Пояснительная записка
В основе программы лежат следующие документы:
федеральный образовательный стандарт основного общего образования;
программа дополнительного образования «Я волонтер», составитель Жевлакова Наталья Александровна;
программа внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Всеобщая Декларация добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE);
Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Цель программы:
Формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность.
Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков учащихся;
формирование здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
формирование сплоченного деятельного коллектива волонтеров.
Программа кружка «Волонтеры Дона!» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
Направления работы
духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и города;
здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
формирование толерантности – организация досуга молодежи;
профилактика асоциального поведения
Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию учащихся.
Программа "Волонтеры Дона!" социальной и духовно-нравственной направленности создана для обучающихся 11 класса.
Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Курс рассчитан на 34 часа.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводятся в форме бесед, игр, проектов, экологических десантов.
II. Содержание курса
Программа состоит из относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности одиннадцатиклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание курса |
1. | Введение в курс "Волонтёры Дона" | 2 | Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год. |
2. | Участие в акциях и конкурсах | 13 | Учащиеся разрабатывают Акции и мероприятия спортивно-массового характера, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности. |
3. | Пропаганда здорового образа жизни | 5 | Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах. |
4. | Благотворительная деятельность волонтера. | 8 | Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки |
5. | Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). | 6 | Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. |
III. Календарно-тематическое планирование
п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1. | Вводное занятие. История волонтерского движения в России и в мире. Права и обязанности волонтеров. | 1 | 04.09 | |
2. | Акция " Борьба с терроризмом. Беслан в наших сердцах". | 1 | 11.09 | |
3. | Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи. Составление плана работы. | 1 | 18.09 | |
4. | Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД | 1 | 25.09 | |
5. | Тренинг «Мое отношение к миру» | 1 | 02.10 | |
6. | Операция "Забота" , посвященная Дню пожилого человека. | 1 | 09.10 | |
7. | Акция " Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" | 1 | 16.10 | |
8. | Благоустройство школы к проведению праздника "Золотая осень" | 1 | 23.10 | |
9. | Тренинг «Мое отношение к миру» | 1 | 30.10 | 6.11 |
10. | Экологический час: «Животные Красной книги». К году экологии в России. | 1 | 13.11 | |
11. | Тренинг «Познаю себя» | 1 | 20.11 | |
12. | Подготовка мероприятий, посвященных празднованию Дня Народного единства. | 1 | 27.11 | |
13. | Подготовка мероприятий в рамках недели Воинской Славы 3 декабря – День неизвестного солдата, 9 декабря – День Героев России, 12 декабря – День Конституции РФ | 1 | 04.12 | |
14. | Акция «Покормите птиц зимой»-Буклеты, развешивание кормушек. | 1 | 11.12 | |
15. | Как воздействует алкоголь на организм человека? Просмотр фильмов "За здоровый образ жизни". | 1 | 18.12 | |
16. | Проект «Рождественские подарки – в каждый дом». оформление новогодних поздравлений | 1 | 25.12 | |
17. | Профориентационная акция «Профессии моего города» | 1 | 15.01 | |
18. | Участие в акции «Мы за здоровый образ жизни». Тренинг «Пути преодоления вирусных инфекций». | 1 | 22.01 | |
19. | Тренинг "Что такое толерантность" | 1 | 29.01 | |
20. | Подготовка вечера встречи с выпускниками школы «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | 1 | 05.02 | |
21. | Благотворительные акции: "Ветеран живет рядом", "Посылка солдату" | 1 | 12.02 | |
22. | Подготовка к мероприятиям на тему : «15 февраля – День вывода войск из Афганистана», встреча с ветеранами войны в Афганистане | 1 | 19.02 | |
23. | Поздравление женщин с праздником 8 марта. | 1 | 26.02 | |
24. | Мероприятие для учащихся начальной школы по соблюдению правил ДД. | 1 | 04.03 | |
25. | Акция "Я за чистое село" | 1 | 11.03 | |
26. | Организация и проведение профилактического мероприятия «День позитива» (профилактика суицидальных явлений) | 1 | 18.03 | |
27. | Акция "Всероссийский день здоровья" | 1 | 01.04 | |
28. | Трудовая акция "Зона заботы". Уборка территории вокруг памятников, посадка деревьев, цветов. | 1 | 08.04 | |
29. | Акция "Письмо ветерану" | 1 | 15.04 | |
30. | Участие в акциях «Бессмертный полк», «Георгиевская лента», «Вахта памяти» | 1 | 22.04 | |
31. | Посещение ветерана Великой отечественной войны | 1 | 29.04 | |
32-33. | Посещение детского дома и дома престарелых. Акция "Игрушки и поделки своими руками!" | 2 | 6.05,13.05 | |
34-35. | Создание проекта "Моё село в будущем!". подведение итогов | 2 | 20.05,27.05 | |
IV. Планируемые результаты освоения предмета и система их оценки
4.1. Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, формирования гражданской жизненной позиции у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению «Инициатива» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности обучающихся.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы с обучающимися.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
В результате освоения программы
Обучающиеся будут знать:
историю волонтерского движения в России и в мире;
права и обязанности волонтеров,
основные направления деятельности волонтерских отрядов,
основные формы работы волонтеров,
Обучающиеся будут уметь:
организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
проводить антинаркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в микрорайоне;
аргументировано отстаивать свою позицию;
адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения;
издавать агитационную печатную и видео продукцию;
формировать собственное портфолио;
принимать общечеловеческие ценности
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций: