«Волонтерское движение и добровольчество как фактор развития социальной активности детей и подростков в школе»
Елена Сергеевна Усатова
методист
СП ДЮСШ ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
с.Кинель-Черкассы
«Природа - не только источник жизни.
Она и воспитатель души»
В.П. Астафьев
Формирование экологической культуры – это длительный процесс, поэтому экологическое воспитание детей необходимо начинать с раннего возраста. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти ребенка.
Уже с дошкольного возраста важно научить ребёнка беречь красоту природы, заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни.
Я работаю по программе «Спортивная лига» с обучающимися 10-17 лет. Она направлена на экологическое и патриотическое воспитание детей, формирование способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Мы ставим перед собой следующие задачи:
формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления обучающихся с миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
воспитать чувство патриотизма-чувства гордости за родной край, его наследие и достижения;
формирование экологических представлений;
воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам;
привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм.
Мой опыт показывает, что в старшем школьном возрасте обучающиеся без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в увлекательной форме и их интерес к занятиям социально-педагогической направленности возрастает, если на занятиях используются современные педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие и игровые (например, игры на активацию внимания «Угадай по описанию растения», «Игра-ассоциация», игры на сплочение коллектива «Шире круг», «Снежный ком», игры для рефлексии).
Мы часто используем различные формы работы на занятиях:
Экскурсия;
Акции;
Наблюдение;
Эколого-природоведческие игры, творческие задания,
Прогулки в природу в разные сезоны,
Познавательная беседа,
Чтение, просмотр познавательной литературы.
В процессе работы обучающиеся получают представление о том, что мы - часть природы, нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также в них воспитывается уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.
Во время занятий мы знакомимся с изменениями природы по сезонам (изучаем продолжительность дня, погоду, изменения в жизни растений и животных, что отражается в дневниках наблюдения за погодой).
Также в рамках обучающих занятий проводятся физкультминутки для разминки тела, для глаз, для рук.
Одной из форм работы с детьми, которая стала традиционной, является вовлечение их в общественные акции, где мы регулярно принимаем участие: Всероссийская акция «Скажи наркотикам, нет!», «По правилам пожарной безопасности», «Международный День птиц», «Весенняя неделя добра», «День Земли». Это практический вклад детей в сохранение уникальности родного края, это помощь ветеранам, изготовление скворечников и кормушек для птиц. Тем самым, успешно решаются воспитательные задачи:
развитие эмоций, воспитание умения сочувствовать, удивляться, переживать, воспринимать их как собратьев по природе,
приобщение детей к природоохранной деятельности,
воспитание ответственного отношения к использованию природных ресурсов,
воспитание любви и бережного отношения к природе, умения видеть красоту окружающего мира.
Свои размышления о природе дети высказывают через авторские эссе, что позволяет обучающимся привлечь внимание окружающих к поддержанию красоты растительного и животного мира Кинель -Черкасского района и Самарской области.
Работа объединения «Спортивная лига» продолжается. В наших планах – участие в конкурсах проектной деятельности экологической направленности, сотрудничество с Самарским Центром детского и юношеского творчества и Областной станцией юннатов. Они ставят перед нами новые задачи, которые требуют дальнейших действий. Как методист, я с интересом посещаю различные мероприятия, на которых узнаю много новой и интересной информации, которую я в дальнейшем могу применить на своих занятиях.
Освоив курсы применения ИКТ, я решила их включить в свою деятельность.
В результате работы объединения «Спортивная лига», отмечены положительные результаты:
-обучающиеся научились практическим действиям по охране природы;
- активно участвуют в акциях;
-у обучающихся развивается мышление, умение анализировать и делать выводы;
- появилось желание общаться с природой и выражать свою точку зрения в творческой деятельности.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
«Давайте сохраним нашу планету цветущей, ведь будущее в наших руках!»