СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Войны Рима и Карфагена

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок истории в 5 классе

Тема: «Войны Рима и Карфагена. Ганнибал. Римская армия.

Цель: начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян;

- охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

-  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

-  овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образовательная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Автор: Зырянова Ирина Владимировна, МКОУ «Ницинская СОШ» (Слободо-Туринский МР, Свердл.обл.)

Открытый урок истории в 5 классе

Тема: «Войны Рима и Карфагена. Ганнибал. Римская армия.

Цель: начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян;

- охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны;

- дать оценку действиям участников войн.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

- овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Личностные: (личностные УУД)

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образовательная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП)


Ход урока.

Речевая разминка.

  • Какой сейчас урок?

  • Какое сейчас время года?

  • Какой сегодня день недели?

  • Какая сегодня дата?

  • Какой сейчас месяц?

  • Какой сейчас год?

  • Какой сейчас век?

  • Какой период истории мы изучаем?

  • В каком периоде истории мы живём?

  • Как называется наше государство?

  • Историю каких государств мы изучали?

  • Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии

Фронтально: работа с картой (определить географическое расположение Древнего Рима, описать какие изменения произошли в результате войн с соседними племенами)

Индивидуально: работа в тестовой тетради.

Самопроверка: ответы вписать в рабочий лист (приложение 1)

Тест с секретом:

  1. Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:

е) Нила: 6)Тигра; р) Тибра; г) Евфрата.

2. Особенностями природно-климатических условий Италии являются:

а) высокие горы; е) плодородные равнины;

д)полноводные реки; г) каменистые почвы.

3. Для принятия законов граждане Рима собирались на:

г) Марсовом поле; в) Палатинском холме;

т) Капитолийском холме; с) Форуме.

  1. Переселенцы из завоеванных Римом областей назывались:

о) патрициями; п) плебеями; р) ликторами; с) легионерами.

  1. Римляне установили республику в:

т) 753 г. до н.э.; у) 509 г. до н.э.; ф) 390 г. до н.э.; х) 280 г. до н.э.

  1. В результате победы над войском царя Пирра, Рим установил

господ­ство над:

б) Италией;

а) Восточным Средиземноморьем;

в) Грецией;

г) Испанией.

  1. В Римской республике народный трибун обладал правом «вето», что

в переводе с латинского означало:

а) разрешаю; л) запрещаю; м) утверждаю; д) рекомендую.

  1. Республика в дословном переводе с латинского означает:

к) «власть народа»; л) «власть знати»;

и) «общественное дело»; м) «власть одного человека».

  1. В результате двухсотлетней борьбы плебеев и патрициев был заклю­чен «священный договор», по которому плебеи (2 ответа)


к) стали полноправными гражданами Рима;

б) не получили права участвовать в управлении Римом;

а) добились запрещения долгового рабства;

г) получили право становиться судьями.

10. В III в. до н.э. в Римской республике входило в обязанности сената: (3 ответа)


2) наложение «вето» на решения консулов;

5) планирование ведения войн;

1) командование армией;

0) распоряжение казной;

4) назначение судей;

8) утверждение новых законов;

9) ведение переговоров с другими государствами.

Вписать в клеточки буквы и цифры правильных ответов

Какое слово получилось и какой год ?

Ключ:1 р; 2 е, ; 3 с; 4 п; 5 у; 6 б; 7 л; 8 и; 9 к, а; 10– 5,0,9.


  1. 1

    2

    3


    4

    5

    6


    7

    8

    9


    Игра «Крестики-нолики» » - блиц-опрос.

Х – согласен с утверждением учителя

О – не согласен с утверждением учителя

  1. Республика – означает власть народа.

  2. Гуси Рим спасли.

  3. Бог Янус изображается с двумя лицами.

  4. Город Рим раскинулся на пяти холмах.

  5. Трибун – это защитник патрициев.

  6. Фамилия в переводе с латинского означает «семья».

  7. «Я должен, следовательно, я могу – таким был девиз римлян».

  8. «Пиррова победа» - это победа, достигнутая слишком дорогой ценой.

  9. Самниты подожгли Рим и заставили его жителей заплатить огромный выкуп.

На слайде презентации показываются правильные ответы.

Переход к новой теме.

Учитель: Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к какой территории? (к острову Сицилия)

- Посмотрим на карту и атласы – какой город мог бы соперничать с Римом за господство над Сицилией? (Карфаген)

Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем? (с Карфагеном)

- А что мы знаем о Карфагене? (самая известная колония, основанная финикийцами)

Давайте сформулируем тему нашего урока – ученики озвучивают свои версии, например – «Войны Рима с Карфагеном».

Стадия «Вызов» (целеполагание).

