СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный мир цветоведения. основы цветоведения у учащихся младших классов» разработка серии уроков по учебному предмету цветоведение в1 классе дхш по дополнительной предпрофессиональной программе «живопис

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Волшебный мир цветоведения. основы цветоведения у учащихся младших классов» разработка серии уроков по учебному предмету цветоведение в1 классе дхш по дополнительной предпрофессиональной программе «живопис»


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»


Номинация

«Методическая разработка»

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЦВЕТОВЕДЕНИЯ. ОСНОВЫ

ЦВЕТОВЕДЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ»

РАЗРАБОТКА СЕРИИ УРОКОВ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ЦВЕТОВЕДЕНИЕ В1 КЛАССЕ ДХШ

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ЖИВОПИСЬ»

(СРОК ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ 8 ЛЕТ)



Бызова Олеся Петровна

Преподаватель, муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Тайшетская детская художественная школа»








г. Тайшет

2022 год


Пояснительная записка

Школа – главная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у учащихся. Язык цвета младшие школьники познают на уроках Цветоведение в детской художественной школе.

Цветоведение, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии.

Изучение основ цветоведения дает учащимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учить точности расчета, способствует познанию красоты природы, воспитывает патриотизм и любовь к своему отечеству.

Цвет — один из признаков любого предмета. Наряду с формой он определяет индивидуальность предмета. Характеризуя окружающий предметный мир, мы упоминаем цвет как одну из главных его особенностей.

Цвет в окружающей нас действительности - средство ориентировки, окраски предметов. Наука о цвете (цветоведение или колористка) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве.

«Цвет - это ведущее начало, организующее пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Воспринимать цвет - не значит просто его видеть. Цвет воздействует на наше настроение, самочувствие. Вызывая физиологические реакции, он влияет на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Разумеется, что сила воздействия цвета на разных людей разная. При этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Человек воспринимает цвет не только глазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями».

Цветоведение играет важную роль в эстетическом воспитании школьников. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является развитие художественного вкуса учащихся. Очевидно, что при правильно поставленном обучении и воспитании детей в области рисования, можно улучшить качество их работ.

Практические знания по  цветоведению обучаемые детской художественной  школы получают 1-3 классе (при 8 летней программе образования).

Учитель детской художественной школы при обучении детей младшего школьного возраста на уроках цветоведения ставит своей целью в доступной интересной для ребят форме дать знания по основам цветоведения. Таким образом, учащиеся 1 класса по цветоведению должны знать:

- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);

- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.);

Обучаемые должны уметь:

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать гуашевыми красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)

Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.

При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.

Мною были разработаны и опробована серия уроков по основам цветоведения с учащимися 1 класса детской художественной школы.

Тема уроков

1 урок - «Цветовой круг»

2 урок - «Холодные и теплые цвета. Дождик и солнышко»

3 урок - «Бабочка»

4 урок - «Цветочная поляна»

5 урок - «Добрые и злые герои»

Тип уроков

Комбинированный урок

Время уроков

1 урок – 3 часа, 2 урок – 2 часа, 3 урок – 2 часа, 4 урок – 2 часа, 5 урок – 2 часа (академический час 30 мин.)

Цель

Знакомство с цветовым кругом. Целью занятий цветоведением является изучение одного из самых субъективных средств живописи и композиции — цвета, психологии его восприятия, закономерностей смешивания цветов и т. д. Целью занятий по цветоведению является также формирование у учащихся культуры цветового восприятия, работы с цветом. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Применение полученных знаний на практике.

Задачи:

Обучающая – Знакомство с цветовым кругом. Применение полученных знаний на практике.

Развивающая – развивать фантазию учащихся.

Воспитательная – воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром. Воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность, культуру визуальных наблюдений.

Формы и методы, применяемые на занятии:

Словесный (беседа, сказка, объяснение)

Наглядный (методические таблицы: «Цветовой круг», «Основные цвета», «Составные цвета», Холодные и теплые цвета»)

Практический (выполнение практического задания)

УУД


Личностные УУД:

действие смыслообразования (интерес, мотивация);

формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

формирование желания выполнять учебные действия;

использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий;

 Регулятивные УУД:

формирование умения составлять план и последовательность действий;

формирование умения предвидеть конечный результат;

формирование целеполагания;

контроль качества работы с опорой на эталон.

