СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВОЙТИК В. Н. Урок "Лирика А. Т. Твардовского" РЯиЛ 2019-12

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВОЙТИК В. Н. Урок "Лирика А. Т. Твардовского" РЯиЛ 2019-12

Просмотр содержимого документа
«ВОЙТИК В. Н. Урок "Лирика А. Т. Твардовского" РЯиЛ 2019-12»

В. Н. Войтик, ГУО «Тальминовичская СШ» Ляховичского района Брестской области

Тема. Лирика А. Твардовского

Задачи урока: организовать работу по изучению лирики А. Твардовского, раз­витию умения анализировать поэтические произведения; создать условия для актив­ной познавательной деятельности учащих­ся; содействовать воспитанию доброже­лательности, отзывчивости, искренности, честности.

Тип урока: урок изучения нового мате­риала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: сборники стихотворений, презентация, видеоролик, коллаж.

Эпиграф:

Он сердцем принял боль времён

И сделал собственною болью. М. Дудин

Ход урока

  1. Организационный этап.

Учитель держит в руках сборник сти­хотворений А. Твардовского.

  • Я рада приветствовать всех на уроке.

Не лгать.

Не трусить.

Верным быть народу,

Любить родную землю-мать.

Это кредо Александра Твардовского, ему он следовал всю жизнь.

Тема урока — лирика Александра Твар­довского. Я пришла сегодня на встречу с вами, чтобы помочь вам раскрыть особенно­сти поэтического таланта поэта. А с какой целью вы пришли на урок?

Учитель передаёт книгу ученику, тот отвечает на вопрос и передаёт другому учащемуся, книга возвращается.

Примерные ответы учащихся: я хотел(а) бы узнать, о чём писал поэт, что его волнова­ло, каковы особенности лирики поэта, чем ин­тересна его лирика современному читателю, как в стихах он следовал своим принципам.


  1. Изучение нового материала.

  • Сегодня на уроке мы должны проана­лизировать большой объём материала, по­этому работать будем в группах. Дома каж­дая группа исследовала одну из тем творче­ства Александра Твардовского. На примере отдельных стихотворений необходимо было определить художественные особенности его произведений и, соответственно, сделать вывод. Во время ответа одной группы все остальные делают соответствующие записи в тетрадях, заполняют таблицу.


1-я группа. Тема «малой родины».

Наша группа анализировала стихотворе­ния Александра Твардовского «Спасибо, моя родная земля», «Братья», «О Родине», «За распахнутым окном...», «Станция Починок».

Учащиеся читают наизусть стихотворе­ния «Спасибо, моя родная земля», «Земляку».

На долю Твардовского выпало пережить три трагических периода, потрясших и мир, и большую, и малую родину. Он пережил, перестрадал и 1930-е, и 1940-е, и послево­енные 1950-е годы. Но какими бы суровы­ми ни были испытания, поэт всегда оста­вался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошёл добровольцем на фронт, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове родина заключён великий смысл — что-то родное, близкое, дорогое.

Тему родины открывает стихотворение «О родине». Автор показывает необозримые просторы России, её географию, прослав­ленные места: «теплое море Крыма», «по­бережье Кавказа», новые города Сибири, Дальнего Востока. Чувство гордости за свою страну звучит в этом стихотворении. Но эта любовь к большой стране тесно переплета­ется с любовью к «малой родине». Она, на первый взгляд, ничем не примечательна. Но её скромное, простое описание проникнуто искренней любовью лирического героя. Для него эта маленькая, никому не известная сторонка — лучшее место на земле. Здесь его корни, его сердце:

Ничем сторона не богата,

А мне уже тем дорога,

Что там наудачу когда-то

Моя народилась душа.

В стихотворении «Станция Починок» ав­тор описывает, как, проезжая мимо стан­ции, где он родился, он предался воспо­минаниям: поэт услышал трели соловья, увидел родные края. Это произведение о том, что, где бы человек ни был, куда бы ни забросила его судьба, он всегда помнит и любит край, где родился.

Рассмотрев лексику и синтаксис, мы за­метили, как с их помощью поэт выражает свои чувства. Часто встречаются повторя­ющиеся конструкции и умолчания, нередко автор нарушает строфу, когда вместо при­вычных четверостиший возникают пяти-, шести-, семи-, восьми- и даже трёхстишия. Мы отметили следующие художественные особенности лирики, посвящённой теме Ро­дина:

  • многозначные образы;

  • слова-символы;

  • метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.

Вывод. В стихотворениях гармонично со­единяются личное и общечеловеческое.

— Эта тема должны быть близка вам, сто­ящим на пороге взрослой, самостоятельной жизни, вдали от малой родины.


2-я группа. Тема «Пейзажная лирика».

Твардовский — тонкий лирик-пейза­жист. Природа в его стихах предстаёт в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах. Я думаю, что представить образы пейзажной лирики поэта помогут картины великих художни­ков. (Демонстрируется видеоролик.)

Мы проанализировали следующие стихо­творения: «Июнь — макушка лета», «Чуть зацветает иван-чай...», «Утро», «Спасибо за утро такое...», «Листва отпылала, опала, и запахом поздним...», «Кружились белые бе­рёзки...», «Снега потемнеют синие...».

Ученик читает наизусть стихотворение «Перед дождём».

Названные стихотворения можно объ­единить в лирический цикл, началом кото­рого является признание самого поэта:

...мне дорого всё, что и людям,

Всё, что мне дорого, то и пою.

Когда читаешь эти произведения, не­вольно думаешь, как много значили для Твардовского те семнадцать лет, которые он провёл на хуторе Загорье. Оттуда, от земли, в нём и крестьянское восприятие жизни, и гармоничное слияние с миром природы, и усвоенные им народные приметы, которые можно заметить в пейзажных зарисовках поэта. Стихи очень светлые, легко запоми­наются, понятны читателю.

Ученик читает наизусть стихотворение «Утро».

Художественные особенности пейзажной лирики поэта: подвижные картины, разговор­ная лексика, эпитеты, сравнения, метафоры.

Вывод. В стихотворениях ярко просле­живается народно-песенная основа.


3-я группа. Тема войны и памяти.

Тема войны — одна из центральных в творчестве Твардовского.

Поэт пишет о великом солдатском братстве, рождённом в годы испытаний. «Это - настоящий реквием, простой, величавы и скорбный», — сказал Самуил Маршак важной теме в творчестве поэта — теме войны и памяти. Нами проанализированы стихотворения «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончилась война...», «Сыну погибшего воина», «Их памяти», «22 июня 1941 года», «Жестокая память», «Лежа они, глухие и немые...», «Я знаю, никакой моей вины...». Часто в его стихах сталкиваются прошлое и настоящее, повторяются слова память, памятный, которые нередко выносятся в заглавия стихотворений. Hазвания стихотворений «Я убит подо Ржевом...» и «Лежат они, глухие и немые... возвращают нас в тяжелейшую пору, которую переживала страна.

Ученики читают наизусть стихотворения «Лежат они, глухие и немые...», «Когда пройдёшь путём колонн».

Наша группа подготовила своеобразны лирический дневник — стихотворения поэт на эту тему. Теперь у всех желающих будет возможность перечитать произведения Tвардовского о войне.

Художественные особенности стихотворений: повествование от 1-го лица, диалог, элегическое звучание, исповедальность лирики.

Вывод. Это «настоящий реквием, простой, величавый и скорбный».

Вспомним, что такое элегия и что значит слово реквием.

Элегия — это жанр лирики: стихотворение, передающее глубоко личные, интимны переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица Одно из значений слова реквием — произведение для того, кто его слушать уже не может, произведение, исполненное печали.


Физкультминутка «Гимнастический комплекс порядочного человека».

Я человек (показывают на себя).

Всегда готов стать рядом (шаг в сторону)

Или чуть впереди (шаг вперёд),

Протянуть руку помощи (руки вперёд),

Легко нагнуться к слабому (наклон вниз)

Подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),

Обернуться к отставшим (поворот, назад),

Перешагнуть через усталость и боль (шаг вперёд),

Подняться после неудачи (приседаем и встаём),

Пронести через всю жизнь любовь и дружбу (обнимаем себя),

Бороться с собственной ленью (бокс),

Дотянуться до мечты (тянемся вверх),

Глубоко вздохнуть по несбывшемуся

И продолжить работу.


4-я группа. Тема поэта и поэзии.

Стихотворения на тему поэта и поэзии есть у каждого поэта. Так и Александр Твардовский немало строк посвятил пи­сательскому труду. Как истинно русский поэт, он мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых ре­дакторов, критиков. Мы проанализировали его стихотворения: «Изведав жар такой ра­боты...», «Нехожен путь...», «Нет ничего, что раз и навсегда...», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Собратьям по перу», «Слово о словах», «Моим крити­кам», «К обидам горьким собственной пер­соны ».

