СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Войско янычар в Османской империи. Проект выполненный учащимся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Войско янычар в Османской империи. Проект выполненный учащимся.»

21














Тема: Войско янычар в Османской империи







Научный руководитель: Максимов Михаил Валерьевич,

учитель истории













с. Калинино – 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ КОРПУСА ЯНЫЧАР…………….……5

2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЯНЫЧАРСКОГО КОРПУСА……………………...6

3. СУЩНОСТЬ ЯНЫЧАРСКОГО КОРПУСА……………..……………………………….8

3.1. Идеология…………………………………………………………………………..…….8

3.2. Организация…………………………………………...………………...………………10

3.3. Вооружение……………………………………………………………………………..11

4. РОЛЬ ЯНЫЧАР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ……..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………..17
























ВВЕДЕНИЕ


Для истории турецкого народа, так же стран Юго-Восточной Европы весьма большое последствие имело образование Османской империи, насильственно включившей в свои владения значительную часть Балканского полуострова, всю Малую Азию и Крымский полуостров. Специфика её социального устройства, вклад отдельных народов в общую историю Османского государства и прочие вопросы до сих пор ещё недостаточно изучены. В этой связи особый интерес вызывает история янычарского корпуса в Османской империи, так как данная тема является крайне важной для понимания тех процессов политической и социальной нестабильности, которые происходили в Османской империи в XVI-XVII вв.

Цель настоящей работы – изучение янычарского корпуса как одного из элементов социально-политического устройства турецкого общества и установить роль янычар в политической истории Османской империи.

Для достижения выбранной цели необходимо выделить следующие задачи:

1) выявить предпосылки и причины создания янычарского корпуса;

2) обозначить основные этапы эволюции механизма формирования янычарского корпуса и дать характеристику каждому из этапов;

3) раскрыть сущностные характеристики янычарского корпуса;

4) рассмотреть основные итоги существования янычарского корпуса и установить его роль в политической истории Османской империи.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIV по XVII века включительно.

Объектом донной работы является социально-политическое устройство Османской империи. Предмет исследования – войско янычар как один из элементов общественного устройства Османской империи.

При написании данной работы был использован комплекс источников и исследовательской литературы.

С самого начала турецких завоеваний в Малой Азии, а затем на Балканах по мере того как стал формироваться аппарат военной и гражданской администрации Османского государства, турецкие султаны всё активнее привлекали к своему двору законоведов, историографов и учёных. Это привело к широкому развитию традиции исторического летописания, благодаря которой в истории Османского государства нет периода, который бы не был записан в исторических летописях. Однако к настоящему времени опубликована лишь малая часть этих материалов.

В настоящей работе были использованы следующие источники: отрывок «об установлениях Орхана» из летописи Хюсейна «Беда´и ул-века´и» (удивительные события), а также «Записки янычара», написанные Константином Михайловичем из Островицы.

Летописный свод «Удивительные события» автора XVII в. Хюсейна вобрал в себя сведения из многих хроник XIV и XV веков. Отрывок из этого сочинения содержит сведения о законодательной деятельности султана Орхана (1324-1362гг.) и об организации им пехотных войск. Например, упоминается создание предшествующих янычарам войск яя: «…необходимо умножение войска для ведения многочисленных войн против неверных. Затем в войско некоторое количество подрастающих мальчиков из турок…». Также упоминается, что «Султан Орхан дал указ о создании нового войска (ени чери).

Сравнительно больше сведений о янычарах содержится в «Записках янычара». Предполагаемая дата возникновения этого источника относится к рубежу XV и XVI веков. Автором принято считать Константина из Островицы, который якобы служил в янычарском корпусе. Однако до настоящего времени вопрос об авторстве, как и об истории создания «Записок» окончательно не решён. В источнике есть сведения о наборе в янычарский корпус, о численности янычар при дворе и заведённых у них порядках.

Оба приведённых источника нельзя считать абсолютно точными, так как они носят характер субъективных суждений их авторов и поэтому нуждаются в проверки и уточнении. Этой цели и служат официальные документы. Однако данной категории источников, касающихся темы данной работы в нашем распоряжении не оказалось. Ввиду чего основные сведения были почерпнуты из исследовательской литературы современных авторов.