Коммуникативные УУД:

формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение сформулировать и озвучить свой вопрос по теме урока;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные УУД:

О: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

О: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

З-С: преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

З-С: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая;

Л: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);

Л: синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Основные понятия

 Цветовой круг, основные цвета, смешанные цвета. Нетрадиционные техники рисования: кляксография, пуантилизм, графика, акварель по сырому.

Межпредметные связи

 Беседы об искусстве, основы изобразительной грамоты и рисования

Оборудование и наглядный ряд:

 Персональный компьютер, презентация, экран, методическая таблица: «Цветовой круг», «Основные цвета», «Составные цвета», «Цветочная поляна».

Материалы:

Гуашь, лист формата А3, кисти, простой карандаш, ластик, палитра, вода, ватные палочки, черная гелиевая ручка, акварель, трубочка, фломастеры.

Литература, учебники:


1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2.Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Визер В.В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – с Пб.: Питер, 2006.

4. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

6. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

7. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

8. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

9. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

11. Костерин Н.П. Учебное рисование: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.

13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.

14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 - М.: Дрофа, 1997.

15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 - М.: Дрофа, 1997.

16. Учебник: Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики / Е.В. Омельяненко. – Ростов н/Д.: ЮФУ, 2010. – 184

17. Тропинина, Т.Н. Практические задания по курсу «Цветоведение» / Т.Н. Тропинина. – Новосибирск: НГТУ, 2012. – 58 с.



Урок 1«Цветовой круг»

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя детей).

  2. Постановка темы урока.

  3. Изучение нового учебного материала.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Уборка рабочего места.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку, наличия у них необходимого оборудования. Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.

- Итак, начинается урок. Мальчики и девочки на меня внимательно посмотрели.

- Давайте проверим, все ли готово к уроку?(гуашь, лист, кисточка, палитра, баночка с водой)



  1. Постановка темы урока.

- Тема нашего урока – «Введение в цветоведение. Цветовой круг».

  1. Изучение нового учебного материала.

- Цветоведение – это наука изучающая цвета.

- Мои юные художники, сегодня мы попадем с вами в сказку, которая называется «Удивительные краски». Итак, готовы слушать сказку?

Дети: Да

- Жили-были три волшебные Красочки. И назывались эти краски основными. Познакомьтесь ребята – это Красник - озорнишка, это Синик - шалунишка и Желтик - веселый мальчишка.

- Давайте, на нашем листе выполним первое упражнение и закрасим первые три кружочка основными цветами. А какие цвета считаются основными?

Дети: синий, красный, жёлтый.

- Жили они счастливо и весело. Каждый день они выходили на поляну, рисовали бабочек, цветы, радугу, домики.

- И все было бы хорошо, если бы не было у них еще одного брата – черной капли – Черника - чумазика.

- Сейчас на листе нам нужно выполнить второе упражнение и закрасить каплю. Каким цветом будет наша капля?

Дети: чёрная

- Черник не любил своих братьев и всегда старался им насолить. Вот и в этот раз он взял и замазал всю их полянку в свой любимый чёрный цвет.

- Но вдруг грянул гром, засверкали молнии, и полился дождь и всю черную краску смыл и с братьев, и с цветов. Опять засияло солнце, прилетели бабочки, стало ещё красивее. А братья так обрадовались, что стали, веселится и играть еще больше.

Взялись за руки Желтик и Синик и стали, кружится, и вдруг в разные стороны полетели цветные брызги и смешались, и получился совсем другой цвет.

- А какой? Давайте возьмем палитру – трудолюбивую помощницу живописца и попробуем смешать эти две краски. Какой цвет получился?

Дети: Зеленый.

- Решили, теперь покружится Желтик и Красник. Какого цвета получились брызги?

Дети: Оранжевые.

- А какой получится цвет, если смешаются Синик и Красник.

Дети: Фиолетовый.

- Кто теперь может сказать, почему красная, желтая и синяя краски называются волшебным и являются основными цветами?

Дети: Потому что из них можно сделать другие цвета. Новые Красочки.

