СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы психологии (мысли, чувства,ощущения )

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ответы на несколько вопросов психологии. Помощь учителям при прохождении курсов повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы психологии (мысли, чувства,ощущения )»

1.Приведите пример, когда мысли/ чувства/ ощущения человека "смотрят" в разную сторону. С чем могут быть связаны такие явления?

Мысли - основная единица, "молекула" мышления, интересные связки чего-то с чем-то, которые родил ум в процессе переработки ощущений, чувств или каких-либо других мыслей. В мыслях мы выражаем процесс понимания мира, других людей и самого себя. В основе мысли лежит отражение фундаментальных признаков явлений, как их сходство и смежность во времени и пространстве, и пр. Мысли бывают ясные и смутные, мелкие и глубокие, путаные и четкие, это могут быть предположения и ассоциации, убежденные констатации или рассказ о сомнениях, но при мысли всегда работает голова.

Чувство - одна из основных форм переживания своего отношения к предметам и явлениям действительности,

- эмоциональные переживания, в коих отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам внешнего мира.

Ощущения - психологическая функция, через которую мы постигаем реальность с помощью органов чувств, это в первую очередь элементарные кинестетические ощущения: все то, что мы непосредственно получаем на выходе от контактных рецепторов тела при прямом воздействии на них. Ощущения имеют рефлекторный характер. При воздействии на рецептор раздражителя по проводящим нервным путям в мозг идет сигнал, попадающий в определенный участок коры больших полушарий, откуда затем сигнал поступает к органу, реагирующему на раздражение.

Взаимосвязи ощущений, чувств и мыслей могут быть любыми.

  • Ощущения — чувства — мысли

Ощущение зубной боли — чувство страха — решение пойти к зубному.

  • Ощущение — мысль — чувство

Увидел змею (ощущения), на основе прошлого опыта сделал вывод, что она может представлять опасность (мысль), как следствие — испугался. Т.е., другой порядок.

  • Мысль — чувство — ощущение

Вспомнил, что Вася обещал мне дать денег, но так и не дал (мысль), обиделся (чувство), от обиды сперло дыхание в груди (ощущение) — другой порядок.

  • Мысль — ощущение — чувство

Представил, что мои руки теплые (мысль) — ощутил тепло в руках (ощущение) — успокоился (чувство)

Пример:

Общение с ребенком, который вызывает отрицательные чувства (плохо себя ведет, нарушает дисциплину, не выполняет задания и т. д.), но мы обязаны учить и воспитывать его (мысли), внутренне переживаем отрицательные эмоции (ощущения), которые мы не имеем право проявлять.

Такие явления могут быть связаны:

    1. недостаток информации;

    2. стереотипы установок (у нас есть определенные стереотипы поведения, ощущений, чувств);

    3. реально существующие ограничения в педагогической деятельности.



2. Определите свойства сознания по У. Джеймсу. Определите, как эти свойства сознания педагог может учитывать в своей деятельности.

Джеймс замечает, что каждый человек может наблюдать поток, находясь в измененном состоянии сознания при переходе от сна к бодрствованию. Действительно, когда мы засыпаем, в нашем сознании непроизвольно протекают какие-то впечатления: остатки дневных впечатлений, воспоминания о прошлом, забегания в будущее и т.д. Такова реальность сознания Джеймса, а свойства потока сознания следующие. Их – четыре.

1. Индивидуальность: каждое впечатление (заметим, Джеймс не говорит «элемент», он предпочитает говорить «впечатление», «переживание») в потоке сознания стремится стать личным, пройти через субъекта. Это самое понятное, даже житейски, свойство: у каждого поток сознания – свой. Каждое "состояние сознания" стремится быть частью личного сознания;



2. Непрерывность. Казалось бы непрерывность – это и есть процесс. Но уточним: он не делим на части, то есть каждое впечатление не отделено от другого. Тут нет отчетливости, впечатления набегают друг на друга. Иначе говоря, впечатления всегда даны в контексте, рядом с соседними впечатлениями. И такие группы не разделить. Хотя – ради удобства – можно разделять, например, по темам: подумал об одном, о другом. Вот шел человек, думал о чем-то – и вдруг что-то его отвлекло. Но отвлечение прошло – и тема восстановилась. Поток сознания непрерывен. Всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений.

3. Неповторимость впечатлений. Пусть человек вспоминает о чем-то важном, и впечатления повторяются несколько раз подряд. Но суть в том, что каждый раз они помещаются в новый контекст и воспроизводятся в нем. А это значит, что каждый раз в этом впечатлении субъект открывает что-то новое. Как говорили древние, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. В границах личного сознания его состояния изменчивы;

4. Избирательность (направленность) потока сознания. Впечатления в потоке не равны по значимости и по интенсивности. Значит более сильные зададут направление потоку в целом, то есть произойдет избирательность впечатлений. Одни объекты оно воспринимает охотно,

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой.

Педагогическая функция организации сознания (его задача и смысл) состоит в освобождении психической энергии сознания, в расширении горизонтов сознания и, что самое главное, в создании оптимальных и необходимых условий для нового цикла развития. Поскольку сознание, рассмотренное извне, объективно является определенной знаковой структурой и структурой объективного мышления, то его можно довольно объективно исследовать и описывать. Но внешняя структура как-то указывает на внутреннюю, имплицирует ее, поэтому возможен переход к пониманию внутренних содержаний сознания (см. схемы с 1по 4). Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы (в контексте идеи непрерывного сознания):

а) необходимо двойственное (извне и изнутри) описание генезиса и развития знания, деятельности;

б) в ходе проектирования развития необходимо совмещение этих двух точек зрения. Основанием проектирования учебного процесса может быть заданная форма сознания или задаваемые извне свойства деятельности, способности к деятельности и т.п.;

в) развитие знаний, деятельности можно описывать самостоятельно как извне, так и изнутри.

Извне - это описание деятельности, ее развертывания в ходе введения проблемных ситуаций, рефлексивных выходов и т.п.; изнутри - генезис форм сознания, их трансформации, преобразования друг в друга.

3. Приведите пример фокуса и периферии в сознании. 

 Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют: 
   - фокус сознания (самое важное в текущий момент времени), 
   - периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием), 
   - граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него), 
   - бессознательное. 

Конечно, не надо думать, что в процессе освобождения действий от сознатель­ного контроля человек совсем не знает, что он делает, — контроль за деятельно­стью остается. Дело в том, что поле сознания (поле — эта та область информации, которая осознается в определенный момент времени) не однородно. Можно выде­лить фокус, сознания, периферию, а также границу, за которой начинается область бессознательного. При выполнении какой-либо деятельности часть действий, яв­ляющихся наиболее сложными и требующих постоянного контроля, находятся в фокусе нашего сознания. Более отработанные или более простые действия от­тесняются на периферию нашего сознания, а наиболее освоенные или наиболее простые действия уходят за границу нашего сознания в область бессознательного. Таким образом, контроль сознания за деятельностью человека в целом сохраня­ется.

Соотношение отдельных компонентов деятельности и сознания не стабильно. Это происходит потому, что действия, находящиеся в фокусе нашего сознания, постоянно меняются. При достижении уровня навыков отдельные выполняемые человеком действия оттесняются на периферию, а затем и в область бессознатель­ного, но когда человек начинает совершать много ошибок, например при усталости или плохом самочувствии, то вновь начинает контролировать свои простейшие действия. Подобное явление можно наблюдать и после длительного перерыва в вы­полнении какой-либо деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!