Таковы наиболее важные круги источников по выбранной теме.

Важнейшими методологическими принципами для написания данной работы явились историзм, научная объективность исторического исследования. Историзм – изучение исторической действительности с точки зрения заложенных в ней противоречий, в движении, которое осуществляется через борьбу нового со старым. Научная объективность исторического исследования заключается в том, что изучение истории даёт возможность осознать, что различные сферы общественной жизни неразрывно связаны между собой. Политическая, социальная, экономическая сферы не существуют отдельно сами по себе, стремясь подчинить одна другую, а представляют собой различные стороны, элементы единого целостного процесса общественного развития и различимы лишь в абстракции. Материальное и духовное в историческом процессе неразрывно слиты, поэтому изучение истории не сводится только к анализу социальных или политических отношений, а делается попытка всесторонне рассмотреть развитие общества.

Таким образом, изучение янычарского корпуса как одного из элементов социально-политического устройства турецкого общества является социально-значимым и представляет как научно-исторический, так и практический интерес.


1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ
КОРПУСА ЯНЫЧАР


В течение XIV-XVI вв. османские султаны подчинили себе множество стран и народов. Изначальный османский бейлик превратился в обширную империю, названную Османской. В Европе турки завоевали весь Балканский полуостров, часть придунайских владений и побережье Чёрного моря, превратившегося во внутреннее море Османской империи. В Азии они помимо Анатолии – центра их государства – владели арабскими странами (Сирией, Палестиной, Ираком, Хиджазом, Йеменом), частью Армении и Курдистаном. Турки вторглись в Иран и на Кавказ. В Африке им принадлежали Египет, Триполи, Тунис, побережье Красного моря. Все эти завоевания были бы невозможны без сильной армии.

В начальный период существования Османского княжества его военную силу составляло всё племя. Кочевники уже с детских лет приобретали навыки в обращении с конём и оружием. Военная сила племени позволила Эртогрулу и Осману добиться значительных успехов в завоевательной политике. В конце своей жизни Осман стал привлекать в войска феодалов, стоявших во главе других огузских племён.

Однако для успешных штурмов хорошо укреплённых городов недостаточно было иметь только кавалерию. Безуспешная осада Бурсы, продолжавшаяся 10 – 12 лет, натолкнула Орхана на мысль создать регулярную пехоту. Созданная пехота (1329 г.) получила название «яя» и была укомплектована из молодых турок-добравольцев. Хотя яя считолось регулятной армией, на самом деле была полурегулярной армией, так как в мирное время распускалась по домам и только в военное время призывалось в лагерь султана.

Вскоре обнаружилось, что яя является постоянным центром недовольства. Таким образом, возникла нужда в создании такого военного подразделения, который был бы отделён от народных масс и полностью подчинялся власти. Первый такой отряд был создан из военнопленных при Орхане в первой половине XIV в.

Организация нового войска была поручена кадию Биледжика Джандарлы Кара Халилю и брату султана Алаэтдину. Новое войско было создано по типу гвардии арабских халифов.

Одной из частей войск Аббасидского халифата (750 – 1258 гг.) являлось войско гулямов. Это были рабы из тюрков, славян и африканцев, которых с юношеского возраста воспитывали и соответствующим образом обучали вдали от родной среды, чтобы сделать из них безропотных преданных слуг халифа. Однако очень скоро гулямы превратились в силу, которая стала диктовать свою волю халифам. Но последнее во внимание турки не взяли.

Таким образом, можно сказать, что предпосылками образования янычарского корпуса явились экспансионный характер внешнеполитического курса Османской империи, а так же существовавшая в истории практика организации войск подобного янычарскому типа (войско гулямов). Причинами же стали нужда государства в пешей армии, способной штурмовать крепостные укрепления; большой приток лиц рабского статуса; потребность власти в лично преданном и оторванном от народных масс воинском формировании.


2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ

ЯНЫЧАРСКОГО КОРПУСА


Система набора личного состава янычарского корпуса за время его существования претерпела ряд изменений.