Он был предельно требователен к себе, понимал искусство прежде всего как глу­бочайшую ответственность поэта за ска­занное им слово. Живя в трудную эпоху, Твардовский требовал от писателя одного простого и такого насущного качества — честности, поэтической правды. На самом деле, поэт не может, не имеет права даже в мелочах кривить душой, если он истинный художник слова. При всём своём огром­ном поэтическом даре Твардовский был ис­ключительно скромен. «Я за такой закон суровый, чтоб ограничить трату слов». Но вместе со скромностью ему присуще и ис­ключительное чувство собственного поэти­ческого достоинства. Поэту есть что ска­зать людям, и это слово он обязан сказать сам:

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому —

Нельзя. Не скажет — пусть себе он Бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Таким Твардовский и остался до послед­него часа своей жизни.

Ученик читает наизусть стихотворение «О прописке».

Наша группа представляет вашему вни­манию коллаж «Тема поэта и поэзии в ли­рике А. Твардовского».

Художественные особенности: испове­дальный характер, убыстрённый ритм, от­крытость чувств, разговорная интонация.

Вывод. Каждое слово поэта — о высоком назначении человека, о смысле и цели жиз­ни, долге, совести, ответственности.

Учитель читает наизусть стихотворе­ние А. Твардовского «Памяти матери».

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока —

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога,

Когда нам платочки, носочки

Уложат их добрые руки,

А мы, опасаясь отсрочки,

К назначенной рвёмся разлуке.

Разлука ещё безусловней

Для них наступает попозже,

Когда мы о воле сыновней

Спешим известить их по почте.

И карточки им посылая

Каких-то девчонок безвестных,

От щедрой души позволяем

Заочно любить их невесток.

А там — за невестками — внуки...

И вдруг назовёт телеграмма

Для самой последней разлуки

Ту старую бабушку мамой.

  • Как бы вы определили тему этого сти­хотворения?

  • Правильно, тема матери. Автор по­святил ей и другие стихотворения: «В краю, куда их вывезли гуртом...», «Не стареет твоя красота». Запишите на эту тему ху­дожественные особенности стихотворений: элегичность, автобиографичность, мелодич­ность.

Вывод. Все мы в неоплатном долгу перед своими матерями.

В результате работы групп получилась следующая таблица.

Тема лирики

Художественные особенности

Вывод

Тема «малой родины»

Многозначные образы;

слова-символы;

метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты

Гармонично соединяются личное и общечеловеческое

Пейзажная лирика

Подвижные картины;

разговорная лексика;

эпитеты, метафоры, сравнения

Народно-песенная основа стихотворений

Тема войны и памяти

Рассказ от 1-го лица;

диалог;

элегическое звучание

Это «настоящий реквием, простой, величавый и скорбный»

Тема поэта и поэзии

Исповедальный характер;

убыстрённый ритм;

открытость чувств;

разговорная интонация

Каждое слово поэта — о высоком назначении человека, о смысле и цели жизни, долге, совести, ответственности.

Тема матери

Элегичность;

автобиографичность;

мелодичность

Мы все в неоплатном долгу перед матерями


III. Творческая работа.

У Твардовского есть и философские сти­хотворения. Вы скоро окончите школу, пой­дёте в самостоятельную жизнь. Скорее всего, вы уже задумывались о смысле жизни, о своём назначении на земле. Пусть это сти­хотворение станет для вас завещанием поэта (на экране и на листах у каждого ученика).

К обидам горьким собственной персоны

Не призывать участье добрых душ.

Жить, как живёшь, своей страдой бессонной, —

Взялся за гуж — не говори: не дюж.

С тропы своей ни в чём не соступая,

Не отступая — быть самим собой.

Так со своей управиться судьбой...

— Стихотворение я не закончила. По­думайте и продолжите его, не обязательно стихами, можно прозой.

Учащиеся афишируют результаты ра­боты.

На экране открывается продолжение стихотворения (оригинал):

Чтоб в ней себя нашла судьба любая

И чью-то душу отпустила боль.

Николай Островский в романе «Как зака­лялась сталь» устами главного героя Павки

Корчагина говорит: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…»


IV. Рефлексия.

Иннокентий Анненский писал: «Чтение поэта есть уже творчество». Вы сегодня много творчески работали. А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный вами же в начале урока: «Чем интерес поэзия Твардовского современному читателю?» (Поэзия Твардовского привлекает своей искренностью, честностью, откровенностью, гражданской позицией: верш быть народу, любить родину.)

— Чьё сообщение вам понравилось больше? Чьё запомнилось? Как бы вы оцени работу других?


V. Подведение итогов.

Выставление и комментирование отметок.


VI. Домашнее задание.

Познакомиться с поэзией А. Ахматовой, подготовить устный отзыв о понравившемся стихотворении.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!