СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вокальные и невокальные упражнения для самостоятельной работы учащегося отделения сольного пения детской музыкальной школы (методическое пособие для учащегося отделения сольного пения)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие для учащихся представляет собой ряд упражнений, которые можно выполнять самостоятельно перед началом вокальной работы по подготовке домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Вокальные и невокальные упражнения для самостоятельной работы учащегося отделения сольного пения детской музыкальной школы (методическое пособие для учащегося отделения сольного пения)»

Вокальные и невокальные упражнения для самостоятельной работы

учащегося отделения сольного пения детской музыкальной школы

(методическое пособие для учащегося отделения сольного пения)



Подготовка учащегося к работе над вокальными произведениями, помимо организационных моментов и его эмоционального настроя, включает в себя и этап исполнения вокальных и невокальных упражнений (как на уроке, так и при домашних занятиях).

Каждый учащийся, приступая к домашней работе по заданию, полученному на уроке, должен также уметь подготовить свой голос к вокализации и «психологически» настроить себя на серьёзное отношение к выполнению указаний преподавателя.

Данное методическое пособие для учащегося представляет собой ряд упражнений, которые можно выполнять самостоятельно перед началом вокальной работы по домашнему заданию. Каждое из упражнений способствует приобретению и закреплению определённых вокально-технических навыков. Например, упражнения на приобретение навыка кантиленного пения - это упражнения, которые исполняются только звуковедением легато; а есть упражнения, направленные на активизацию певческого вдоха и выдоха, исполняемые только звуковедением стаккато, только нон-легато, только маркато; а есть упражнения, где присутствуют несколько видов звуковедения. К примеру, легато и стаккато, легато и маркато и т.д., где закрепляются, одновременно, все виды певческого дыхания и способы звуковедения.

При распевании, т.е. во время пения вокальных упражнений, можно и нужно вести всю вокальную работу. Во время работы над упражнениями не приходится отвлекаться и сосредотачиваться на содержании исполняемого (как это бывает при работе над песней, когда приходится думать об образе, характере, настроении и смысловом содержании), и, можно следить за качеством своего звука, можно добиваться красивого звучания своего голоса.

Вокальные и невокальные упражнения для самостоятельной работы

учащегося отделения сольного пения

1. Не мелодическое упражнение в форме игры, способствующее «разогреву, тренировке» голосовых связок, называемое «Полёт ракеты на луну».

Упражнение выполняется стоя. Руки - по швам. Медленно поднимать прямые руки вверх, одновременно с этим, скользить голосом (глиссандо - на гласном звуке А) от лёгкой хрипотцы, с самого низкого звука, который удаётся воспроизвести своим голосом, до самого высокого звука, до писка. «Замерев» на самом высоком звуке («приземлившись на луне»), начать движение рук вниз с одновременным скольжением голоса от писка до хрипотцы, и, закончить упражнение («вернувшись на землю»). Делать это упражнение можно несколько раз подряд. В это время происходит так называемая тренировка голосовых связок по их максимально возможному диапазону, совершенно, без какого-либо напряжения.

2. Упражнения «Сова» и «Кукушка» для активизации дыхания и естественного формирования академической манеры голосообразования.

Стараться изобразить голосом звуки, издаваемые совой. Это упражнение-игра. При воспроизведении звуков совы надо придавать голосу определённый характерный оттенок, изображая «настроение» воображаемой совы и «её действия»:

- изобразить голос совы, которая разговаривает, что-то рассказывает;

- голос совы, которая ругает кого-то;

- звуки совы, которая восхищается чем-то;

- голос совы, которая удивляется чему-либо;

- звуки голоса совы, которая смеётся, хохочет;

- звуки голоса совы, которая поёт мелодию и т.д.

В основу игрового приёма «Сова» берётся гласный звук «У» или «О». Этот гласный звук «У» должен воспроизводиться как будто бы голосом взрослой совы – благородно, округло, объёмно, активно, упруго. «Совиные звуки», исполняются, в основном, на стаккато и нон-легато – это те виды звуковедения, которые способствуют активизации дыхания.

«Кукушка»: надо изобразить голосом кукушку, находящуюся далеко в лесу. Звук «К» чаще всего не прослушивается. Слышны, обычно, только гласные «У-у». Но представлять, что согласный звук «К» должен быть исполнен, надо, это в начале воспроизведения слогов «Ку-ку», то есть в момент передачи возгласов кукушки. Просьба: надо попытаться своим голосом выполнить эффект эха при воспроизведении каждого звука «У». То есть, следует воспроизводить звуки и слушать качество звучания собственного голоса, который как бы уносится вдаль. Окончание звука «У» должно звучать мягче и легче, будто бы эхо.

Игры «Сова» и «Кукушка» способствуют активизации дыхания и помогают в формировании академической манеры голосообразования.

3. Невокальные упражнения для развития и тренировки певческого диафрагмального дыхания.

Эти упражнения, заимствованные из практики педагогов театрального искусства для постановки голоса и развития речи студентов театральных отделений, хорошо помогают в развитии певческого дыхания.

Певческое дыхание – основа и опора певческого голоса. Его можно и нужно тренировать «в отрыве», т.е. отдельно от пения.

Кроме практической пользы, такие не вокальные и, можно сказать, игровые упражнения несут в себе ещё и подъём позитивного настроения.

