МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Внеурочная деятельность
«Будущее начинается сегодня»
социально-педагогическое направление
6 класс
Тема 8 . «Волевые качества личности »
Автор-составитель:
Стафий Мария Валерьевна
учитель изобразительного искусства
2020
Ответьте на вопросы:
- Кого из одноклассников вы считаете волевым человеком?
- Какие его поступки могут это проиллюстрировать?
- Перечислите его волевые качества.
- К какой категории вы относите самого себя?
- Почему?
- Сформулируй определение воли.
Итак, цели нашего занятия:
Вооружиться научными
знаниями по теме беседы «Волевые качества личности ».
Провести самооценку волевых качеств.
Воспитывать мотивацию к самовоспитанию.
Основные понятия:
Воля формируется в деятельности, закрепляется в поступках, привычках.
Воля – способность преодолевать трудности, упорство и мужество в достижении поставленной цели, способность человека управлять своим поведением.
Черты характера во многом определяют поведение человека - способы действий в типичных ситуациях.
Большое влияние на поведение оказывают и индивидуальные особенности психических процессов.
В зависимости от того, какая из этих особенностей преобладает, в характере человека выделяют такие черты, как интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Говоря об интеллектуальных чертах характера, имеют в виду, прежде всего сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.).
В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (быстрая возбудимость, холодная рассудочность и др.), а также преобладающие настроения.
Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преодолением трудностей (решительность, целеустремленность, смелость и др.).
– Воля нужна не только в экстремальных условиях. Но и в повседневной жизни… Буквально на каждом шагу. В этом каждый из вас убеждается на собственном опыте.
ЗАДАНИЕ:
- внимательно прочитайте научное определение волевых качеств;
- постарайтесь определить, какие качества у вас хорошо развиты, какие хуже, а какие совсем отсутствуют;
- выпишите качества в столбик и ставьте напротив знак определенного уровня развития данного качества.
Например:
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Инициативность –
умение хорошо и легко по собственному желанию взяться за дело, не дожидаясь стимуляции извне.
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Самостоятельность,
независимость –
известная критичность по отношению к советам и мнениям других людей; способность выполнения собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи.
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Решительность -
проявляется в быстроте, а главное в уверенности, с которой принимается решение, и твердость, с которой оно сохраняется.
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Энергия и
настойчивость -
говорят «энергичный человек». Такой человек вносить сразу большой набор в свои действия.
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Самоконтроль, выдержка, самообладание –
в волевом действии приходится сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями.
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Целеустремленность –
умение ставить общественно значимые цели, способность подчинять время от времени пробуждающиеся желания, любую частную цель большой жизненной цели, которая станет конечной целью всей жизни и всей деятельности человека. В этом высшее проявление воли.
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Лень –
наиболее типичное проявление слабости воли, это стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие, свидетельство бессилия и вялости человека, его неприспособленности к жизни, безразличия к общему делу.
* - отлично развит
+ - менее развитый
V - чуть-чуть развит
0 - отсутствует
Результаты:
Вы провели самооценку волевых качеств . Теперь Вам нужно узнать как оценивают те же качества ваши близкие.
Для этого попросите брата, сестру, маму или папу оценить перечисленные качества.
Готово? А теперь сравните самооценку и оценку.
Сила воли формируется всей жизнедеятельностью человека, его трудом в интересах других людей, а не во имя эгоистических, личных интересов.
Для формирования волевых привычек рекомендуются упражнения:
«Прогулка» - Выйдя из дому вернуться ровно через час (ошибка должна составлять +- 2 минуты). Это упражнение требует точного расчета времени, хотя установка на продолжительность прогулки может меняться от 30 минут до 2 часов.
Для формирования волевых привычек рекомендуются упражнения:
«Будильник» - После звонка будильника сосчитать до 35 и встать. Каждый день убавлять счет на 5 и через неделю встать на счет «3». Упражнение считается освоенным, если три недели подряд вы встаете без срывов на счет «3».
Ответь на вопрос:
Дайте определение «волевые качества личности».
Каковы функции воли, как регулятора поведения человека?
Ответ:
Целеустремленность, настойчивость, выдержка, решимость, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость, исполнительность.
Подумайте:
Какие профессии
на ваш взгляд
предъявляют повышенные требования
к выдержке и решительности человека?
Ответь на вопрос:
Какими, по вашему мнению, основными
качествами должен обладать специалист
той профессии , которую вы хотите выбрать?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛО-ВЯЗЕМСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА