СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопросы для повторения и обобщения материала по теме "Жизнь и творчество Н.В. Гоголя".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы можно распределить по карточкам в зависимости от темы, можно включить в викторину на заключительном уроке.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для повторения и обобщения материала по теме "Жизнь и творчество Н.В. Гоголя".»

Вопросы для повторения и обобщения материала по теме «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»

      1. Какая двойная фамилия была у отца писателя и как он обыгрывал выбранную им часть родового имени?
      2. В каком селе родился Гоголь и впоследствии посвятил ему одну из своих повестей? Назовите её.
      3. На каком хуторе близ Диканьки жила мать Гоголя и где прошло его детство?
      4. Отец Гоголя писал комедии на украинском языке и ставил их на любительской сцене, а сын потом использовал отрывки из них в качестве эпиграфов к двум повестям без указаний на источник. К каким?
      5. О каких трёх призваниях, ни одно из которых не сбылось, мечтал юный гимназист?
      6. Какие роли он играл в гимназических спектаклях особенно успешно?
      7. В какой театр пытался поступить Гоголь и какой получил ответ?
      8. Какие увлечения были у писателя?
      9. Как называли его дома родные?
      10. Как поступил Гоголь со своей долей наследства?
      11. С каким великим русским художником он дружил?
      12. Как называлось и было подписано первое опубликованное гоголевское произведение?
      13. Первые повести Гоголя, принесшие ему успех, появились от имени рассказчика, как незадолго до этого пушкинские. Как звали того и другого?
      14. Что означают имя и фамилия вымышленного издателя «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
      15. Есть ли в «Вечерах...» другие рассказчики?
      16. Обратившись к читателям с вопросом: «Знаете ли вы украинскую ночь?», Гоголь рисует её картину, похожую на описание тихой украинской ночи у Пушкина. В каком произведении?
      17. А в какой гоголевской повести описан летний день на Украине: «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!»?
      18. Как начинается гимн во славу реки, которой нет «равной на свете»?
      19. Кому из гоголевских героев вареники сами в рот летели, и «ему только и работы было, что жевать и глотать»?
      20. Кто своей предполагаемой невесте после 15-минутного молчания смог лишь вымолвить: «Летом очень много мух, сударыня!»?
      21. Какую пушкинскую героиню напоминает гоголевская из «Сорочинской ярмарки» и своей внешностью, и характером, и любовью к песням, и даже именем?
      22. Удивительно разнообразны созданные воображением Гоголя фантастические мотивы и образы в «Вечерах...». Из каких повестей взяты следующие отрывки: а) «Что-то тяжко застонало, и стон перенесся через поле в лес. Из-за леса поднялись тощие, сухие руки с длинными когтями, затряслись и пропали... Ворочал он по сторонам мёртвыми глазами и увидал поднявшихся мертвецов от Киева, и от земли галичской, и от Карпат, как две капли воды схожих лицом на него»; б) «Глядит: страшная чёрная кошка крадётся к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её»; в) «А, голубчик, вот где ты!» — запищал птичий нос, клюнувши котел. Посторонился дед и выпустил заступ. «А, голубчик, вот где ты!» — заблеяла баранья голова с верхушки дерева. «А, голубчик, вот где ты!» — заревел медведь, высунувши из-за дерева свое рыло. Дрожь проняла деда»; г) «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка и, как будто живая, движется. В самом деле, чудно! Движется и становится всё больше, больше, и краснеет, как горящий уголь. Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало, и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя»; д) «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадет снегу: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чёртовского трепака»?
      23. Какое место отведено в Сорочинцах для ярмарки и почему его называют «проклятым»?
      24. Кто кому задаёт такие вопросы: «Правда ли, что твоя мать ведьма?» и «Знаешь ли, что отец твой антихрист?»
      25. За что настигла «страшная месть» весь род колдуна?
      26. Для кого любовь важнее всего на свете, а любимая заменила и мать, и отца: «Я её так люблю, как ни один человек на свете не любил и не будет никогда любить... Что мне до матери? ты у меня мать и отец и всё, что ни есть дорогого на свете»?
      27. Кто из персонажей «Вечеров...», став «латынщиком», ко всем словам добавляет «ус» — лопатус, бабус (вместо бабы)? По такому же принципу придумано имя сыну Манилова. Какое?
      28. На кого похож чёрт в «Ночи перед Рождеством»?
      29. Злой дух вселяется в животных, и они начинают вести себя странно: то в окно выставилась «страшная свиная рожа», то ведьма превращается в кошку, то свинья стащила со стола не пирог, а бумагу, то серая кошечка приходила как будто за душой хозяйки. В каких произведениях описаны эти свиньи и кошки?
      30. Зрелый Гоголь от прямой фантастики переходит к скрытой, неявной, «завуалированной» (термин Ю. Манна) — к алогизмам, странностям, парадоксам. В какой повести показаны поющие двери, причём каждая поёт своим «голосом»; одна — тоненьким дискантом, другая — хриплым басом, третья как бы пищала: «Батюшки, я зябну»?
