Цель: воспитание духовной культуры читателя.
Задачи:
познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;
показать на примере биографических данных становление писателя и художника Е.И. Чарушина;
воспитывать бережное отношение к природе и братьям меньшим;
учить видеть прекрасное в музыке, природе, жизни.
Отгадайте загадки:
Не портой, а всю жизнь с иголками ходит (ёж)
Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер)
Не огонь, а жжется (крапива)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык (заяц)
Серый ворище по лесам, полям рыщет,
Телят, ягнят ищет (волк)
Крашеное коромысло,
Над рекой повисло (радуга)
На какие две группы можно разделить загадки? (живая и неживая природа)
Как вы поняли, о чем пишет писатель, произведения которого будем сегодня изучать? (о животных, о природе)
Отгадывая русские народны загадки о природе, люди познавали мир растений, животных, наблюдали за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.
Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?».
Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения.
Сегодня мы с вами поговорим о Евгении Ивановиче Чарушине и его произведениях о животных.
Евгений Иванович Чарушин родился в городе Кирове. Его творчество началось с самого раннего детства.
Вместе с мамой, которая бала зоологом (специалист, который занимается изучением животных) мальчик ходил в лес, там много наблюдал за лесными жителями воспитывал, лечил.
В доме Чарушиных всегда было много живности тетерева, утки, козы, индюшата, голуби, щеглы, синицы – всех они лечили, кормили и отпускали на волю. Женя как мог, помогал, маме, он был очень счастлив.
Отец всегда брал с собой сына в поездки по Кировской области. Ездили днём и ночью, лесами и лугами. Женя видел восход солнца, утренний туман, как просыпается и засыпает лес, как птицы запевают, как хрустят колёса по белому снегу.
Евгений Иванович Чарушин стал писателем и художником. Как художник иллюстрировал книги многих детских писателей: Маршака, Пришвина, Чуковского, Бианки, Снегирёва, М-Сибиряка, Житкова.
Вскоре стал писать небольшие рассказы о жизни и повадках животных. Первые произведения «Медвежата» и «Волчишко» появились в детских журналах «ЕЖ» и «Чиж».
Чарушин писал рассказы более 30 лет.
Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, наполненное любовью ко всему живому, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.
. Поднимите руку, кто знаком с произведениями Евгения Чарушина?
Евгений Иванович написал такие рассказы, как: «Томкины сны», «Никита-охотник», «Про зайчат», «Волчишко», «Цапля», «Что за зверь»… всех рассказов и не перечесть.
Видео « О Чарушине»
Чтение текста «Томкины сны»
Кто такой Томка?
Какие сны видит щенок?
Каких зверей Томка увидел во сне? (заяц, корова, тигр)
Почему Никита решил разбудить Томку?
Игра « Найди пару» (Соедини название животных, которые они получили в народе.)
Ведущий: Больше всего Чарушин любил изображать молодых животных-детенышей, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что уже угадывается взрослый зверь. Нарисованные им зайчата, олешки, волчата, лисята, рысята вызывают чувство нежности. Они совсем живые, эти чарушинские зверята.
Вам нужно из разрезных картинок выложить иллюстрации к рассказам.
(« 2 иллюстрации и 2 книги Чарушина)
Ведущий: А еще у Чарушина есть очень интересная книжка- картинка. Называется она «Большие и маленькие». Это родительские наставления, где родители учат своих малышей.
Назовите маму, таким образом обучающую своего малыша:
1.«Ходи неслышно, ступай мягко: у тебя лапы с подушечками. Ты зверь лесной, должен таиться, в засадах лежать, добычу добывать.
Желтые глаза ночью видят,
Черные уши – далеко слышат,
Длинные ноги – осторожно ступают».
рысь
2. «Копай нору – подземный дом - глубокую-глубокую, хитрую-прехитрую, с ходами-выходами; один выход под кустом, другой – под корнем, третий – за камнем, четвертый – в густой траве, пятый – в частом ельнике. Станут лаять они, копать! А пока собаки лают, ты потихоньку выползи из дальнего выхода и в лес… только тебя и видели!...»
Лисица
- А какому зверенку мама может давать такие наставления?
3. «На сосенку заберись, качнись, как пружина, распрямись и прыгай… Шишки шелуши, семечек поешь и снова с дерева на дерево перескакивай». (Бельчонку)
4. - «Вы, как лодочки, плавайте! Ногами, как веслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте». (Уточки).
5. - «У нас… язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука к себе на обед. Вам сытно, а лесу польза». (Птенцам дятла).
6. - «Сидите в траве… не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит». (Зайчатам)
Ведущий. Что же получается? Евгений Чарушин в своих книгах передает нам разговоры зверей. Неужели он знал их язык? Нет, он просто очень любил животных и постоянно наблюдал за их повадками. Ведь вся жизнь писателя была связана с природой.
Просмотр мультфильма « Топтыжка»
Мишка
дереза
Лягушка
хитрая
Коза
зубами щёлк
Волк
косолапый
Колобок
ряба
Лиса
квакушка
Курица
Петушок
серый
Заяц
румяный