Вольдорская педагогика
Подготовила: Кулагина Анастасия Ярославовна
Учитель английского язика(специалист 2 категория)
МБОУ «Мелекинская школа»
с.Мелекино Першотравневого района
Вальдорфская педагогика
Что такое Вальдорфская (штайнеровская) педагогика и немного истории
Вальдорфская или «штайнеровская» педагогика была открыта отцом-основателем создателя антропософии Рудольфом Штайнером.
Вальдорфская педагогика — это альтернативная педагогическая система, опирающаяся на методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления, сопереживания.
Первая вальфдорская школа была основана в Штутгарте в 1919 году в помещении табачной фабрики Вальдорф Астория. В те дни никто не смел и предполагать, что вальдорфская педагогика завоюет сердца родителей разных национальностей по всему миру!
В равной степени голоса противников Вальдорфской педагогики не умолкают по сей день. Против методики Штайнера выступают практически все религиозные конфессии, их представители уверены, что саморазвитие противоречит принципам христианства и других религий;
- педагоги-консерваторы полагают, что позднее начало обучения чтению, счету и письму, а также отсутствие оценок и экзаменов негативно влияют на развитие детей и их дисциплинированность;
- ученые выступают против, критикуя ненаучные и мистические методы вальдорфской педагогики;
- большинство родителей боятся, что дети могут вырасти недисциплинированными и плохо адаптированными к жизненным трудностям!
Рудольф Штайнер и его последователи в корне поменяли систему обучения школьников. Они создали школу, в которой во главу угла ставились гармоничное развитие, эстетическое воспитание, практические навыки и познание окружающего мира детей.
В первой школе при табачной фабрике сначала учились только дети рабочих, но совсем скоро, воодушевленные успехами вальдорфской школы, наблюдательные родители более высоких слоев общества привели своих детей в новую школу.
Значит отбор по социальному и материальному принципу устранен был в вальдорфской школе в самом начале пути. Это уже считалось революцией по тем временам.
Вальдорфская педагогика устранила традиционный метод «кнута и пряника» в воспитании детей. Вальдорфцы говорили, что детство — уникальный отрезок человеческой жизни. Ребенок обладает безграничными духовными и творческими возможностями, и, вместо того, чтобы поскорее сделать из детей взрослых, мы должны помогать им подольше оставаться маленькими, самостоятельно развивать свой творческий потенциал и наслаждаться привилегиями детства!
Несмотря на жесткую борьбу за свое место в педагогике — в настоящее время в 60 странах работают около 1500 вальдорфских детских садов и более 1000 вальдорфских школ.
Основные принципы воспитания детей Вальдорфской педагогики
- Воспитывайте в детях нравственные чувства, позволяющие понимать и принимать радости, трудности и горести других, как свои. Воспитание правильного поведения понятие размытое
- Избегайте нагрузки на мышление и память до 7 лет ребенка. Позвольте духу и воле ребенка окрепнуть в кажущейся «безынтеллектуальности» — и, взрослея, он вполне справится с овладением интеллектуальными сферами, так необходимыми в современной жизни. Воспитание по вальдорфской педагогике не предусматривает раннее обучение и программу раннего развития интеллекта
- Любая,положительная или отрицательная, оценка детской деятельности это вмешательство в процесс естественного развития, проявление внешней власти взрослых над детьми
- Любовь к ребенку и уважение его индивидуальности — единственное средство, позволяющее развиться и раскрыться его неповторимой личности. Стремитесь к избавлению ребенка от необходимости самоутверждаться, позвольте ему реализовать свои способности и силы
- Внимательно следите за тем, чтобы вокруг ребенка не происходили вещи, которым он не должен был бы подражать. Подражание — это «заражение», переживание себя и своей связи с миром, а не повторение чужих слов и манер
Вальдорфский детский сад
Как правило, вальдорфские детсадовцы обожают ходить в свой садик! Главный принцип,«отсутствие принуждения», позволяет детям самим выбирать занятие или отказываться от общих игр. Хотя, как правило, такого в вальдорфском детском саду не случается — все дети гурьбой и с восторгом присоединяются к занятиям с воспитателем.
В одной группе находятся дети разного возраста. Младшие, как в семье, подражают старшим и учатся у них. Ребенку гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе в вальдорфском детском саду, чем в авторитарно выстроенной системе обычных детских садов.
Ручные занятия (лепка, вышивание, работы по дереву, шитье), ритмические игры, рисование, садоводство и обилие праздников, придуманных самим детьми, а также традиционных (в том числе религиозных) создают идеальную среду для самостоятельных творческих решений и всестороннего свободного развития ребенка.