      31. За что восхваляет автор-рассказчик город Миргород, называя его «чудным»?
      32. Какая сплетня распространилась по городу об Иване Никифоровиче?
      33. Чем Иван Никифорович напоминает Тараса Бульбу?
      34. Как иронически сравниваются достоинства Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, каким эпитетом награждает их обоих рассказчик?
      35. «Иван Иванович очень сердится, если ему попадётся ... » — «Иван Никифорович чрезвычайно любит...». Почему сердится Иван Иванович и что любит Иван Никифорович?
      36. Кто имел «необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно», так что казалось, что у вас ищут в голове или щекочут пятки?
      37. Другому гоголевскому герою было предложено на ночь почесать пятки, но он отказался. Кому?
      38. Что разыскивает целых два года городничий, ежедневно спрашивая о пропаже у квартальных?
      39. Что за прошение было похищено из зала суда и кем?
      40. Чью жизнь писатель определил как «низменную буколическую» и что означает второй эпитет?
      41. «Нельзя было глядеть без участия на их взаимную любовь. Они никогда не говорили друг другу ты, но всегда вы». Кто они?
      42. В каком произведении после совместного пиршества последовал «массовый храп»: «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой» — «Всё, что ни лежало в разных его углах, захрапело и запело»?
      43. У Гоголя часто встречаются сцены коллективного танца-пляски, в которых зрители становятся участниками. Но лишь однажды герой, выпив сивухи, «не дождавшись музыкантов, пустился среди двора на расчищенном месте отплясывать трепака», и его никто не поддержал. Кто этот герой?
      44. Какие произведения имеют сходные концовки: «Скучно остановленному! И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» и «Скучно на этом свете, господа!»?
      45. Кто такой Вий?
      46. В чём необычность имён и фамилий друзей-бурсаков в повести «Вий»?
      47. Каким традициям — зарубежным и русским — следует писатель, сочетая фантастическое с реальным, сказку с бытом?
      48. «Вся любовь, все чувства, всё, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная ... , вилась над детьми». О ком идет речь и какое слово пропущено?
      49. Как встретился с сыновьями после долгой разлуки Тарас Бульба?
      50. Кого из римских поэтов называет Тарас, приговаривая при этом, что грамоте разумеет он не сильно?
      51. Как казнили в Запорожской Сечи убийц?
      52. Как обращается Бульба к своим соратникам перед боем?
      53. Какой вопрос задаёт он казакам трижды во время сражения?
      54. С какими словами умирают сыновья Тараса?
      55. Гоголь любил разные виды искусства, но особенно выделял «трех прекрасных цариц мира»: первая «внушает наслаждение», вторая — «тихий восторг и мечтания», третья — «страсть и смятение духа». Попробуйте угадать этих «цариц».
      56. А какой наукой увлекался он и даже думал посвятить ей свою жизнь?
      57. Гоголь задумал грандиозный труд в области историографии, но вместо него создал художественно-историческое произведение. Какое?
      58. Откуда взялось определение «Петербургские повести»?
      59. «Он лжёт во всякое время, этот ... ». Кто лжёт?
      60. Какой гоголевский сюжет можно пересказать на современный лад следующим образом: молодой человек безответно влюбился в красотку-путану, сделался наркоманом и вскрыл себе вены?
      61. Кому разрешено носить черные бакенбарды, в то время как «служащим других департаментов провидение отказало» в них?
      62. Кто любил потолковать о литературе, хвалил Булгарина, Пушкина и Греча и декламировал наизусть отрывки из «Димитрия Донского» и «Горя от ума»? В чём комизм этой характеристики?
      63. Какие произведения имеют такой интригующий зачин: «Марта 25 числа случилось в Петербурге невероятно-странное происшествие» и «Сегодняшнего дня случилось необыкновенное приключение», а какому дан подзаголовок — «Совершенно невероятное событие в двух действиях»? О каких происшествиях рассказано в них?
      64. Кто из гоголевских героев сходит с ума и по каким причинам?
      65. От кого сбежал нос и где он впервые обнаружился?
      66. Почему майор Ковалёв подобострастно разговаривает с собственным носом?
      67. Над чем задумался Поприщин: «С какой стати я ... ?», «Всё, что есть лучшего на свете, всё достается или ... , или ... »?
      68. Как звали собачек, вступивших в переписку?
      69. Кого из своих героев автор сравнивает с пушкинским Демоном: «Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста», дав ему первоначально демоническую фамилию?
      70. Чьи это просьбы и жалобы: «Матушка! пожалей о своем больном дитятке!» и «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»?
      71. Как объясняется в «Шинели» выбор имени и фамилии главного героя?
      72. Кому из персонажей писатель даёт посмертное существование и в каких произведениях?