Как уже говорилось, одной из причин формирования корпуса янычар явилось стремление султана создать лично преданное ему войско, которое было бы не связано с народными массами. В этой связи активная внешняя политика обеспечивала большой приток пленных, из среды которых и стали первоначально формировать янычарский корпус. Пятая часть всех пленных поступала султану; в дальнейшем рабами султана становились в этой пропорции все пленные, захваченные в войнах с неверными. Наиболее пригодных из них делали солдатами. Однако с наступлением перерыва в войнах в Европе поток пленных-христиан иссёк, а поскольку священный закон запрещал обращать в рабство единоверцев мусульман, азиатские завоевательные походы не давали новых рекрутов. Всё это привело к появлению в первой половине XV в. совершенно оригинального замысла: периодически, в зависимости от потребностей, производился набор рекрутов из владений султана, населённых христианами, главным образом из Балканских стран. Обычно такой набор совершался раз в 3-5 или 7 лет.

На воинскую службу отбирали холостых юношей в возрасте между 10 и 20 годами. В этом случае офицер-янычар с помощником объезжал подведомственные районы в христианских провинциях, таких как Румелия, Албания, Греция и Сербия, имея в своём распоряжении удостоверяющий документ с подписью командующего янычарского корпуса, предписание с указаниями его полномочий и нарядом-заказом на воинскую форму. Глашатаи вызывали на просмотр детей, которые приходили вместе с отцами и деревенскими священниками. Те приносили свидетельства о рождении детей. Офицеры, ответственные за набор рекрутов, отбирали в присутствии местного судьи и богатых землевладельцев наиболее пригодных для службы юношей, то есть физически крепких, психически устойчивых, которые не знали турецкого языка и не владели никаким ремеслом, не состояли в браке, не проживали в городе и не были сиротами, вынужденными заботиться о себе. Отбирались только дети христиан, а также дети одной специфической народности – боснийцев-мусульман. Они должны были представлять собой чистый, простой, сырой материал, из которого следовало создать новые судьбы. Хотя отбору не подлежали сыновья, являвшиеся единственной опорой своих родителей, эта рекрутская практика способствовала нарастанию недовольства народных масс на Балканах. Она явилась причиной многих ранних деревенских браков, при помощи которых юноши избегали неволи. Тем не менее, последующая подготовка юных рекрутов открывала для них такие необозримые перспективы продвижения по службе, что многие семьи смирялись с такой системой набора и даже радовались расставанию со своими сыновьями. За принятие юношей-немусульман на службу была предложена такая сумма взяток, сколько денег заплачено за покупку юношей-христиан. Молодых мусульман Боснии, уже подвергшихся обрезанию, охраняли по пути в столицу с особой бдительностью, чтобы в их среду не проникли юноши-турки. Чтобы избежать злоупотреблений, помощник, сопровождавший офицера-янычара, составлял документ, где указывались имена, происхождение, возраст и характеристика рекрутов, в двух экземплярах. Одна копия документа передавалась офицеру, другая – смотрителю, доставлявшему юношей в Стамбул. Такой набор рекрутов называли «девширме» - «сбор».

Во второй половине XV в. при Мухмете II (1451 – 1481 гг.) девширме из периодического налога с немусульманского населения превратился в регулярный налог. Теперь набор в янычарский корпус стали совершать раз в пять лет.

Девширме просуществовал до середины XVII в. Прекращение девширме было вызвано исчезновением обета безбрачия янычар, что привело к пополнению корпуса из его собственной среды. В корпусе открылся приём турок, также власти стали отправлять сюда мятежные элементы, чтобы лишить их возможности устраивать заговоры. Тем самым янычары начинают становиться полноправной частью османского общества, не воспринимаемой уже как нечто чуждое ему, связанное лишь с султаном.

Таким образом, в эволюции механизма приёма в янычарский корпус можно выделить три этапа. На первом этапе (XIV – перв. пол. XV вв.) корпус пополнялся из военнопленных. С введением в практику девширме начинается второй этап, просуществовавший до середины XVII в. На этом этапе набор в янычарский корпус проводился среди юношей народов Балканского полуострова. С середины XVII в. янычары перестают быть замкнутым военным сословием. Корпус пополняется потомками янычар, а также выходцами из различных этнических и религиозных групп населения Османской империи.