- «Свеча» - дуть на воображаемое пламя свечи. Выдох медленный, ровный, тёплый. Затем взять реальную, зажжённую свечу и дуть на неё на звуке «С». Вначале, свеча находится на расстоянии 30-50 см., а затем, приблизить её к самому рту. Пламя свечи не должно колебаться.

- «Упрямая свеча» - тренировка интенсивного выдоха. С расстояния 1–1,5 метра дуть на свечу рывками, ощущая толчок диафрагмы, активное движение мышц живота.

- «Мяч» - тренировка удлинённого прерывистого выдоха. В мяче имеется отверстие. Слегка нажимаем на мяч и слышится ровный тянущийся звук «сссссссс». Перестали нажимать, остановились руки, остановился звук. Снова нажимаем – и опять звук «сссссссс».

- «Погашу свечу» - тушим две свечи на одном выдохе, затем тушим 3 свечи, т.е. делим наш выдох на три части, затем 4, 5… 15 свечей на одном выдохе, но порция воздуха на каждую свечу становится меньше, хотя объём воздуха остаётся тот же.

4. Упражнение на приобретение полноты звукового объёма и красоты певческого голоса - тембра.

Приобретение полноты звукового объёма и красоты певческого голоса, собственно, тембра голоса, происходит за счёт развития следующих вокально-технических навыков:

- активного певческого дыхания

- высокой певческой позиции

- активной артикуляции

- попадания звука в резонаторы

Упражнение выполняется на одном звуке, работа ведётся на одной ноте. Этот звук можно непрерывно удерживать в течение нескольких минут. Дыхание, точнее вдох, при этом «добирается» произвольно, по мере его расходования.

Исполняя этот долго звучащий звук, вести поиск красоты и полноты звучания голоса, концентрируя своё внимание то на удержании высокой певческой позиции, то на артикуляции гласного звука, то на направлении звука в головной и грудной резонаторы. Слушая себя, свой голос, переключая своё внимание с одного критерия звучания голоса на другой, неоднократно возвращаясь от одного критерия к другому в различной последовательности, не прерывая пения паузами для вдоха (дыхание «добирается» быстро, коротко, незаметно), контролировать звучание голоса, добиваясь объёма, красоты и культуры звука. Искать «краски» звука, яркость, звонкость и свободу, обретая тембр голоса. Можно вносить в исполнение динамическую нюансировку: крещендо и диминуэндо.

Добившись желаемого звучания голоса на одном звуке, необходимо закрепить найденные при работе над этим приёмом мышечные ощущения и слуховое восприятие собственного пения. Приобретённый таким образом навык «полнозвучного голоса», затем, «переносить» на исполнение всех вокальных упражнений и произведений.

5. Вокализ. После распевания, желательно поработать над исполнением Вокализа.

Вокализ представляет собой большое вокальное упражнение и, в то же время, является вокальным произведением, которое уже можно легко наполнить смыслом, «оживить» картинкой-сюжетом через своё воображение и расширить круг задач, работая над всеми штрихами и динамическими оттенками, указанными автором музыки. В одном Вокализе могут сочетаться разные виды звуковедения (легато, стаккато, нон-легато), поэтому работа над пением Вокализов позволяет совершенствовать все те вокально-технические навыки, которые приобретались при пении упражнений и которые являются необходимыми для развития голоса, а также для дальнейшей успешной работы над вокальными произведениями.

6. Пение гаммы в восходящем и нисходящем движении

Петь гамму разными способами звуковедения: легато, нон-легато, стаккато. Каждое «новое» исполнение начинать на полтона выше (ниже). Петь гамму с названиями нот гаммы До-мажор. В восходящем движении, на верхнем звуке, на тонике, каждый раз делать остановку – тенуто (в любом из вариантов исполнения).

Варианты исполнения упражнения:

1) пение гаммы на легато вверх и вниз в медленном темпе (вокализировать, оформлять, «раздувать» каждый звук)

2) пение гаммы на легато вверх и вниз в умеренном темпе

3) пение гаммы звуковедением нон-легато вверх и вниз, темп спокойный, умеренный

4) пение гаммы звуковедением стаккато вверх и вниз, темп скорый, быстрый

5) пение гаммы:

- в восходящем движении на стаккато, темп скорый,

- в нисходящем движении - на легато, темп медленный

В варианте под цифрой 5, в восходящем движении, петь гамму на стаккато, в скором темпе, а в нисходящем движении исполнять гамму на легато в медленном темпе. При пении в восходящем движении звуковедением стаккато следить за чистотой интонирования звуков в скором темпе, за активностью дыхания для опоры звука. При пении гаммы в нисходящем движении на легато, медленно распевать каждую ноту так, как будто каждая нота, в отдельности, представляет собой отдельное вокальное произведение, и в это время следить за «наполнением» голоса всеми «красками» звучания, т.е. добиваться тембристого, объёмного звука.

Пение гаммы имеет большое значение для вокального развития, т.к. предполагает выполнение всей вокальной работы, требует «включения» личного слухового контроля, чтобы следить за качеством звучания своего голоса, требует применения всех вокально-технических навыков для пения «полноценным» звуком.

Умение работать самостоятельно, помогает каждому учащемуся быстрее овладеть вокально-техническими навыками, способствует более эффективному развитию природных вокальных данных и творческому росту юного певца-исполнителя, а также обретению вокального мастерства.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!