Тем не менее — не так все просто.
В вальдорфском детском саду с детьми не занимаются ни основами счета, ни письмом, ни чтением. Не даются им также и энциклопедические знания о мире. Уникальный возраст, когда ребенок играючи и легко может научиться считать, писать и читать упускается из виду. Не имеющий такой подготовки ребенок не сможет поступить в обычную школу.
Многие родители пытаются совместить пребывание ребенка в вальдорфском детском саду и параллельно нанимают учителей для предметных занятий. И, так как в вальдорфском саду это не приветствуется, дети обречены с малолетства вести двойную жизнь, что весьма негативно влияет на формирование личности малыша.
Различия вальдорфских самодельных творческих деревянных игрушек и фабричных игрушек, продающихся в магазинах способствуют «выпадению» ребенка из социума и мукам аутсайдера.
Неоднозначная ситуация получается и с чтением. Вальдорфские воспитатели читают или рассказывают детям сказки, сопровождая их кукольным мини-спектаклем. Все дети в восторге от таких занятий. Но круг чтения в вальдорфском детском саду ограничен сказками, легендами, мифами и библейскими рассказами. К шедеврам детской художественной литературы вальдорфские педагоги относятся негативно, считая, что такие произведения не развивают фантазию и творческие способности, а только навязывают свое видение мира.
Взвесьте все «за» и «против» перед тем, как решить в какой детский сад отдать своего ребенка. Не отвергайте при этом уникальные результаты вальдорфской педагогики. Будет несложно сделать вместе с ребенком замечательные вальдорфские куклы и игрушки. Учить детей ремеслам, таким, как лепка, шитье, вязание и другим, в наше время детских мастер классов, вполне доступно.
Из вальдорфской педагогики можно позаимствовать много полезного и интересного. Но главное, чему она учит нас — это бережное отношение к детству и уважение к личности ребенка.
Вальдорфская школа
Принципы вальдорфской системы обучения
- Учебный план построен по возрастным принципам
- Классный учитель ведет все основные предметы не только в начальной школе, но и до 7 класса
- Создание «темы года» для каждого класса и интеграция предметов по этому плану
- Школьный театр, постановки которого развивают устную речь
- Художественно-эстетическая направленность развития детей. Занятия рукоделием, живописью, музыкой и ремеслами на протяжении всего процесса обучения, с 1 по 11 класс
- До 7 класса отменена система оценок. Используется описательное подробное оценивание деятельности ученика
- У каждого ученика есть свой индивидуальный план обучения и развития, соответствующий его индивидуальным способностям
- С целью органического восприятия учебного материала используется «гигиена преподавания», то есть ориентация на временные ритмы и смену концентрации подачи материала
- Иностранный язык преподается со 2 класса по методике «погружения в языковую стихию»
- Конференции учителей проходят еженедельно. Корректировка учебного процесса, строящаяся на наблюдениях за детьми
- Родители активно участвуют в жизни школы
- Художественно организованно школьное пространство влияет на развитие ребенка положительно
- Развитие по индивидуальному пути, без сравнения с другими, только с самим собой, ибо все люди разные
- Учить детей проявлять волю и нести ответственность за поступки
- Воспитывать внимание к слабому, терпимость к иному мировоззрению, уважение чужой свободы
Важнейший принцип обучения вальдорфской педагогики — это обучение «не вширь, а вглубь». Знания «добываются» в групповом диалоге, происходит развитие самостоятельного научного мышления.
Вальдорфская школа восстанавливает связи с природой и реалиями жизни, насыщает образовательный процесс научными знаниями и человеческим опытом.
Огромное внимание уделяется практическим урокам!
Классный учитель или воспитатель, который ведет все основные предметы по 7 класс, в отличие от нашего 4-го, является для учеников и наставником, и учителем, и другом. Он, как никто другой, знает всех своих детей и составляет для каждого свою индивидуальную программу обучения и развития. Это безумно сложная задача для одного человека, но эффект, получаемый «на выходе» невозможно переоценить.
Выпускники вальдорфских школ никогда не забывают своего учителя, навещают его и часто советуются именно с ним. Это разительно отличается от положения дел в российских школах, где, как правило царит отчуждение ребенка от учителя.
Вальдорфская школа — это гуманная школа, где чтут интересы детей. «Школа для ребенка, а не ребенок для школы» — таков девиз вальдорфских педагогов.
Воспитание свободной, гуманной и самостоятельной личности, без оценок, контроля и вечных сравнений — основная цель вальдорфской педагогики!