3. СУЩНОСТЬ ЯНЫЧАРСКОГО КОРПУСА


3.1 Идеология

Янычары, как и любая социальная группа, имели свои собственные нравственно-этические нормы. Ещё до вступления в корпус рекруты становились объектами идеологической обработки мусульман. По прибытии в столицу они официально принимали ислам. Затем они подвергались обрезанию.

Наиболее сообразительные и способные юноши отбирались для службы во дворце, остальные передавались внаем турецким семьям Малой Азии и Румелии для сельскохозяйственных работ, изучению турецкого языка и окончательной исламизации. Затем, когда освобождались вакансии, их брали на службу в янычарский корпус. После принятия присяги они становились пожизненными рабами султана. Янычары давали клятву покорности всем прихотям и повелениям султана, обязывались идти туда, куда их пошлют, выполнять то, что им поручат, и быть готовыми отдать свою жизнь в любое время.

В меру своих способностей и преданности они могли добиваться вершин власти и богатства, а титул раба султана становился почётным. Совершенно оторвавшись от прежней жизни и подвергнувшись суровой муштре, они одновременно полностью зависели от султана и обладали абсолютной компетентностью относительно требований своей службы.

Янычары с самого начала были тесно связаны c суфийским орденом бекташи. Суфизм – мистическое направление в исламе, последователи которого прославились своим аскетизмом, смелыми религиозными суждениями и духовными практиками. Мусульмане-сунниты, чьи взгляды господствовали в Османской империи, не без основания считали многих суфийских учителей вероотступниками.

Легенда сообщает, что сам глава ордена Бекташи, Тимурташ Деде, со словами: «Да будет их мужество всегда блистательным, их меч острым, их руки победоносными», - благословил янычарский корпус на подвиги. А рукав рубахи, которым он накрыл голову первому воину, стал прообразом ниспадающего вниз головного убора у янычар. Суфии-бекташи постоянно находились в корпусе: они делили с солдатами тяготы походной жизни, напутствовали их перед боем.

Возникает вопрос, чем же учение приверженцев этого ордена, основанного Хаджи Бекташем (1208 – 1270), так привлекало янычар? Вероятно, прославившиеся своей свирепостью воины нашли в нём что-то, заполнявшее душевную пустоту после расставания с отчим домом. К тому же воинам было легче усваивать ислам в более доступной, упрощенной с обрядовой точки зрения форме. А именно это и предлагал солдатам орден Бекташи.

«Новое войско» нашло в учении Бекташи свою идеологию, а орден благодаря корпусу успешно просуществовал в Турции до XIX в. (неофициально существует и поныне).

Казарма служила янычарам родным домом, их жизнь была связана с подразделениями, в которых они служили. С детства, оторванные от своих семей, лишённые права жениться, заниматься торговлей, янычары жили одной лишь войной, а в мирное время сторожевой службой.

Выше преданности султану была лишь верность товарищам, и воины, проживавшие в одной казарме, считали самым важным клятву на подносе с солью, Кораном и мечём. Даже больше, чем штандарты подразделений, почитались ими котлы, по 2 – 3 на казарму, в которых варилась еда – рис и вокруг которых они сидели по вечерам. Если во время сражения хотя бы один из котлов был потерян, всех офицеров казармы с позором изгоняли и больше не принимали в это подразделение, а то и на армейскую службу вообще.

С постепенным прекращением девширме дворцовые школы перешли на приём детей знати или сыновей отставных придворных сановников, и даже сирот и детей бедняков, проявивших какие-либо способности. Всё это были свободные мусульмане, они утратили, служа султану, чувство беззаветной преданности, которое отличало их предшественников. В городских условиях янычары, как правило, вели себя вызывающе и строптиво, но на полях сражений всегда проявляли отвагу и стойкость. Дисциплина тоже пострадала от прекращения девширме, когда открылся приём турок в корпус янычар. Этому способствовали и другие новшества. Разрешение янычарам жениться, заниматься ремеслом и торговлей. В результате янычары, когда-то гордившиеся боевым братством, опустились до уровня дезорганизованной банды.