      73. В повести «Портрет», рассуждая о «любителях искусств» и меценатах, которые «сладко продремали всю жизнь свою, погружённые в зефиры и амуры», Гоголь перефразирует чужую цитату. Чью и откуда?
      74. «Генерал, опустивши трубку, начал смотреть с довольным видом на Аграфену Ивановну», «...сам полковник, сошедши с крыльца, взял Аграфену Ивановну за морду», «...сам майор потрепал Аграфену Ивановну по ноге». Кто такая Аграфена Ивановна?
      75. А кого в пьесе «Игроки» называют Аделаидой Ивановной?
      76. Можно вообразить себя начальником департамента, а можно возомнить себя и королём. У кого такое богатое воображение?
      77. Что, по мнению писателя, является трибуной, с которой много можно сказать миру?
      78. Гоголь хотел, чтобы публика смеялась не над «кривым носом, а над кривой ... ». Над чем?
      79. В какой гоголевской пьесе выведен сбежавший жених, а в какой обманутый обманщик?
      80. Какие забавные фамилии носят комедийные персонажи у Гоголя?
      81. По некоторым «говорящим» фамилиям можно догадаться о профессии и характере их владельцев: Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Гибнер, Уховертов, Двоеточие. Чем занимаются эти герои?
      82. В какой комедии действие происходит в год восстания декабристов и узнаём мы об этом из реплики одного из персонажей, который рассказывает, что перелицевал свой мундир в 1815 г. и носит его уже 10 лет?
      83. За несколько лет до «Ревизора» появилась пьеса Г. Ф. Квитки-Основьяненко «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе», где показан мошенник, обманувший чиновников во главе с городничим ради наживы. Чем, по-вашему, отличается гоголевская комедия от своей «предшественницы»?
      84. Почему Гоголь не назвал свою пьесу «Мнимый ревизор» или «Лжеревизор»?
      85. Какие фамилии придумывал драматург своему главному герою, прежде чем остановиться на Хлестакове?
      86. Какой эпиграф предпослал автор своей комедии, адресуясь не только к зрителям, но и к читателям, возможно по примеру Пушкина выбрав русскую пословицу?
      87. Что является завязкой в «Ревизоре» и есть ли там экспозиция?
      88. Необычна и развязка — растянутая, «тройная». Разъясните её необычность.
      89. Какой сон предвещал городничему неприятности?
      90. Каким чувством охвачен весь город в «ситуации ревизора»?
      91. Где разгуливали гуси и гусёнки, как на постоялом дворе?
      92. Кто из персонажей «Ревизора» не произносит ни слова?
      93. В чём парадоксальность сочетания имени и фамилии лекаря?
      94. Какие увлечения были у судьи и почтмейстера и какие взятки брал первый?
      95. За что получает выговор от городничего смотритель училищ?
      96. Кто кого высек в комедии и что хочет потерпевшая получить за ошибку?
      97. Какой эпитет к непривычному для него слову «инкогнито» даёт городничий?
      98. Оказывается, он не так уж невежествен и что-то слышал о Вольтере и вольтерьянцах. Что именно?
      99. Чем объясняется комичная путаница в записке городничего к жене: «уповая на милосердие Божие, за два солёные огурца особенно в полпорции икры рубль 25 копеек»?
      100. Кого автор характеризует так: «оба низенькие, коротенькие» и «чрезвычайно похожи друг на друга», но один оказывается более проворным и готов «петушком» бежать за дрожками, а другой солиднее и серьезнее, и городничий берёт его с собой к Хлестакову?
      101. С какой необычной просьбой обращается к Хлестакову Бобчинский?
      102. Почему у Хлестакова, в отличие от других персонажей, почти нет реплик «в сторону»?
      103. Как он признаётся в своем легкомыслии: «у меня ... необыкновенная в мыслях»?
      104. Что превратило ничтожного «фитюльку» в сановника?
      105. Сколько курьеров мчатся с донесениями в воображении Хлестакова?
      106. Что подают на званых обедах в хлестаковских мечтах?
      107. В чём комизм фразы: «Всё это, что было под именем барона Брамбеуса, „Фрегат Надежды“ и „Московский телеграф“... все это я написал»?
      108. В каких отношениях Хлестаков находится с Пушкиным?
      109. Кто произносит слова: «Чем ближе к натуре, тем лучше Человек простой, если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»?
      110. О каком городе и кто отзывается так: «...хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь» и «сборный город всей тёмной стороны»?
      111. Кого из персонажей «Ревизора» Гоголь сравнивает то с палачом, то с вестником рока?
      112. Есть ли у Гоголя «немые сцены» и «формулы окаменения» в других произведениях, кроме «Ревизора»?
      113. Откуда взяты эти отрывки: «Ужас сковал всех находившихся в хате. Кум с разинутым ртом превратился в камень», «кумова жена, остолбенев, выпустила из руки ногу, за которую начала было тянуть дьяка из мешка»?
