Слайд 1
Волонтерское движение как способ воспитания
духовно-нравственной личности.
Актуальность
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно — нравственных качеств личности дошкольников.
Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС.
Слайд 2
Основной целью реализации технологии «Дети-волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Слайд 3
Задачи педагогической технологии:
1) развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
2) развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
3) создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу воспитателя.
4)способствовать раскрепощению, самораскрытию, творческому самовыражению личности ребенка
5) развивать навыки общения детей.
6) вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
7)отслеживать развитие духовно-нравственных качеств воспитанников.
Слайд 4
Проблема: Отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии
Вид проекта : образовательный –творческий .
В нашем детском саду понятие "Волонтерство" мы стали использовать 2 года назад, но традиция помогать ближним существует уже много лет.
А самые близкие нам - это малыши младших и средних групп, которые нуждаются в помощи взрослых или старших дошкольников.
В дальнейшей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, я выделили 4 этапа:
Слайд 5
Этапы:
1этап. Социально-психологическая подготовка волонтёров
2 этап. Формирование волонтёрского движения.
3 этап. Путешествие в мир добрых дел и поступков
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
Слайд 6
1этап. «Социально-психологическая подготовка волонтёров».
Для подготовки детей к данному виду деятельности были проведены следующие мероприятия. На этапе внедрения технологии «Дети волонтеры», первоочередной задачей во всех группах старшего дошкольного возраста было мотивировать детей на волонтерскую деятельность.
Беседы: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Кто такие волонтёры»
Слайд 7
Показ мультипликационных фильмов с целью осознания великой силы добра: «Заюшкина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка Хаврошечка», «Морозко» и т.д..
Слайд 8
Чтение художественной литературы: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», «Скупой», «Цветик – семицветик», «Шарик в окошке», «Мой сын» и т.д.
Слушание песен: «Будьте добры!», «Дорога добра».
Слайд 9
Игры: «Объятия», «Аплодисменты по кругу», «Менялки игрушек», «Тропинка», «Гномики», «Раздувайся пузырь», «Паровозик», «Пирамида любви» и т.д.
Таким образом, после проведенной предварительной работы из детей, выразивших желание участвовать в волонтерской деятельности сформировались команды детей – волонтеров.
этап. «Формирование волонтёрского движения»
Создание волонтёрского отряда начиналось с разработки визуального ряда, а именно эмблемы, много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстук всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!», символизировало суть волонтёрского движения.
Слайд 10
Воспитанники старшей группы волонтерское движение приняли с большим интересом. Сразу выделилась группа 6-7 человек, которые больше остальных проявляли желание заниматься с малышами. Другие присматривались. Но после того, как волонтеры, очень довольные и гордые, приходили в группу и рассказывали, где они были, чем занимались, то и остальные постепенно стали проявлять интерес.
Также педагогами совместно с детьми разработаны примерные планы посещений старшими детьми младших, определены правила, которые должны соблюдаться детьми – волонтерами: например: «Приходя в группу, поздоровайся», «Доведи дело до конца», «Обращайся к малышам спокойно, вежливо».
Дети – волонтеры регулярно посещают свои подшефные группы раз в неделю, в определенный день с различными добрыми делами.
3 этап. «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
На языке детей «дети волонтёры» означает – делай добрые дела! Своим примером и конкретной помощью волонтёры учили малышей навыкам самообслуживания используя , различные потешки, прибаутки. Любимой волонтёрами занятием является поиграть с младшими дошкольниками в народные подвижные игры , такие как «Огуречик», «Гуси», «У медведя во бору» ,« Утка и селезень», «Липкие пенёчки», «Кошки-мышки», «Гори, гори ясно!».
Слайд 11
Старшие дошкольники, как и все дети, любят игры: подвижные, сюжетно-ролевые и игры по правилам, где они понимают свою значимость в качестве наставника научить партнёра игре.
По возможности, мы стараемся заниматься с малышами во всех режимных моментах, в течение всего дня. Утреннее проведение и разучивание русских народных пальчиковых игр «Кисель», «Лакомка», «Топ-топ», «Кукле кашу я сварю», «Топ-топ». Днем — оказание помощи при одевании детей на прогулку, с использованием потешек, прибауток; совместные игры на прогулке
Слайд 12
Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умывании, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, сюжетно — ролевые игры с использованием русского народного фольклора.
Слайд 13 , 14, 15
Дети старшей группы показывают сказки и театрализованные представления младшим дошкольникам , «Маша и медведь», «Колобок», « Репка», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и дрозд» рассказывают народные сказки, стихи
Слайд 16
Старшие дети дарят подарки своим подшефным группам , сделанные своими руками, лепят и рисуют, помогают мыть игрушки, посещают малышей во время прогулки, помогают дойти им до участка и обратно, расчищают снег, помогают собрать игрушки.
4этап. Развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий
Вместе отмечают праздники (Осенины, Рождество, Колядки, Масленицу, Праздник русской берёзки, Пасху и т.д.).
Слайд 17 , 18
Проводят совместные акции « День пожилого человека», « Дорожный патруль»
Как итог ,мы ежеквартально выпускаем газету « Дети – волонтёры»
Слайд 19
Помогая младшим «дети-волонтеры» ощущают себя взрослыми, у них
возникает желание и стремление к решению еще более сложных задач. Они
становятся более ответственными, у них повышается самооценка,
уверенность в себе.
Мы не знаем, кем станут наши воспитанники, когда повзрослеют. Но в
одном мы уверенны – наши малыши вырастут добрыми, порядочными
гражданами России!
Слайд 20 , 21