Таким образом, набранные юноши до принятия присяги подвергались исламизации в турецких семьях и дворцовых школах. Их воспитывали в духе мусульманского фанатизма. После принятия присяги официальной идеологией становилась личная преданность и покорность султану. Однако на первый план в идеологии выдвигается верность товарищам, боевое братство. Но с отменой девширме прежние идеологические установки падают. На их место приходят алчность и стремление избежать военных сборов.


3.2 Организация

Немало важное значение при изучение янычарского корпуса, имеет его организационное устройство.

Корпусом командовал ага янычар, который одновременно служил главой стражи Стамбула и участвовал в заседаниях дивана. Он сопровождал султана в военных походах и командовал его войсками. Должность аги янычарского корпуса была выборной. Ага избирался из лиц, прошедших все янычарские должности, начиная с низших. В командовании корпусом ему помогал совет из пяти высокопоставленных офицеров-янычар.

Обычно, наименование звания имели мало отношения к исполнявшимся обязанностям: все офицеры, за исключением знаменосца, имели звания, связанные с обеспечением продовольствием. Старших офицеров называли столовыми, двух офицеров рангом пониже – поваром и главным поварёнком, далее следовали старший казармы, квартирмейстер, водонос и чёрный поварёнок. Воины повышались по службе в соответствии с этими званиями.

Армия янычар состояла из определённого числа подразделений, каждое из которых во время войны располагало собственными казармами или большой палаткой с отличительным знаком: ключом, якорем, рыбой или флагом, а некоторые янычары делали соответствующую татуировку на руках или ногах. Каждые 10 янычар образовывали «ряд», имеющий артельную палатку, общий котёл и общую вьючную лошадь. 8 – 12 таких «рядов» образовывали роту, «оду», подчиняющуюся особому командиру. В XIV в. имелись 66 од янычар, которые можно исчислить приближённо в 5000 человек. В казармах, включавших кладовки, кухни и спальные помещения, размещались также офицеры, писари и муллы.

Поскольку янычары исключительно воевали и несли сторожевую службу, их обслуживали ремесленники, среди которых были сапожники и цирюльники, изготовители сёдел и луков, медных и оловянных дел мастера, свечники, кузнецы, башмачники, продавцы специально приготовленных овечьих голов и множество других специалистов. Многих ремесленников нанимало и оплачивало государство, а в случае объявления войны старший офицер-янычар подбирал определённое число ремесленников сопровождать войска и обеспечивать их необходимыми товарами и услугами.

Таким образом, войско янычар было разделено на отдельные подразделения, основу которых составлял «ряд». Командующим корпусом считался ага, в подчинении у которого находился совет из пяти высокопоставленных офицеров. Для обеспечения корпуса необходимыми товарами и услугами к нему приписывалось определённое число ремесленников.


3.3 Вооружение

Янычары были созданы как элитное войско. За свою историю они снискали славу своим бесстрашием и жестокостью. В немалой степени этому они были обязаны своей идеологии. Однако, идеология была бы бессильной не будь у янычар оружия.

Основным оружием янычар был изогнутый ятаган, сочетавший в себе достоинства и меча, и сабли. Однако это не значит, что кроме ятагана у янычар не было другого вооружения. Используемый вид оружия зависел от конкретных боевых условий. Так, например, чтобы противостоять атаке кавалерии, янычары могли использовать копья. В распоряжении у янычар, помимо оружия ближнего боя, находились и вооружения дальнего боя. Таковыми являлись луки, а позднее пришедшие им на смену ружья. Постоянные тренировки привели к тому, что именно в использовании оружия дальнего боя янычары достигли значительной степени совершенства. Необходимость штурма фортификационных сооружений объясняет тот факт, что в распоряжении янычарского корпуса находилась и артиллерия.

Итак, мы видим, что янычары, являясь элитным подразделением армии Османской империи, владели всеми видами оружия. Особых успехов они достигли в стрельбе из луков, а позднее из огнестрельного оружия.


4. РОЛЬ ЯНЫЧАР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ


Янычарский корпус, на протяжении нескольких столетий составлявший основу турецкой постоянной армии, был одной из прочнейших опор султанского трона.