      114. О какой картине Гоголь писал: «Эта вся группа, остановившаяся в минуту удара и выразившая тысячи разных чувств», размышляя и о своих «немых сценах»?
      115. Какое дополнительное название дала цензура «Мёртвым душам»?
      116. По мнению кого сюжет «Мёртвых душ» хорош тем, что «даёт полную свободу изъездить с героем всю Россию»?
      117. Каков был общий авторский замысел всей поэмы и с каким произведением мировой литературы соотносил его Гоголь?
      118. От какого пушкинского жанрового определения отталкивался Гоголь при обозначении жанра «Мёртвых душ»?
      119. Каким описанием начинается и завершается I том?
      120. Возникает ли тема дороги и образ тройки в других гоголевских произведениях?
      121. Почему в «Мёртвых душах» часто повторяется эпитет «русский» (человек, мужики, трактиры, слово)?
      122. С чьей речью сравнивает писатель русское слово: «Но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово»?
      123. Где создавались «Мёртвые души» и есть ли в них упоминание о местонахождении автора?
      124. Кто из героев поэмы утверждает, что «испытал много на веку своём, претерпел на службе за правду, имел много неприятностей, покушавшихся даже на жизнь его»?
      125. У кого из героев глаза были как будто проткнуты большим сверлом, у кого «бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши», а у кого казались сладкими, как сахар?
      126. Как именовалась беседка в усадьбе Манилова?
      127. На какой странице была заложена закладкой книга, которую Манилов «постоянно читал уже два года»?
      128. Сколько денег запросили за мёртвые души Манилов и Собакевич?
      129. Какою «няней» угощал Чичикова Собакевич?
      130. Какую женскую душу подсунул Чичикову Собакевич и почему тот возмущался этим?
      131. Какими определениями наделил Чичиков Коробочку, а автор — Ноздрёва?
      132. Что сказал Чичиков индейскому петуху, когда тот в ответ на громкое чиханье героя «заболтал ему что-то на своем странном языке, вероятно, „желаю здравствовать“»?
      133. Как мы узнаем имя Плюшкина, хотя он не представился Чичикову и не представлен читателям?
      134. Какое прозвище придумал народ Плюшкину и как называет его автор?
      135. Какие литературные ассоциации вызывает у вас фраза: «...каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица»?
      136. Как девчонка Пелагея различала, где право, где лево?
      137. Каких персонажей автор ни разу не называет по именам и отчествам (хотя они известны из диалога), предпочитая прозвища?
      138. В «Мёртвых душах» есть «парные» персонажи наподобие Бобчинского и Добчинского. Назовите их.
      139. Если об одном герое сказано, что, «казалось, в этом теле совсем не было души», то о другом: «...у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда её не показывал». О ком идёт речь?
      140. Какое наставление отца запомнил Павлуша Чичиков на всю жизнь, превратив эту заповедь в главный жизненный принцип?
      141. За что учитель Чичикова насмерть не любил баснописца Крылова?
      142. Кого подозревали в Чичикове жители города Н.?
      143. Почему герою вставной новеллы, бывшему участнику Отечественной войны, ставшему атаманом разбойников, писатель дал фамилию «Копейкин»?
      144. О ком иронически говорится, что это были люди просвещённые: «...кто читал Карамзина, кто „Московские ведомости“, кто даже и совсем ничего не читал»?
      145. В чьём доме стенные часы странно шипели, «как бы вся комната наполнилась змеями», потом хрипели и наконец пробили два часа с таким звуком, как будто кто-то «колотил палкой по разбитому горшку»?
      146. Чичиков умел разговаривать с разными людьми по-разному. Кого уговаривает он продать мёртвые души в следующих отрывках: а) «Уступите-ка их мне... Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги ... эх, какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах»; б) «Итак, я бы желал знать, можете ли вы мне таковых, не живых в действительности, но живых относительно законной формы, передать, уступить или как вам заблагорассудится лучше?»; в) «Ну, видите ли, я вдруг постигнул ваш характер. Итак, почему ж не дать бы мне по пятисот рублей за душу, но... состоянья нет, по пяти копеек, извольте, готов прибавить, чтобы каждая душа обошлась, таким образом, в тридцать копеек»?
      147. С кем сравниваются Чичиков и чиновник, провожавший его в комнату председателя при совершении купчей?
      148. Один из персонажей «Мёртвых душ» наслаждается самим процессом чтения, радуясь, что из букв получаются слова, напоминая своего тёзку из другого произведения русской литературы XIX в., который читал, «как пономарь». Назовите обоих героев.
      149. Есть ли в «Мёртвых душах» персонажи, похожие на грибоедовских, но попавших в иную среду и в чем-то изменившихся?
      150. Кто из героев Гоголя получает не «горе от ума», а «счастье от глупости»?