- А какие краски можно получить при смешивании этих красок?

Дети: зелёный, оранжевый, фиолетовый.

- Правильно. А цвета фиолетовый, зеленый, оранжевый называются составными, т.к. состоят из смешивания двух цветов.

Основные цвета

Составные цвета


5. Практическая работа.

1. Упражнение №1

- Ребята, как вы думаете, что такое цветовой круг и почему он так называется?

Дети: Цветовой круг, потому что имеет форму круга и состоит из шести цветов.

- А теперь давайте перейдем к практической части нашего урока и выполним первое упражнение. Нам нужно закрасить цветовой круг, который состоит из шести цветов, трех основных и трех составных. Назовите их (красный, синий, жёлтый, оранжевый, фиолетовый, зелёный).

- Ребята, а как вы думаете на что похож цветовой круг?

Дети: апельсин, тортик



- По первому сектору пробежал Красник – озорнишка и лапками закрасил сектор в красный цвет.

- По второму сектору попрыгал Желтик – весёлый мальчишка и губкой закрасил сектор в жёлтый цвет.

- По третьему сектору скользнул Синик – шалунишка и своей волшебной палочкой закрасил сектор в синий цвет.

- Затем Красник – озорнишка и Желтик – весёлый мальчишка смешался и хвостиком кисточки закрасили четвертый сектор в оранжевый цвет.

- А когда смешались Желтик – весёлый мальчишка и Синик – шалунишка, то получился зелёный цвет и им они закрасили пятый сектор.

- Дальше обнялись друг с другом Синик – шалунишка и Красник – озорнишка и получился фиолетовый цвет, которым они закрасили последний шестой сектор.

(Преподаватель показывает алгоритм действий, и дети повторяют за преподавателем).

- Вот такие красивые цветовые круги у нас получились.


6. Подведение итогов урока.

Проверка усвоения знаний на уроке.

- А теперь попробуйте ответить на вопросы:

-Чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (слушали сказку, рисовали цветовой круг)

- А какие цвета называются основными? (синий, красный, жёлтый)

-А какие смешанные цвета вы знаете? (оранжевый, зелёный, фиолетовый)

- Как вы думаете, а если смешать все цвета вместе мы получим чёрный цвет? (да) Чёрным цветом мы будем пользоваться очень редко, потому что он очень тёмный и мрачный.

- Если на цветовом круге я вам показываю основные цвета, вы хлопаете в ладоши, а если составные, то топаете ногами.

- Вы сегодня большие молодцы!!! Все хорошо трудились и за урок получите хорошие и отличные оценки.

- Теперь давайте покажем нашим гостям ваши работы (кладут работы на пол).

- Всем большое спасибо за урок. Можете убирать свои рабочие места.

8. Уборка рабочего места.


Урок 2 «Холодные и теплые цвета. Дождик и солнышко»

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя детей).

  2. Постановка темы урока.

  3. Изучение нового учебного материала.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Уборка рабочего места.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку, наличия у них необходимого оборудования. Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.

- Итак, начинается урок. Мальчики и девочки на меня внимательно посмотрели.

- Давайте проверим, все ли готово к уроку? (гуашь, лист, кисточка, палитра, баночка с водой)

  1. Постановка темы урока.

- Тема нашего урока – «Холодные и теплые цвета. Дождик и солнышко».

  1. Изучение нового учебного материала.

- Мы познакомились с цветовым кругом из 6 цветов, а можно составить такой круг из 12, 24 цветов. Подобный цветовой круг позволяет точнее определить оттенки дополнительных цветов, их пары. Назовите все оттенки этого цветового круга. У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. 

Кроме этого, важно знать о таких характеристиках цвета, как светлотный и цветовой контраст. В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т. д. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный, синий и т. д.) и зависит от его места в спектре. Интересно узнать, что натренированный глаз при ярком дневном освещении различает до 180 цветовых тонов и до 10 ступеней (градаций) насыщенности. Вообще, развитый человеческий глаз способен различать около 360 оттенков цвета.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета.

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Третий признак цвета — светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от цветового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий — голубым, зеленый — салатовым и т. д. Светлота — качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной (как качеством цвета предмета).