Учитель: Но тема нашего урока формулируется несколько иначе: «Пунические войны». Итак, начинаем работу с постановки целей нашего урока, для этого задаём себе «тонкие» и «толстые» вопросы. Перед вами рабочие листы урока, подпишите их, запишите тему урока и вопросы.

Предположительно:

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

- Сколько было войн?

- Кто первым начал войну?

- Кто командовал войсками?

- Кто победил?

- Почему они так назывались?

- Причины войн?

- Основные сражения: где, когда, что происходило?

- Каковы итоги войн?

- Причины победы того кто победил?


Ученики затем проговаривают, какие вопросы они сформулировали.


Стадия «Осмысление». Изучение нового материала.

Фронтально: Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

У вас на столах – справочный материал о Пунических войнах – ознакомьтесь с ним. (Приложение 2). Откройте учебники на стр. 128 - прочитайте параграф. Рассмотрите карту в учебнике.

Ученики работают с источниками, находят требуемую информацию, сопоставляют формы выражения информации в запросе и в самом тексте, сопоставляют разные источники, отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения.

Просмотр презентации «Пунические войны» (с озвучиванием)

Физминутка


(Для глаз) Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!


+ (весёлая, динамичная) - любая

Стадия «Рефлексия»

- Итак, почему эти войны называются Пуническими?

- Сколько всего было войн?

- Где находился Карфаген?

- Какие территории принадлежали Карфагену? – по карте

- Каковы причины войн между Римом и Карфагеном?

- Оцените готовность сторон к войне Что следовало предпринять Риму?

- Сегодня будет много дат и событий. Как их лучше записать? В форме таблицы.

- С какого вопроса начнём запись?

Заполнение таблицы «Пунические войны»

НИД (Даты)

Новые географические названия – НГН (Место сражения)

НИЛ (Участники, полководцы..)

Итог






- Первая Пуническая война началась в 264 году до н.э. и длилась 23 года. Когда она завершилась?

- Первая Пуническая война началась из-за острова, на который претендовал Рим. Назовите его.

- Где произошло решающее сражение между Римом и Карфагеном и чем оно закончилось?

- Вторая Пуническая война началась через 23 года после первой войны и длилась 17 лет. Определите даты войны

- Кто командовал войском Карфагена?

- Где происходили основные события второй Пунической войны?

- Расскажите о пути движения Ганнибала по карте и движущимся моделям, иллюстрациям к картинам «Переправа через реку Рону» и «Переход через Альпы»

- Назвать основные сражения: где, когда?

- Битва при Каннах – сравнить войска, кто ими командовал? Расстановка сил.

- Определите дальнейший ход событий. 202 год до н.э. – битва при Заме. Где, когда, кто командовал?

- Как изменились территории владения Рима и Карфагена в результате Второй Пунической войны? (сопоставление двух карт – до и после)

- Почему началась Третья Пуническая война. Сколько лет она длилась? Кто командовал римскими войсками? Чем закончилась?

- Давайте сделаем вывод: Так какой же общий итог всех Пунических войн?

Учитель: Посмотрите на свои таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. На все ли вопросы мы ответили? Правильно, мы не ответили на вопрос – Почему победили те, кто победил, то есть римляне? На этот вопрос вы ответите дома.


Домашнее задание: параграф 47, задание 56 стр. 54 в рабочей тетради и ответить на вопрос: Почему победили римляне? Контурная карта с. 6.

Самооценка. Ученики заполняют лист самооценки + смайлики

Оценка учителя. Подведение итогов урока.

















Приложение 1

Рабочий лист урока

Ф.И. _________________________________

Дата: ________________

Тема: ___________________________________________________________________________________________

Проверка знаний:

Тест с секретом: Вписать в клеточки буквы и цифры правильных ответов. Какое слово получилось и какой год ?



Крестики – нолики

1

2

3


4

5

6


7

8

9



Изучение новой темы:

Задай вопросы, на которые хотелось бы узнать ответы

«Тонкие вопросы»

«Толстые» вопросы

- Сколько ?

- Кто ?

- Кто ?

- Кто ?

- Почему ?

- Каковы ?

- Где, когда, что ?

- Каковы ?

- Каковы причины ?

Заполни таблицу «Пунические войны»

Новые исторические даты - НИД

Новые географические названия – НГН (Место сражения)

НИЛ (Участники, полководцы..)

Итог
















Лист самооценки

На уроке я

Выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

Соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

Понятен /не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:


На что я должен (должна) обратить внимание, делая д/з




«Смайлик» (рисунок) – моё настроение на уроке




Приложение 2

Справочный материал.

Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном.

Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян – пунийцами или пунами.


Первая Пуническая война (264-241 г. до н.э.)

Вторая Пуническая война (218 – 201 г. до н.э.)

Третья Пуническая война (149-146 г. до н.э.)


Тит Ливий «История Рима от основания города»

Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времён – войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда ещё не сражались между собой более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побеждённых, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы – надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побеждёнными.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!