В. Н. Войтик, ГУО «Тальминовичская СШ» Ляховичского района Брестской области
Тема. Лирика А. Твардовского
Задачи урока: организовать работу по изучению лирики А. Твардовского, развитию умения анализировать поэтические произведения; создать условия для активной познавательной деятельности учащихся; содействовать воспитанию доброжелательности, отзывчивости, искренности, честности.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: сборники стихотворений, презентация, видеоролик, коллаж.
Эпиграф:
Он сердцем принял боль времён
И сделал собственною болью. М. Дудин
Ход урока
Организационный этап.
Учитель держит в руках сборник стихотворений А. Твардовского.
Не лгать.
Не трусить.
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать.
Это кредо Александра Твардовского, ему он следовал всю жизнь.
Тема урока — лирика Александра Твардовского. Я пришла сегодня на встречу с вами, чтобы помочь вам раскрыть особенности поэтического таланта поэта. А с какой целью вы пришли на урок?
Учитель передаёт книгу ученику, тот отвечает на вопрос и передаёт другому учащемуся, книга возвращается.
Примерные ответы учащихся: я хотел(а) бы узнать, о чём писал поэт, что его волновало, каковы особенности лирики поэта, чем интересна его лирика современному читателю, как в стихах он следовал своим принципам.
Изучение нового материала.
Сегодня на уроке мы должны проанализировать большой объём материала, поэтому работать будем в группах. Дома каждая группа исследовала одну из тем творчества Александра Твардовского. На примере отдельных стихотворений необходимо было определить художественные особенности его произведений и, соответственно, сделать вывод. Во время ответа одной группы все остальные делают соответствующие записи в тетрадях, заполняют таблицу.
1-я группа. Тема «малой родины».
Наша группа анализировала стихотворения Александра Твардовского «Спасибо, моя родная земля», «Братья», «О Родине», «За распахнутым окном...», «Станция Починок».
Учащиеся читают наизусть стихотворения «Спасибо, моя родная земля», «Земляку».
На долю Твардовского выпало пережить три трагических периода, потрясших и мир, и большую, и малую родину. Он пережил, перестрадал и 1930-е, и 1940-е, и послевоенные 1950-е годы. Но какими бы суровыми ни были испытания, поэт всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошёл добровольцем на фронт, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове родина заключён великий смысл — что-то родное, близкое, дорогое.
Тему родины открывает стихотворение «О родине». Автор показывает необозримые просторы России, её географию, прославленные места: «теплое море Крыма», «побережье Кавказа», новые города Сибири, Дальнего Востока. Чувство гордости за свою страну звучит в этом стихотворении. Но эта любовь к большой стране тесно переплетается с любовью к «малой родине». Она, на первый взгляд, ничем не примечательна. Но её скромное, простое описание проникнуто искренней любовью лирического героя. Для него эта маленькая, никому не известная сторонка — лучшее место на земле. Здесь его корни, его сердце:
Ничем сторона не богата,
А мне уже тем дорога,
Что там наудачу когда-то
Моя народилась душа.
В стихотворении «Станция Починок» автор описывает, как, проезжая мимо станции, где он родился, он предался воспоминаниям: поэт услышал трели соловья, увидел родные края. Это произведение о том, что, где бы человек ни был, куда бы ни забросила его судьба, он всегда помнит и любит край, где родился.
Рассмотрев лексику и синтаксис, мы заметили, как с их помощью поэт выражает свои чувства. Часто встречаются повторяющиеся конструкции и умолчания, нередко автор нарушает строфу, когда вместо привычных четверостиший возникают пяти-, шести-, семи-, восьми- и даже трёхстишия. Мы отметили следующие художественные особенности лирики, посвящённой теме Родина:
многозначные образы;
слова-символы;
метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.
Вывод. В стихотворениях гармонично соединяются личное и общечеловеческое.
— Эта тема должны быть близка вам, стоящим на пороге взрослой, самостоятельной жизни, вдали от малой родины.
2-я группа. Тема «Пейзажная лирика».
Твардовский — тонкий лирик-пейзажист. Природа в его стихах предстаёт в пору пробуждения жизни, в движении, в ярких запоминающихся образах. Я думаю, что представить образы пейзажной лирики поэта помогут картины великих художников. (Демонстрируется видеоролик.)