У художников принято светлотныеотношения называть тональными, поэтому не следует путать светлотный и цветовой тон, светотеневой и цветовой строй произведения. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть и серо-белой, и розовато-желтой, светло-сиреневой, словом самой разной.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно-зеленый с темно-зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т. д.  Интересно заметить, что красный, розовый, зеленый, коричневый и другие цвета могут быть и светлыми, и темными цветами. Благодаря тому, что мы помним цвета окружающих нас предметов, мы представляем себе их светлоту. Например, желтый лимон светлее синей скатерти, и мы помним, что желтый цвет светлее синего.

Рассмотрите цветовой круг (ил.), состоящий из 24 цветов. Можно сравнить цвета: красный и серый, розовый и светло-серый, темно-зеленый и темно-серый, фиолетовый и черный и т. д. Ахроматические цвета подобраны по светлоте равными хроматическим.

Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.

 Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом.

Цветовая растяжка - это плавный переход от одного цвета к другому, например, от зеленого к синему.   Цветовую растяжку можно сделать из любых двух и более цветов. Почему я говорю и более цветов, да потому что плавные переходы цвета один в другой могут состоять из трех, четырех, пяти цветов и т.д.

  1. Практическая работа.

- Выполните упражнение. Это упражнение на цветовую растяжку. Поделите лист на две части.

- Сделаем две растяжки в картинке дождика и солнышка, используя гуашь.

- Возьмите три цвета синий, желтый и белила.

- Я выбрала синий и белила, на их примере постараюсь все объяснить. Выкладываем на палитру немного синей краски и разводим водой до консистенции сметаны, рядом на палитру помещаем немного белил. Теперь набираем на кисть синюю краску и закрашиваем первую полосу в дождике. После этого в синюю краску на палитре добавляем совсем немного белил, смешиваем, получается цвет чуть-чуть светлее, чем был. Этим новым оттенком проводим следующую полосу, буквально на миллиметр захватывая предыдущую полоску. После этого опять добавляем в синюю смесь еще белил, смешиваем и вновь проводим полосу. И так продолжайте, пока не закончится изображение дождика.

- Должно получится примерно так:


Теперь возьмите два других цвета (жёлтый и белила), и выполните из них растяжку по такому же принципу.


5. Подведение итогов урока.

-Вот мы и научились выполнять различные растяжки. Где это может пригодиться?

Дети: заливка неба, закат, восход и т.п

6. Уборка рабочего места.


Урок 3 «Бабочка»

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя детей).

  2. Постановка темы урока.

  3. Изучение нового учебного материала.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Уборка рабочего места.


Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку, наличия у них необходимого оборудования. Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.

- Итак, начинается урок. Мальчики и девочки на меня внимательно посмотрели.

- Давайте проверим, все ли готово к уроку? (гуашь, лист, кисточка, палитра, баночка с водой)

  1. Постановка темы урока.

- Тема нашего урока – «Бабочка».

  1. Изучение нового учебного материала.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в разноцветную страну. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что вы узнали на прошлом уроке. Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке?

Дети: О теплых, и холодных цветах.

- Ребята, какие вы знаете три основных цвета?

- Какие цвета называются теплыми?

Дети: желтый, красный, оранжевый…

- А какие цвета называют холодными?

Дети: синий, фиолетовый, голубой…

- А что вы можете сказать о зеленом цвете?

Дети: Он может относиться и к холодному, и к теплому.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну красок. Закройте глаза и представьте, что вокруг луг с травой зеленого теплого цвета, а небо голубое и отражается оно в голубой реке. Нам нужно перейти эту реку. Мы идем по мостику, а кто это нас встречает?

- Ребята, откройте глаза. Это бабочка.

- Наше путешествие начнется со сказки про бабочку.

Жила была на свете одна маленькая бабочка. Звали ее Цветик, потому что крылышки у нее были цветные. Одно крыло было теплых цветов, а второе холодных цветов. Занималась она тем, что перелетала с одного цветочка на другой и собирала пыльцу. Светило солнышко, пели птички, стрекотали кузнечики, и все вокруг было ярким и прекрасным. Но вот на небе появились тучки синего холодного цвета, и начался ливень. Ребята, закрываем глазки, представляем сильный дождик. Бабочка попыталась спрятаться от дождя, но ее крылышки очень быстро намокли и потеряли цвет, стали тяжелыми, и бабочка упала на землю и осталась лежать в луже. После того как прошел дождик, бабочка встала и посмотрела на свои крылья и увидела, что они стали бесцветными. К Цветику прилетели еще бабочки ее подружки, и их крылья тоже стали бесцветными. На Земле после дождя все бабочки остались без красивых крыльев.

Ребята, открываем глаза.

- Посмотрите на доску, правда, у бабочки крылья стали бесцветными?

Дети: Да

- Ребята, а давайте мы бабочкам поможем?

  1. Практическая работа.

- Для того, чтобы нам начать рисовать мы должны вспомнить, а какие крылья были у Цветика?

Дети: Одно крыло было теплых цветов, а другое холодных цветов.

- К теплым цветам относятся?

- К холодным цветам относятся?

Ребята, сейчас на вашу парту прилетят бабочки, с бесцветными крылышками, а мы должны им сделать красивые крылья. Ребята, одно крыло должно быть теплых цветов, а другое крыло должны быть только холодных цветов.

(При работе учитель помогает ребятам. После окончания работы проходит выставка.)

- Ребята, посмотрите на нашу Землю, какие красивые бабочки у вас получились. Наша Земля еще краше стала, чем была.

  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, вы сегодня помогли всем бабочкам нашей Земли обрести новые крылья. Цветика улетела, но передала вам большое спасибо что не оставили ее в беде. Наше путешествие подошло к концу, но прежде чем расставаться, давайте вспомним какие краски относятся к теплым цветам?

- Какие краски относятся к холодным краскам?

- Вот и закончился урок.

- Спасибо за внимание!

Урок 4 «Цветочная поляна»

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя детей).

  2. Постановка темы урока.

  3. Изучение нового учебного материала.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Уборка рабочего места.





Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку, наличия у них необходимого оборудования. Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.

- Итак, начинается урок. Мальчики и девочки на меня внимательно посмотрели.

- Давайте проверим, все ли готово к уроку? (гуашь, лист, кисточка, палитра, баночка с водой, фломастеры, ватные палочки, акварель, черная гелиевая ручка)


  1. Постановка темы урока.

- Тема нашего урока – «Цветочная поляна».

  1. Изучение нового учебного материала.

- Ребята, сегодня утром к нам в школу пришло необычное письмо из волшебной страны феи Фиалки. Что же она нам пишет!

«Здравствуйте, девочки и мальчики! У меня в волшебной стране красок произошла беда. Весёлые краски нарисовали ковёр-самолёт и отправились осматривать мои владения и увидели поляну, покрытую огромными цветами. Как это было красиво! Краски подумали: «Нужно остаться на этой поляне и устроить весёлый праздник, чтобы всем жителям страны волшебных сказок было весело». Так они и сделали. Но пошёл дождь и смыл всю цветочную поляну и краски не смогли устроить праздник. Я так расстроилась из-за этого, что совсем не знаю, что мне делать и как помочь моим краскам. Может, вы мне поможете в этой беде!»

- Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь фее Фиалке в её горе.

Дети: Давайте нарисуем эти цветы.

- Правильно, ребята, мы можем нарисовать  цветочную поляну.

- Давайте на нашем листе выполним первое упражнение и нарисуем первые цветочки необычной техникой – техникой рисования "кляксография" (выдувание трубочкой). Для создания волшебных цветов потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть…. У всех получилось?


Дети: да. Выполняют упражнение (преподаватель отвечает на вопросы, помогает выполнить упражнение).

- Сейчас на листе нам нужно выполнить второе упражнение и нарисовать цветочек техникой, которая называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). Принцип данной техники прост: нам нужно закрасить цветочек точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на лепестки цветочка, контуры которого уже нарисованы. Понравилось данная техника?

Дети: Конечно. Выполняют упражнение (преподаватель отвечает на вопросы, помогает выполнить упражнение).

- А теперь приступим к третьему упражнению. Закрасьте, пожалуйста, свой цветочек разноцветными фломастерами.