В силу своей принадлежности к придворному штату янычары и их начальство оказались достаточно близки к султану, сопровождая и охраняя его, что увеличивало их роль в различного рода политических событиях, в том числе и в государственных переворотах, начавшихся с середины XVII столетия. Единоначалие и жёсткая организация войска, выделенного из общей социальной структуры турецкого общества, превращала его в обособленную, сравнительно независимую и оппозиционную ко всем другим слоям населения группу. Волнения среди янычар, их неоднократные восстания, связанные с материальными, а иногда и политическими требованиями, после XVII века разлагали и раскачивали весь государственный аппарат Османской империи.

Начиная с царствования Мехмеда II (1451 – 1480 гг.) у янычар вошло в правило требовать от султана при вступлении на трон награды. Не довольствуясь этим, они бунтовали и ставили на престол угодного им султана.

После смерти Мехмеда II они восстали и убили великого везиря Мехмед-Карамана. Из двух сыновей Мехмеда II они признали султаном Баязида II (1481 – 1512 гг.), но потом вынудили его отречься от престола в пользу его сына Cелима (1512 – 1520 гг.), за что потребовали от Селима денежного подарка.

Наказ шейха Бекташа первой дружине янычар «проявлять мужество в сражениях и не знать поражений» не стал правилом поведения. Во время похода Селима против иранского Исмаил-шаха (1514 г.) янычары роптали на тяготы и хотели вернуться обратно. Селим казнил янычарского агу, чем усмирил непослушных, и стал назначать агу сам. Однако это не помогло сделать янычар покорными.

В 1524 г. взбунтовавшиеся янычары разграбили стамбульскую таможню, дома визиря Ибрахима и других сановников. Султан Сулейман собственноручно убил нескольких бунтовщиков, но был вынужден уступить, откупившись от бунтарей. Осознав свою силу, янычары, не таясь говорили: «Султан Сулейман стар, пора ему отдохнуть. Мустафа, сын его, поведёт дело лучше, и если великий визир, Рустем, будет этому противиться , то снимем ему голову».

Чтобы не допустить бунта, Сулейман отпустил янычар на отдых . К старости он стал бояться их ещё больше.

Не было покоя от янычар и последующим султанам. Они бунтовали при Селиме II (1566 – 1574 гг.), требуя от него вознаграждения по случаю восхождения на престол.

В 1617 – 1623 гг. янычарские бунты четыре раза приводили к смене султанов. Один из них, султан Осман II, был возведён на трон в четырнадцатилетнем возрасте, а через 4 года убит янычарами. Это произошло в 1622 г. А через 10 лет в Стамбуле вновь вспыхнул янычарский бунт. Возвратившись в столицу после неудачного похода, они осадили султанский дворец, а затем депутация янычар и сипахи ворвалась в покои султана, потребовав назначения угодного им нового великого везиря и выдачи сановников, к которым у бунтовщиков были претензии. Мятеж удалось подавить, как всегда уступив янычарам.

Чаще всего рядовые янычары оказывались простым оружием в руках противостоящих друг другу дворцовых группировок. Глава корпуса – янычарский ага – был одной из самых влиятельных фигур в султанской администрации, его расположением дорожили высшие сановники империи. Султаны с подчёркнутым вниманием относились к янычарам периодически устраивая для них всевозможные развлечения и зрелища. В самые трудные для государства моменты никто из сановников не рисковал задерживать выплату жалования янычарам.

Так как полицейской службы, как таковой, не было, власти не раз посылали янычар из столицы во все значительные населённые пункты страны для обеспечения должного порядка. Таких янычар называли «ясакчи» (от тур. слова «ясак» - запрет). Выполняя полицейские функции, они находились на содержании местного населения. А поскольку жалование эти стражи порядка продолжали получать и в период службы в провинции, исполнение полицейских обязанностей считалось делом прибыльным. Однако янычары на этой должности не отличались особой добросовестностью. Нередки были случаи, когда они, пользуясь своей властью, притесняли или даже грабили местное население, тем самым они дестабилизировали обстановку на местах, обостряли сепаратистские настроения.