      151. Как вслед за Пушкиным Гоголь в «Мёртвых душах» затрагивает «наполеоновскую» тему?
      152. В чьем присутствии и у кого на глазах сжег писатель 2-й том своей эпопеи?
      153. Куда за четыре года до смерти Гоголь совершил паломничество?
      154. Если Лермонтов мечтал о смерти, похожей на сон, то какого сна боялся Гоголь?
      155. Продолжите гоголевские афоризмы: а) «Нет уз святее ... »; б) «С Пушкиным ... »; в) «Александр Македонский герой ... »; г) «Есть ещё порох ...»; д) «И верёвочка в дороге ... »; е) «О, моя юность! ...»; ж) «Эх, тройка! птица-тройка ... »; з) «Сквозь видимый миру смех ... »; и) «Ведь на то и живёшь, чтобы срывать ... »; к) «Чему смеетесь? ...»; л) «Полюби нас чёрненькими ... ».
      156. Как один из гоголевских персонажей переиначил русскую поговорку «мрут (дохнут), как мухи»?
      157. Какой знаменитый афоризм Шекспира обыгрывается в реплике Чичикова: «Это, точно, случается и что в натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума»?
      158. Каждый персонаж у Гоголя говорит особым, присущим ему языком. Угадайте, кто есть кто: а) «Что людям вздумалось расславить, будто я хороша? Лгут люди, я совсем не хороша»; б) «Какого дьявола мне здесь ждать? Чтоб я стал гречкосеем, домоводом, глядеть за овцами да за свиньями да бабиться с женой?»; в) «Житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности. Галантерейное, чёрт возьми, обхождение»; г) «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек»; д) «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась».
      159. Как менялась и расширялась «география» гоголевских произведений — от «Вечеров...» до «Мёртвых душ»?
      160. В творчестве Гоголя, страдавшего из-за своей внешности, создана целая «носология». У каких его персонажей: а) нос был похож на сливу, и женщины хватались за него и водили героя за собой, как собачонку; б) нос мог нюхать верхнюю губу, сколько душе угодно; в) нос имел обыкновение чрезвычайно громко высмаркиваться и звучал, как труба; г) нос потреблял три фунта табака в месяц, и владелец носа просил приятеля отрезать его?
      161. Где и кем сказаны эти слова: «Всё глухо, могила повсюду. Боже! пусто и страшно становится в твоём мире!»?
      162. Выступив как литературный критик, Гоголь оставил отзывы о многих русских писателях — предшественниках и современниках: а) «Его поэзия — начинающийся рассвет», его называют «отцом нашей стихотворной речи»; б) «Сравнительно с другими поэтами, у него всё глядит исполином: его поэтические образы, не имея полной окончательности пластической, как бы теряются в каком-то духовном очертании и оттого приемлют ещё более величия»; в) «Элегический род нашей поэзии создан им», его стих «стал легок и бестелесен, как видение»; г) «Все стало её (поэзии) предметом и ничто в особенности. Немеет мысль пред бесчисленностью его предметов. Чем он не поразился и перед чем он не остановился?»; д) «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц»; е) «Никто ещё не писал у нас такою удивительною, прекрасною и благоуханною прозою готовился будущий великий живописец русского быта». О ком писал Гоголь?
      163. Восхищаясь гоголевской «жаждой совершенства», Н. Г. Чернышевский высказал, однако, некоторое опасение: «Укажите мне человека с такою жаждою совершенства, я вам скажу: он или не создаст ничего, или создаст великое, он или Тантал, или Прометей». Почему критик сравнил Гоголя с этими героями греческой мифологии?
      164. Кто были первыми исполнителями роли городничего?
      165. Кого хотел сыграть сам Гоголь, неудовлётворенный игрой актёров, на любительской сцене?
      166. В чём признавался сам Гоголь: «Во мне заключалось собрание всех возможных ... , каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я ещё не встречал доселе ни в одном человеке»?
      167. Какое исследование о Гоголе было написано поэтом и теоретиком символизма в XX в.?
      168. Чей «свод свидетельств современников», опубликованный в 30-е гг. нашего столетия, был разгромлен советской критикой за «очернение» Гоголя и не издавался более полувека?



Ответы

      1. Гоголь-Яновский. «Гоголь любит гоголь-моголь»; «...прошёл по тротуару гоголем, наводя на всех лорнет» («Портрет»).
      2. Великие Сорочинцы. «Сорочинская ярмарка».
      3. В Васильевке (Яновщине).
      4. К «Сорочинской ярмарке» — «Менi нудно в хатi жить»; к «Майской ночи» — «Ворог його батьке знаэ!..» (черт его знает).
      5. Юриспруденция — адвокат, живопись — художник, театр — актёр.
      6. Комических старух — Простаковой и Еремеевны в «Недоросле» Фонвизина.