Дети: выполняют упражнение (преподаватель отвечает на вопросы, помогает выполнить упражнение).

- Давайте перейдем к четвёртому упражнению и нарисуем наш цветочек черной гелиевой ручкой.

Дети: выполняют упражнение (преподаватель отвечает на вопросы, помогает выполнить упражнение).


5. Практическая работа.

- А сейчас перейдем к выполнению последнего и самого большого упражнения. Вам нужно нарисовать большой красивый цветочек, который впоследствии мы будем раскрашивать гелиевой ручкой.

(Преподаватель показывает алгоритм действий, и дети повторяют за преподавателем).

- А теперь свободное место вокруг нашего волшебного цветка нужно залить акварелью. Данная техника называется техника по сырому.

- Вот такие красивые цветочные поляны у нас получились.

6. Подведение итогов урока.

  • Проверка усвоения знаний на уроке.

- А теперь попробуйте ответить на вопросы:

-Чем мы сегодня с вами занимались на занятии? (выполняли упражнения, помогали феи Фиалки)

- А какие техники рисования мы сегодня с Вами изучили? (пуантилизм, техника по сырому, техника выдувания)

-Как ещё можно назвать технику выдувания? («кляксография»)

- Вы сегодня большие молодцы!!! Все хорошо трудились и за урок получите хорошие и отличные оценки.

- Теперь давайте покажем нашим гостям ваши работы (кладут работы на пол).

- Всем большое спасибо за урок. Можете убирать свои рабочие места.

8. Уборка рабочего места.


Урок 5

Тема: «Добрые и злые герои».

  1. Организационный момент (создание эмоционального настроя детей).

  2. Постановка темы урока.

  3. Изучение нового учебного материала.

  4. Практическая работа.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Уборка рабочего места.

Ход урока


Урок 1

  1. Организационный момент.

Приветствие класса, проверка готовности учащихся к уроку, наличия у них необходимого оборудования. Учащиеся занимают свои места, и готовятся к работе.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость от общения друг с другом.

- Итак, начинается урок. Мальчики и девочки на меня внимательно посмотрели.

- Давайте проверим, все ли готово к уроку?(гуашь, лист, кисточка, палитра, баночка с водой)

Постановка темы урока.

- Тема нашего урока – «Добрые и злые герои».

Изучение нового учебного материала.

- Вы любите сказки?

- Какие сказки вы знаете?

- Вспомним сказочных героев, добрых и злых. Во многих сказках есть волшебники, в сказках добро побеждает зло.

- Какие бывают волшебники?

Дети: Добрые и злые.

- Давайте вспомним Добрых волшебников.

Дети вспоминают Добрых волшебников: Волшебник Изумрудного города. Дед Мороз, Снегурочка, Хоттабыч, Добрые Феи.

- А злых?

Дети: Кощей, Баба - Яга, Бастинда, Снежная Королева.

- Чем отличаются Добрые Волшебники от Злых?

Дети: Добрые Волшебники хорошие, они всегда помогают, а злые, наоборот, делают плохие дела.

- Если вам повстречается Волшебник, можно определить Добрый он или Злой?

Дети: Конечно, можно.

- А как?

Дети: У Доброго Волшебника лицо доброе, а у Злого - злое. И нос крючком.

- Всё правильно, ребята. И сегодня мы с вами будем рисовать добрых и злых героев.

(В класс с плачем входит сказочный герой Иванушка: "Какое горе! Кто мне поможет?..")

- Что случилось, Иванушка? (Нужно привезти добрых и злых героев для батюшки. И как можно скорее.)

- Знаешь, Иванушка, куда ты попал? Ты находишься у нас в художественной школе, где ребята учатся рисовать.

- Поможем, ребята, Иванушке! Мы нарисуем Волшебных добрых и злых героев.

- Волшебников отличить можно, а как отличить их? Вот перед вами два волшебника. Можно ли определить, где Добрый Волшебник, а где - Злой? (показать детям два рисунка, выполненные тёплыми и холодными цветами). – Дети: Конечно, можно. Добрый волшебник нарисован теплыми цветами, а злой холодными.

- Почему? Иванушка перебивает ответ. Он пробует смотрит на картинки и ворчит: "Тёплые, холодные, да они все холодные".