Мы проанализировали следующие стихотворения: «Июнь — макушка лета», «Чуть зацветает иван-чай...», «Утро», «Спасибо за утро такое...», «Листва отпылала, опала, и запахом поздним...», «Кружились белые берёзки...», «Снега потемнеют синие...».
Ученик читает наизусть стихотворение «Перед дождём».
Названные стихотворения можно объединить в лирический цикл, началом которого является признание самого поэта:
...мне дорого всё, что и людям,
Всё, что мне дорого, то и пою.
Когда читаешь эти произведения, невольно думаешь, как много значили для Твардовского те семнадцать лет, которые он провёл на хуторе Загорье. Оттуда, от земли, в нём и крестьянское восприятие жизни, и гармоничное слияние с миром природы, и усвоенные им народные приметы, которые можно заметить в пейзажных зарисовках поэта. Стихи очень светлые, легко запоминаются, понятны читателю.
Ученик читает наизусть стихотворение «Утро».
Художественные особенности пейзажной лирики поэта: подвижные картины, разговорная лексика, эпитеты, сравнения, метафоры.
Вывод. В стихотворениях ярко прослеживается народно-песенная основа.
3-я группа. Тема войны и памяти.
Тема войны — одна из центральных в творчестве Твардовского.
Поэт пишет о великом солдатском братстве, рождённом в годы испытаний. «Это - настоящий реквием, простой, величавы и скорбный», — сказал Самуил Маршак важной теме в творчестве поэта — теме войны и памяти. Нами проанализированы стихотворения «Я убит подо Ржевом...», «В тот день, когда окончилась война...», «Сыну погибшего воина», «Их памяти», «22 июня 1941 года», «Жестокая память», «Лежа они, глухие и немые...», «Я знаю, никакой моей вины...». Часто в его стихах сталкиваются прошлое и настоящее, повторяются слова память, памятный, которые нередко выносятся в заглавия стихотворений. Hазвания стихотворений «Я убит подо Ржевом...» и «Лежат они, глухие и немые... возвращают нас в тяжелейшую пору, которую переживала страна.
Ученики читают наизусть стихотворения «Лежат они, глухие и немые...», «Когда пройдёшь путём колонн».
Наша группа подготовила своеобразны лирический дневник — стихотворения поэт на эту тему. Теперь у всех желающих будет возможность перечитать произведения Tвардовского о войне.
Художественные особенности стихотворений: повествование от 1-го лица, диалог, элегическое звучание, исповедальность лирики.
Вывод. Это «настоящий реквием, простой, величавый и скорбный».
Вспомним, что такое элегия и что значит слово реквием.
Элегия — это жанр лирики: стихотворение, передающее глубоко личные, интимны переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица Одно из значений слова реквием — произведение для того, кто его слушать уже не может, произведение, исполненное печали.
Физкультминутка «Гимнастический комплекс порядочного человека».
Я человек (показывают на себя).
Всегда готов стать рядом (шаг в сторону)
Или чуть впереди (шаг вперёд),
Протянуть руку помощи (руки вперёд),
Легко нагнуться к слабому (наклон вниз)
Подставить плечо под груз тревог и забот (поднимаем плечи),
Обернуться к отставшим (поворот, назад),
Перешагнуть через усталость и боль (шаг вперёд),
Подняться после неудачи (приседаем и встаём),
Пронести через всю жизнь любовь и дружбу (обнимаем себя),
Бороться с собственной ленью (бокс),
Дотянуться до мечты (тянемся вверх),
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся
И продолжить работу.
4-я группа. Тема поэта и поэзии.
Стихотворения на тему поэта и поэзии есть у каждого поэта. Так и Александр Твардовский немало строк посвятил писательскому труду. Как истинно русский поэт, он мечтает о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов, критиков. Мы проанализировали его стихотворения: «Изведав жар такой работы...», «Нехожен путь...», «Нет ничего, что раз и навсегда...», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Собратьям по перу», «Слово о словах», «Моим критикам», «К обидам горьким собственной персоны ».
Он был предельно требователен к себе, понимал искусство прежде всего как глубочайшую ответственность поэта за сказанное им слово. Живя в трудную эпоху, Твардовский требовал от писателя одного простого и такого насущного качества — честности, поэтической правды. На самом деле, поэт не может, не имеет права даже в мелочах кривить душой, если он истинный художник слова. При всём своём огромном поэтическом даре Твардовский был исключительно скромен. «Я за такой закон суровый, чтоб ограничить трату слов». Но вместе со скромностью ему присуще и исключительное чувство собственного поэтического достоинства. Поэту есть что сказать людям, и это слово он обязан сказать сам:
Сказать то слово никому другому
Я никогда бы ни за что не мог
Передоверить. Даже Льву Толстому —
Нельзя. Не скажет — пусть себе он Бог.