      7. В Петербургский императорский театр. «Совершенно неспособен не только в трагедии и драме, но и в комедии», годится только в статисты.
      8. В молодости — сцена, в зрелые годы — приготовление «малороссийских» блюд.
      9. Никошей.
      10. Отдал матери и сестрам.
      11. С Александром Ивановым.
      12. Поэма «Ганц Кюхельгартен» (1829). В. Алов.
      13. Пасечник Рудый Панько — «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831—1832), помещик Иван Петрович Белкин — «Повести Белкина» (1830).
      14. Рудый — красный, Панько (от Афанасий) — бессмертный.
      15. Да, дьяк Фома Григорьевич, «гороховый панич», Степан Иванович Курочка.
      16. «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут...» — в «Полтаве».
      17. В «Сорочинской ярмарке».
      18. «Чуден Днепр при тихой погоде...» («Страшная месть»).
      19. Пацюку из «Ночи перед Рождеством».
      20. Иван Фёдорович Шпонька.
      21. Парашу из «Домика в Коломне».
      22. а) «Страшная месть»; б) «Майская ночь, или Утопленница»; в) «Заколдованное место»; г) «Вечер накануне Ивана Купалы»; д) «Пропавшая грамота».
      23. Там, где, по преданию, была разрублена на куски чёртова свитка.
      24. Оксана — Вакуле («Ночь перед Рождеством») и Данило — Катерине («Страшная месть»).
      25. За вину его предка Петра, который позавидовал своему побратиму Ивану и убил его.
      26. Для Вакулы («Ночь перед Рождеством»).
      27. «Гороховый панич». Фемистоклюс — греческое имя (афинского государственного деятеля) и латинское окончание «юс».
      28. Спереди — на иноземца (немца), сзади — на губернского стряпчего в мундире, а мордочка оканчивалась пятачком, как у свиней.
      29. «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики».
      30. В «Старосветских помещиках».
      31. За удивительную, прекрасную лужу на центральной площади, за живописные плетни и строения под деревянными и соломенными крышами.
      32. Что он «родился с хвостом назади».
      33. Украинец, миргородец; одинаковой комплекции, имеет ружьё и широченные шаровары, вмещающие весь двор с постройками (у Бульбы шириной с Черное море).
      34. «Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх», «Иван Иванович несколько боязливого характера» — «У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках...». Оба «прекрасные» люди.
      35. «...в борщ муха», «...купаться».
      36. Иван Иванович.
      37. Чичикову предложила Коробочка.
      38. Девятую пуговицу со своего мундира.
      39. Прошение Ивана Никифоровича похитила свинья Ивана Ивановича.
      40. Старосветских помещиков. Буколический — от греч. bukolikos — «пастушеский». Буколическая поэзия изображала пастушескую жизнь как идиллическую, безмятежно-счастливую.
      41. Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — старосветские помещики.
      42. В «Тарасе Бульбе».
      43. Хома Брут из «Вия».
      44. «Сорочинская ярмарка» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
      45. «Начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли» (примечание автора).
      46. Хома Брут и Тиберий Горобец (воробей) — простонародное имя от Хома (от Фомы) и украинская фамилия Горобец соединяются с именами римских деятелей Брута и Тиберия (республиканца и тирана).
      47. Немецких романтиков — Гофмана, Шамиссо, Тика и «Лафертовской смаковницы» Погорельского, «Пиковой дамы» Пушкина.
      48. О жене Тараса Бульбы и матери Остапа и Андрия; «чайка».
      49. «...вместо приветствия после давней отлучки, начали насаживать друг другу тумаки» — Тарас и Остап. И только после этого отец и сын стали целоваться.
      50. Горация.
      51. Опускали живьем в яму, сверху ставили гроб с убитым и засыпали землей.
      52. «Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество...». Товарищи, братцы — называет атаман казаков.
      53. «Есть ли ещё порох в пороховницах?»
      54. Андрий прошептал имя прекрасной полячки, так и оставшееся неизвестным, а Остап прокричал: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?»
      55. Скульптура, живопись, музыка.
      56. Историей.
      57. Собирал материалы для всеобщей истории, истории Украины, истории Средних веков, а написал повесть «Тарас Бульба».
      58. Оно появилось в критике после смерти писателя.
      59. «...Невский проспект».
      60. Историю художника Пискарёва из «Невского проспекта».
      61. Чиновникам иностранной коллегии.
      62. Поручик Пирогов. Пушкин уравнен с Булгариным и Гречем, Грибоедов — с Озеровым.
      63. «Нос», «Записки сумасшедшего», «Женитьба» (о сбежавшем носе, о переписке двух собачек, об убежавшем через окошко женихе).
      64. Художники Пискарёв и Чартков и мелкий чиновник Поприщин — из-за несчастной любви, крушения надежд, унижения человеческого достоинства («Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего»).
      65. От майора Ковалёва. Запечённым в свежем хлебе у цирюльника.