- Ребята, объясните Иванушке, почему мы их так называем?

- Дети объясняют Иванушке правильный ответ.

  1. Практическая работа.

- А теперь каждому из вас нужно нарисовать двух волшебных героев. Одного доброго теплыми цветами, а другого злого холодными. Приступайте к работе(преподаватель отвечает на вопросы, помогает детям).


  1. Подведение итогов урока.

В конце урока Иванушка просматривает волшебников, выбирает лучшие. Дети дарят ему свои рисунки. Иванушка благодарит, прощается и уходит (просмотр работ и выставление оценок).

-Вы сегодня все хорошо потрудились и получили хорошие и отличные оценки. Спасибо за урок.

  1. Уборка рабочего места.


Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке в детской художественной школе детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.

Практические знания по цветоведению обучаемые детской художественной школы получают на уроках по живописи, но основы все же закладываются в 1-3 классе (при 8 летней программе обучения). Занятие по живописи помогают учащимся почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают их духовно, развивают художественный вкус.

Преподаватель детской художественной школы при обучении детей младшего школьного возраста на уроках цветоведения ставит своей целью в доступной интересной для ребят форме дать знания по основам цветоведения. Таким образом в конце года учащиеся 1 класса должны знать:

- названия главных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);

- элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.);

Учащиеся должны уметь:

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать гуашевыми красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности).

Эти работы учащиеся выполняют в 1 классе:




Обучаемые 2 класса по основам цветоведения должны получить начальные сведения:

- об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками,

- об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый - от смешивания желтой и красный красок, зеленый - от смешивания желтой и синей, фиолетовый - от смешивания красной и синей).

К концу учебного года обучаемые 2 класса должны уметь:

- стремиться верно, и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

- правильно разводить и смешивать гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направления мазков согласно форме.

Эти работы учащиеся выполняют в 2 классе:




В течение учебного года обучаемые 3 класса должны получить сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

- простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетания оттенков цвета, колорит и т.д.);

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов - смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

К концу учебного года обучаемые 3 класса должны уметь:

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм и очертаний;

- правильно определять и изображать цвет;

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности цвета;

- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.


Эти работы учащиеся выполняют в 3 классе:




Основной задачей преподавания изобразительного искусства является, творческое развитие личности ребёнка, особое внимание обращается на развитие воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке в детской художественной школе я даю детям возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.


Вывод.

Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.

В младших классах художественной школы обучаемые усваивают все основные элементы цветоведения, которые могут использоваться как на уроках прикладного творчества, так и в дальнейшем на уроках станковой композиции. С детского возраста необходимо учить рассматривать предметы, обращая внимание на характерные особенности формы, пропорций, светотени, перспективы, цветовую окрашенность предмета. Эти общие положения по анализу предметов и объектов окружающего мира дети закрепляют в средней школе, но первоначальный фундамент закладывается именно в начальных классах. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы не были положены в основу изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. Применяя такие методы и приемы как: наблюдение и восприятие картин художников, беседы с детьми, руководство и анализ практической деятельности учащихся, необходимо учить детей мыслить, видеть и понимать прекрасное, развивать эстетический вкус, стремление к тому, чтобы сделать все окружающее лучше и красивее.

С первых уроков важно использовать интерес детей к рисованию, развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь.


Список литературы

1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. ВизерВ.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. - сПб.: Питер, 2006.

4. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

5. Зеленина Н.Л. Играем, познаем, рисуем. - М.: Просвещение, 1996.

6. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

7. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 1 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд .центр Владос, 2000.

8. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.1 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

9. Катханова Ю.Ф. Васильев А.И. Изобразительное искусство - Рабочая тетрадь: 2 кл.: В 2 ч. Ч.2 - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.

10. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие, 1995.

11. Костерин Н.П. Учебное рисование: - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1984.

12. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. - Учебное пособие для уч-ся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 1984.

13. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. - М.: Просвещение, 1979.

14. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 1 - М.: Дрофа, 1997.

15. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе 3-4 кл.- Учебник для общеобраз. учебн. завед.: В 2 ч. Ч. 2 - М.: Дрофа, 1997.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!