Часть урока | Содержание | Дози- ровка | Организационно-методические указания |
Подготовительная (14-15 мин) | 1. Построение в одну шеренгу, рапорт, приветствие, сообщение задач урока | До 1 мин | Рапортует дежурный ученик. Проверить наличие и опрятность спортивной формы. |
2. Инструктаж по технике безопасности во время занятий волейболом | До 30 с | Заправить футболки и осмотреть обувь. Не направлять мяч в ноги игроку, который выполняет нападающий удар. |
3. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) | До 30 с | В течение 10 с, результат умножить на 6. Норма — ~ 60-70 уд/мин. Проверить готовность учеников к уроку. |
4. Строевые упражнения в шеренге на месте | До 30 с | Мобилизовать внимание учащихся, подготовить их к решению задач урока |
5. Разновидности ходьбы (строевым шагом; перекатом с пятки на носок; на внешней стороне ступни; в полуприседе; приставным шагом правым (левым) боком) | До 2 мин | В колонну по одному, дистанция — 2 шага, по периметру зала в стойке волейболиста. |
6. Разновидности бега (в медленном темпе; в медленном темпе с прыжками к подвешенным предметам, дотрагиваясь до них одной и двумя руками; перекрёстным шагом правым (левым) боком) | До 2 мин (по 5-6 шагов) | В колонну по одному, дистанция 2-3 шага. 2-3 предмета (набивные мячи) подвешены к каждому баскетбольному щиту на разной высоте. Передвигаться в стойке волейболиста. |
7. Общеразвивающие упражнения в движении: | 3-3,5 мин | В колонну по одному, дистанция — 2 шага. |
| 10-12 раз | По 2 наклона на каждый шаг. |
| 5-6 раз | С максимальной амплитудой. |
| 5-6 раз | Постепенно увеличивать амплитуду движений. |
| 5-6 раз | В широком шаге выпадом. |
| 5-6 раз | Прогибаться в спине на каждый мах. |
| И. П. — стойка ноги врозь, руки вперёд, пальцы соединены S-образно. 1 — шаг левой ногой, поворот туловища влево; 2 — то же в другую сторону | 5-6 раз | Согласовывать движения |
8. Общеразвивающие упражнения на месте: | 3-4 мин | В одну шеренгу. Разомкнуться на расстояние вытянутых в стороны рук. |
| 4-5 раз | Удерживать равновесие после отталкивания. |
| 4-5 раз | С большой амплитудой. |
| 4-5 раз | С большой амплитудой. |
И. П. — широкая стойка ноги врозь. 1 — наклон назад, правую руку вверх-назад, левую руку вниз, дотронуться пола позади левой ноги; 2 — то же, сменив положение рук; | 4-5 раз | Ноги от пола не отрывать. |
И. П. — то же. 1 — наклон, правой рукой дотронуться носка левой ноги, левую руку назад-вверх; 2 — то же, сменив положение рук; | 5-6 раз | Прогибаться в спине. Ноги в коленях не сгибать. |
И. П. — стоя на правой (левой) ноге, другую ногу удерживать за ступню позади туловища двумя руками. Медленно оттягивать ногу назад до ощущения натяжения в передней части бедра, после чего ногу отпустить; | 5-6 раз | Удерживать равновесие. Ощутить облегчение в мышцах бедра после освобождения ноги. |
| 14-18 раз | Удерживать равновесие. Голову удерживать прямо. |
| 7-8 раз | Как можно выше. |
| 9. «Челночный» бег между линиями | До 2 мин | Выполнять группами по 4-5 учеников. Бежать, дотрагиваясь ладонью до пола на каждой линии: от линии подачи вперёд до линии нападения, назад — до линии подачи; от линии подачи вперёд — до центральной линии, назад — до линии нападения; от линии нападения вперёд — до линии нападения на другой стороне площадки, назад — до центральной линии; от центральной линии вперёд — до линии подачи, назад — до линии нападения. Определять победителей в каждой из групп. |
10. Измерение ЧСС | До 30 с | У учеников каждой группы после бега. В течение 10 с, результат умножить на 6. Норма — ~150 уд/мин. |
Основная (25-27 мин) | 1. Эстафета «Передал — садись» | 2-3 мин | Каждая команда формирует две колонны одна напротив другой на расстоянии 2-3 шагов. Участники передают мяч двумя руками сверху партнёру в противоположной колонне, после чего приседают. Участник, который последним получил мяч, поднимает его вверх, сигнализируя о завершении эстафеты его командой. |
2. Передачи мяча двумя руками сверху во встречных колоннах с перемещением в конец своей колонны или колонны напротив. | 5-6 мин | По диагонали, на каждой стороне площадки в стойке волейболиста. |
3. Передачи мяча двумя руками в прыжке: | 5-6 мин | В среднем темпе в стойке волейболиста. Расстояние — 3 м. Ведущий в зоне 3 направляет мяч первому в колонне двумя руками сверху, тот в прыжке возвращает мяч ведущему и становится в конец колонны. Поперёк зала. Партнёр передает мяч в прыжке связующему, тот возвращает мяч, стоя спиной к третьему партнёру, и поворачивается к нему лицом. |
4. Эстафета с элементами блокирования мяча. | 4-5 мин | Команды строятся в колонны. Участники перемещаются к сетке, на расстоянии 2-3 м от неё останавливаются, выполняют 2-3 сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, встают, передвигаются прыжками, касаясь обеими руками подвешенного за сеткой волейбольного мяча. Прикасаться к сетке не разрешается. Потом участник бежит в конец своей колонны, передавая эстафету следующему. |
5. Учебная игра с дополнительным заданием (взаимодействие игроков передней линии во время атакующих действий). | 6-7 мин | По упрощённым правилам. Приняв мяч от соперника, направлять мяч в зону 3, оттуда — в зону 4 или 2 для нападающего удара через сетку с места или в прыжке. Связующий находится лицом к нападающему, он также может передавать мяч назад, стоя спиной к другому нападающему, чем создаёт трудности блокирующим игрокам команды соперников. |
Заключительная (3-5 мин) | 1. Ходьба в медленном темпе для восстановления дыхания. | До 30 с | По периметру зала. Руки вверх — вдох, руки вниз — выдох. |
2. Построение в одну шеренгу. | До 30 с | Возле боковой линии волейбольной площадки. |
3. Подведение итогов урока. | До 30 с | Отметить учеников, продемонстрировавших во время эстафет старательность. |
4. Приёмы аутогенной тренировки. | До 2 мин | Ученики ложатся на гимнастические маты и закрывают глаза. Под слова учителя они постепенно расслабляют мышцы стопы, голени, бедра, спины, шеи, рук. Когда наступает полное расслабление, учитель настраивает учеников на дальнейшую работу в режиме школьного дня. |
5. Измерение ЧСС | До 30 с | В течение 10 с, результат умножить на 6. Норма — 65 - 75 уд/мин. |
6. Домашнее задание. | До 30 с | Пружинистые отталкивания пальцами от стенки; прыжки с места с доставанием одной и двумя руками подвешенных предметов. |