      66. Нос на три чина выше Ковалёва — майор и статский советник.
      67. «...титулярный советник», «...камер-юнкерам», «...генералам».
      68. Меджи и Фидель.
      69. Чарткова из «Портрета», первоначально — Чертков.
      70. Поприщина и Башмачкина.
      71. В календаре были имена Моккия, Соссия, Ходазата, Трифилия, Дулы, Варахалия, и роженица решила дать сыну отцовское имя Акакий. Иронически обыгрывается и фамилия Башмачкина — хотя и отец, и дед, и даже шурин (брат жены, конечно, носивший другую фамилию) ходили в сапогах.
      72. Падчерице в «Майской ночи» (ставшей русалкой), панночке в «Вие», ростовщику в «Портрете», Башмачкину в «Шинели», умершим крестьянам в «Мёртвых душах».
      73. Из «Горя от ума» Грибоедова — Чацкий говорит о любителе крепостного балета: «...сам погружен умом в зефирах и амурах».
      74. Кобыла в повести «Коляска».
      75. Колоду карт.
      76. У Хлестакова и Поприщина.
      77. Театр.
      78. «...душою».
      79. В «Женитьбе» и «Игроках».
      80. Яичница, Жевакин, Анучкин («Женитьба»), Хлопов, Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, Уховертов, Растаковский, Пуговицын, Свистунов, Пошлёпкина («Ревизор»).
      81. Судья, полицейский, лекарь, частный пристав, учитель русского языка.
      82. В комедии «Женитьба».
      83. Хлестаков не сознательный лжец, а невольный самозванец.
      84. Потому что герой ведет себя как настоящий ревизор. Возможно, Гоголя в этом сюжете привлекла мысль о неотвратимости наказания за грехи и пороки и в этом смысле от Ревизора не уйти ни одному человеку.
      85. Скакунов, Перепёлкин — фамилии водевильных шалунов.
      86. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», у Пушкина в «Капитанской дочке» — «Береги честь смолоду».
      87. Первая реплика городничего: «Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». А экспозиция следует после завязки — знакомство с действующими лицами и обстановкой.
      88. Отъезд Хлестакова, его письмо с разоблачениями и известие о приезде настоящего ревизора.
      89. Две крысы пришли, понюхали и ушли.
      90. Страхом.
      91. В уездном суде.
      92. Лекарь Гибнер издает звук, похожий то ли на «и», то ли на «е».
      93. Христиан Иванович Гибнер — имя предполагает христианское милосердие, а фамилия созвучна русскому слову «гибнет».
      94. Псовая охота и чтение чужих писем. Взятки борзыми щенками.
      95. За то, что один учитель корчит рожи, а другой ломает стулья — этим «вольнодумные мысли внушаются юношеству».
      96. По словам городничего, унтер-офицерская вдова «сама себя высекла». «А за ошибку-то повели ему заплатить штрафт».
      97. «Проклятое».
      98. «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов, это уже так самим Богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят».
      99. Она написана на неоплаченном счёте Хлестакова.
      100. Бобчинского и Добчинского, оба имеют одинаковое имя и отчество — Петр Иванович. Первый более легкомыслен, второй серьезнее.
      101. Сказать «вельможам разным», что живёт в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский.
      102. Хлестаков не скрывает от собеседников своих мыслей: что на уме, то и на языке.
      103. «...легкость».
      104. «Сила всеобщего страха» (Гоголь), а также общие идеалы и культурный уровень.
      105. 35 тысяч.
      106. «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа», «арбуз в 700 рублей».
      107. Здесь смешаны «в одну кучу» псевдоним О. Сенковского, заглавие повести А. Бестужева-Марлинского и название популярного журнала.
      108. «На дружеской ноге».
      109. Попечитель богоугодных заведений Земляника.
      110. Об уездном городишке в «Ревизоре» — городничий и Гоголь.
      111. Жандарма, появившегося в финале с известием о приезде ревизора.
      112. Во многих произведениях — «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Портрет», «Мёртвые души».
      113. Из «Сорочинской ярмарки» и «Ночи перед Рождеством».
      114. О картине К. Брюллова «Последний день Помпеи».
      115. «Похождение Чичикова, или Мёртвые души».
      116. По воспоминаниям Гоголя, это слова Пушкина.
      117. В трех томах представить прошлое, настоящее и будущее России. С «Божественной комедией» Данте.
      118. Роман в стихах — поэма в прозе.
      119. Дороги, по которой бричка Чичикова въезжает и уезжает из уездного города Н. Образ дороги превращается то в символ человеческой жизни, то в исторический путь России и всего человечества.
      120. В «Записках сумасшедшего» и «Ревизоре».
      121. Гоголь хотел показать Россию в целом и со стороны — «во всей своей громаде».
      122. Британца, француза, немца.
