B горячей воде растворил соль до образования насыщенного

раствора.
3.После того , как вода остыла и отстоялась, профильтровал первичный

раствор.

4.В качестве затравочных использовал ранее выращенные мелкие кристаллы.
5.На проволочке закрепил кристалл.
6.Опустил его в приготовленный раствор.
7.Наблюдал за ростом кристаллов.

ОПЫТ 2.
По такому же принципу пытался вырастить кристаллы соли из морской воды Чёрного и Красного морей. К, сожалению, кристаллы не выросли из-за недостаточного количества соли в воде.
Опыт 3.

Выращивание кристаллов сахара технологически мало отличалось от выращивания кристаллов соли.

Во-первых, с чем ему пришлось столкнуться, это огромная растворимость сахара . На 100 мл. воды уже при температуре 20 градусов С (больше 200 граммов! сахара), а для получения перенасыщенного раствора, его приходилось нагревать до значительно больших температур.

Во-вторых, раствор был очень вязким, испарялся очень медленно и за то время пока рос кристалл из соли, из раствора сахара ничего не выросло. Он пробовал повторить опыт ещё раз, но у него ничего не получилось. Результат оказался таким же.

Заключение.

Соль... Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики. Но, при более внимательном изучении соли, он понял, что знает о ней мало.

По итогам выполнения исследовательской работы Даниил сделал для себя следующие выводы:

1. при благоприятных условиях некоторые твёрдые тела принимают форму кристаллов;

2. кристаллы могут расти за счёт добавления новых слоёв, если есть нужное вещество (то есть, чтобы кристалл «рос» красивым за ним нужно ухаживать: убирать соринки, добавлять новый раствор, счищать некрасивые наросты);

3. кристаллы растут из растворов, когда испаряется вода;

4. кристаллы различных веществ имеют разную форму;

5. на форму кристаллов соли оказывает влияние температура (изменяется форма кристаллов и число граней кристаллов);

6. кристаллы различных веществ имеют различные свойства ( одни кристаллы растут хорошо, другие — плохо).

7. для выращивания кристаллов нужен именно насыщенный раствор.

Результатом исследовательской работы считаю то, что он научился работать с книгами, узнал из них то, что до нас уже знали другие люди; освоил некоторые способы выращивания кристаллов в водном растворе; начал проводить наблюдения за ростом кристалла.

Мир кристаллов красив, Даниил думает, что можно продолжить эту тему на следующий год.
Ожидаемым результатом исследовательской деятельности является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа учителя для ученика имеет следующие результаты:

  • умение работать с информацией;

  • ребёнок приобретает опыт планирования;

  • расширение кругозора;

  • развитие мышления;

  • развитие эмоциональной сферы;

  • опыт публичного выступления.

Заключение

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования , наличия библиотеки с научной литературой, и, вообще, желания углублённо работать с учащимися .

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности школьников к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учащимся собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.





Список использованной литературы


1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся. М.: издательство «Просвещение»,-1988 

2.  Савенков А.И.  Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2009.
3. Интернет-ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!