СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы к ЕГЭ. С Есенин "Спит ковыль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вопросы к ЕГЭ. С Есенин "Спит ковыль"»

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть! 1925 г.


1 Род литературы

2 Жанр, для которого характерны меланхолическое настроение, размышления о бренности человека в мире

3 Плачут вербы, шепчут тополя – троп

4 Выпишите сравнение, которое становится ключевым для понимания отношения ЛГ к новой жизни

5 Стихотворный размер

6 Какое худ. средство – «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси»?

10.1 В чем причина душевных терзаний ЛГ?

10.2 Каково отношение ЛГ к родине?

11 Для каких русских поэтов пейзаж становился средством раскрытия внутреннего мира героя и в чем их можно сравнить…


Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.

О Русь — малиновое поле
И синь, упавшая в реку, —
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить —
Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем. 1916 г.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

28 ноября 1925

10.1 С какой целью Есенин создает образы деревьев?

10.2 В чем истоки трагического мироощущения ЛГ?

11 Для кого из поэтов ключевым средством в создании образов природы становится олицетворение? В чем сходство и различие…?

Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звезды небесные, звезды далекие!

10.1 Что символизируют звезды для ЛГ?

10.2 Особенности композиции.

11 Звездное небо в произведениях русских поэтов


1 Группа поэтов, к которой принадлежал Есенин

2 «бегут равнины и кусты» - троп

3 найдите анафору

4 неологизм

5 размер

10.1 Каким настроением проникнуто стихотворение?

10.2 Роль цветописи

11 Какие русские поэты раскрывали тему России, используя мотив дороги, и в чем их можно сопоставить…







Мы теперь уходим понемногу 

В ту страну, где тишь и благодать.  

Может быть, и скоро мне в дорогу  

Бренные пожитки собирать.  

 Милые берёзовые чащи!  

Ты, земля! И вы, равнин пески!  

Перед этим сонмом уходящим  

Я не в силах скрыть своей тоски.  

 Слишком я любил на этом свете  

Всё, что душу облекает в плоть.  

Мир осинам, что, раскинув ветви,  

Загляделись в розовую водь.  

 

Много дум я в тишине продумал,  

Много песен про себя сложил,  

И на этой на земле угрюмой  

Счастлив тем, что я дышал и жил.  

 

Счастлив тем, что целовал я женщин,  

Мял цветы, валялся на траве,  

И зверьё, как братьев наших меньших,  

Никогда не бил по голове.  

 

Знаю я, что не цветут там чащи  

Не звенит лебяжьей шеей рожь.  

Оттого пред сонмом уходящим  

Я всегда испытываю дрожь.  

 

Знаю я, что в той стране не будет  

Этих нив, златящихся во мгле.  

Оттого и дороги мне люди,  

Что живут со мною на земле.  1924


1 Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («на земле угрюмой»)?

2 В стихотворении С.А. Есенина осины, заглядевшиеся в «розовую водь», наделены человеческими свойствами. Укажите название этого приёма.

3 В четвёртой строфе стихотворения смежные строки имеют одинаковое начало: Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, Как называется эта стилистическая фигура?

4 Укажите размер, которым написано стихотворение.

10.1 Каким предстаёт внутренний мир лирического героя в стихотворении С.А. Есенина?

10.2 Роль метафор

11 В каких произведениях русской лирики звучит тема жизни и смерти и в чём они перекликаются с есенинским стихотворением?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!