      123. За границей — в Париже и Риме, где «вечные линии сияющих гор», «дива природы», «тёмные арки»: «Русь! Русь! вижу тебя из моего чудного, прекрасного далёка...».
      124. Павел Иванович Чичиков.
      125. У Собакевича, Плюшкина и Манилова.
      126. «Храм уединенного размышления».
      127. На 14-й странице.
      128. Ничего и «по сту рублей за штуку».
      129. Бараньим желудком, начинённым гречневой кашей.
      130. Елизаветы Воробей. Женские души не закладывались в Дворянский банк и под них нельзя было получить деньги.
      131. «Дубинноголовая» и «исторический человек».
      132. «Сказал ему дурака».
      133. Приезжала к нему дочь Анна Степановна.
      134. «Заплатанной» и «прореха на человечестве».
      135. С басней Крылова «Ворона и лисица»: «Ворона каркнула во всё воронье горло».
      136. Показывала рукой, куда ехать, не зная понятий «налево» и «направо».
      137. Дама просто приятная — Софья Павловна и дама, приятная во всех отношениях, — Анна Григорьевна.
      138. Дядя Митяй и дядя Миняй, Кифа Мокиевич и Мокий Кифович, дама просто приятная и дама, приятная во всех отношениях.
      139. О Собакевиче и об умершем прокуроре.
      140. «Береги и копи копейку».
      141. За изречение «По мне, уж лучше пей, да дело разумей».
      142. Беглого каторжника, ревизора, шпиона, фальшивомонетчика, капитана Копейкина, Наполеона.
      143. В русском фольклоре есть песня о разбойнике Копейкине, погибшем в чужой стороне, и пословица: «Судьба — индейка, а жизнь — копейка». К тому же его фамилия (по наблюдению Ю. Лотмана) перекликается с жизненным кредо Чичикова: «...копи копейку».
      144. О чиновниках города Н.
      145. В доме Коробочки.
      146. а) Коробочку; б) Манилова; в) Плюшкина.
      147. Чичиков — с Данте, чиновник — с Вергилием из «Божественной комедии» Данте. В этой поэме спутникам (а точнее, провожатым) Данте по аду и чистилищу является Вергилий.
      148. Слуга Чичикова Петрушка и слуга Фамусова из «Горя от ума» Грибоедова — тоже Петрушка.
      149. Чичиков напоминает «умеренного и аккуратного» карьериста Молчалина, Ноздрёв — лгуна, плута и мошенника Загорецкого, а гоголевские дамы — гостей Фамусова, сплетничающих и обсуждающих наряды и фасоны.
      150. Хлестаков.
      151. У Чичикова, как у Германна, профиль Наполеона, и чиновники предполагают, что он переодетый Бонапарт.
      152. Крепостного слуги, мальчика Семёна, отпущенного после смерти Гоголя на волю.
      153. В Иерусалим.
      154. Летаргического, похожего на смерть.
      155. а) «...товарищества»; б) «...на дружеской ноге»; в) «...но зачем же стулья ломать?»; г) «...в пороховницах»; д) «...пригодится»; е) «О моя свежесть!»; ж) «И кто тебя выдумал?»; з) «...и незримые, неведомые ему слезы»; и) «...цветы удовольствия»; к) «Над собой смеетесь!»; л) «...а беленькими нас всякий полюбит».
      156. «Все как мухи выздоравливают» — Земляника из «Ревизора».
      157. «Есть многое на свете, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам» («Гамлет»).
      158. а) Оксана — «Ночь перед Рождеством»; б) Тарас Бульба; в) Осип — «Ревизор»; г) Манилов — «Мёртвые души»; д) Агафья Тихоновна — «Женитьба».
      159. Хутор близ Диканьки, Сорочинцы — Миргород — «соборный город» — Петербург — Россия.
      160. а) У Ивана Никифоровича; б) судьи; в) Чичикова; г) жестянщика Шиллера, а приятель его — сапожник Гофман («Невский проспект»),
      161. Гоголем в «Выбранных местах из переписки с друзьями».
      162. а) О Ломоносове; б) Державине; в) Жуковском; г) Пушкине; д) Крылове; е) Лермонтове.
      163. Испытывая всеведение богов, Тантал разглашал их тайны, крал нектар, совершал клятвопреступления и убийства, за что был наказан в подземном царстве: стоя в воде, не может напиться, видя плоды над собой, не может сорвать («Танталовы муки»). Прометей («предвидящий») тоже обманул Зевса и украл огонь, но отдал его людям и наделил их разумом — и тоже был наказан: прикован к скале, и орел клевал его печень.
      164. И. Сосницкий в Петербургском Императорском театре 19 апреля 1836 г. и М. Щепкин в Малом театре в Москве 25 мая 1836 г.
      165. Хлестакова.
      166. «...гадостей».
      167. «Мастерство Гоголя» Андрея Белого (1934).
      168. В. В. Вересаев. «Гоголь в жизни».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!