Итак, благодаря своей принадлежности к придворным кругам янычары с течением времени стали играть большую роль во всех политических событиях, происходящих в Османской империи. Под давлением янычар происходили дворцовые перевороты, смены высших сановников, неугодных янычарской вольнице. Ошибочно видя в янычарах свою опору, власть посылала их на места для обеспечения порядка. Однако янычары, привыкшие к вольнице, не стремились добросовестно исполнять свои обязанности. Являясь стражами порядка, они творили беззаконие в провинциях.

Таким образом, можно сказать, что янычары сыграли значительную роль в политической истории Османской империи. Однако нельзя сказать, что эта роль была положительной. Своими действиями они расшатывали политическую ситуацию в стране. Частые дворцовые перевороты, смена должностных лиц, грабежи населения провинций – всё это стало одной из причин начавшегося в XVII в. упадка Османской империи.



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучение и анализ литературы по данной теме позволил сделать ряд выводов.

Предпосылками образования янычарского корпуса явились экспансионистский характер внешнеполитического курса Османской империи, а так же существовавшая в истории практика организации войска подобного янычарскому типа (войско гулямов). Причинами же стали нужда государства в пешей армии, способной штурмовать крепостные сооружения; большой приток лиц рабского статуса; потребность власти в лично преданном и оторванном от народных масс воинском формировании.

Войско янычар нуждалось в постоянном пополнении своих рядов. Механизм приёма в янычарский корпус за свою историю прошёл три этапа. На первом этапе (XIV – пер. пол. XV вв.) корпус пополнялся из военнопленных. С введением в практику девширме начинается второй этап, просуществовавший до сер. XVII в. На этом этапе набор в янычарский корпус проводился среди юношей народов Балканского полуострова. С середины XVII в. янычарский корпус перестаёт быть замкнутым военным сословием. Корпус пополняется потомками янычар, а так же выходцами из различных этнических и религиозных групп населения Османской империи.

Набранные юноши до присяги подвергались исламизации в турецких семьях и дворцовых школах. Их воспитывали в духе мусульманского фанатизма. После принятия присяги официальной идеологией становилась личная преданность и покорность султану. Однако на первый план в идеологии выдвигается верность товарищам, боевое братство. Но с отменой девширме прежние идеологические установки перестают действовать. На их место приходят алчность и стремление избежать военных сборов.

Войско янычар было подчинено принципу единоначалия. Командовал корпусом ага, избираемый из лиц, прошедших все янычарские должности. В его подчинении находился совет из пяти высокопоставленных офицеров. Войско делилось на отдельные подразделения, основу, которых составлял «ряд» (10 янычар). Для обеспечения корпуса необходимыми товарами и услугами к нему приписывалось определённое число ремесленников.

По праву элитного подразделения армии Османской империи, янычары были обязаны владеть всеми видами оружия. Особых успехов они достигли в стрельбе из луков, а позднее из огнестрельного оружия.

Янычары сыграли значительную роль в политической истории Османской империи. Однако их роль была далеко не положительной. Своими действиями они расшатывали политическую ситуацию в стране. Частые дворцовые перевороты, смены должностных лиц, грабежи населения провинций – всё это результат деятельности янычар, явившийся одной из причин начавшегося в XVII в. упадка Османской империи.
































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Гасратян М.А. Очерки истории Турции. – М.: Наука, 1983. – С.147.

  2. Дельбрюк Г. История военного искусства. – СПб.: Наука, 2001. – С. 101.

  3. Еремеев Д.З. История Турции в средние века и новое время. – М.: МГУ,1992. – С.119.

  4. Записки янычара. – М.: Наука, 1978. – 136с.

  5. Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран. – М.: Наука, 1994. – С.194.

  6. Льюис Р. Османская империя. – М.: Центрполиграф, 2004. – С.42.

  7. Общество и культура на Балканах в средние века. – Калинин: изд-во КГУ, 1985. – С.56.

  8. Османская империя и страны Центральной, Вост., и Юго-Восточной Европы в XVIIв.. – М.: Памятники историч. мысли, 2001. – С.8.

  9. Османская империя. – М.: Наука, 1986. – С. 33.

  10. Петросян Ю.А. Османская империя. – М.: Наука, 1990. – С.77.

  11. Хрестоматия по истории средних веков: в 3т., Т.2. – М.: Социально-экономическая литература, 1963. – С. 264.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!