А я лишь смертный. За своё в ответе,
Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.
Таким Твардовский и остался до последнего часа своей жизни.
Ученик читает наизусть стихотворение «О прописке».
Наша группа представляет вашему вниманию коллаж «Тема поэта и поэзии в лирике А. Твардовского».
Художественные особенности: исповедальный характер, убыстрённый ритм, открытость чувств, разговорная интонация.
Вывод. Каждое слово поэта — о высоком назначении человека, о смысле и цели жизни, долге, совести, ответственности.
Учитель читает наизусть стихотворение А. Твардовского «Памяти матери».
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока —
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки,
А мы, опасаясь отсрочки,
К назначенной рвёмся разлуке.
Разлука ещё безусловней
Для них наступает попозже,
Когда мы о воле сыновней
Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая
Каких-то девчонок безвестных,
От щедрой души позволяем
Заочно любить их невесток.
А там — за невестками — внуки...
И вдруг назовёт телеграмма
Для самой последней разлуки
Ту старую бабушку мамой.
Как бы вы определили тему этого стихотворения?
Правильно, тема матери. Автор посвятил ей и другие стихотворения: «В краю, куда их вывезли гуртом...», «Не стареет твоя красота». Запишите на эту тему художественные особенности стихотворений: элегичность, автобиографичность, мелодичность.
Вывод. Все мы в неоплатном долгу перед своими матерями.
В результате работы групп получилась следующая таблица.
Тема лирики | Художественные особенности | Вывод |
Тема «малой родины» | Многозначные образы; слова-символы; метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты | Гармонично соединяются личное и общечеловеческое |
Пейзажная лирика | Подвижные картины; разговорная лексика; эпитеты, метафоры, сравнения | Народно-песенная основа стихотворений |
Тема войны и памяти | Рассказ от 1-го лица; диалог; элегическое звучание | Это «настоящий реквием, простой, величавый и скорбный» |
Тема поэта и поэзии | Исповедальный характер; убыстрённый ритм; открытость чувств; разговорная интонация | Каждое слово поэта — о высоком назначении человека, о смысле и цели жизни, долге, совести, ответственности. |
Тема матери | Элегичность; автобиографичность; мелодичность | Мы все в неоплатном долгу перед матерями |
III. Творческая работа.
У Твардовского есть и философские стихотворения. Вы скоро окончите школу, пойдёте в самостоятельную жизнь. Скорее всего, вы уже задумывались о смысле жизни, о своём назначении на земле. Пусть это стихотворение станет для вас завещанием поэта (на экране и на листах у каждого ученика).
К обидам горьким собственной персоны
Не призывать участье добрых душ.
Жить, как живёшь, своей страдой бессонной, —
Взялся за гуж — не говори: не дюж.
С тропы своей ни в чём не соступая,
Не отступая — быть самим собой.
Так со своей управиться судьбой...
— Стихотворение я не закончила. Подумайте и продолжите его, не обязательно стихами, можно прозой.
Учащиеся афишируют результаты работы.
На экране открывается продолжение стихотворения (оригинал):
Чтоб в ней себя нашла судьба любая
И чью-то душу отпустила боль.
Николай Островский в романе «Как закалялась сталь» устами главного героя Павки
Корчагина говорит: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…»
IV. Рефлексия.
Иннокентий Анненский писал: «Чтение поэта есть уже творчество». Вы сегодня много творчески работали. А теперь попробуйте ответить на вопрос, поставленный вами же в начале урока: «Чем интерес поэзия Твардовского современному читателю?» (Поэзия Твардовского привлекает своей искренностью, честностью, откровенностью, гражданской позицией: верш быть народу, любить родину.)
— Чьё сообщение вам понравилось больше? Чьё запомнилось? Как бы вы оцени работу других?
V. Подведение итогов.
Выставление и комментирование отметок.
VI. Домашнее задание.
Познакомиться с поэзией А. Ахматовой, подготовить устный отзыв о понравившемся стихотворении.