Автор: Зырянова Ирина Владимировна, МКОУ «Ницинская СОШ» (Слободо-Туринский МР, Свердл.обл.)
Открытый урок истории в 5 классе
Тема: «Войны Рима и Карфагена. Ганнибал. Римская армия.
Цель: начать формирование у обучающихся представления о Риме как о сильнейшей державе Средиземноморья.
Задачи | Образовательные: - проанализировать причины и итоги первой и второй Пунических войн, причины победы римлян; - охарактеризовать основные сражения второй Пунической войны; - дать оценку действиям участников войн. | Развивающие: - развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками; - развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией. | Воспитательные: - формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм; - овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство. | Социализации: - приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
Планируемые результаты | Предметные: (знания, умения, представления) - развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов; - рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: Карфаген – преграда на пути к Сицилии. Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. | Личностные: (личностные УУД) - формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Древнего Рима; - понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира; - формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. | Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД) - способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка умений работать с учебной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками; - формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку; - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок. |
Образовательная технология | Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП) |
Ход урока.
Речевая разминка.
Какой сейчас урок?
Какое сейчас время года?
Какой сегодня день недели?
Какая сегодня дата?
Какой сейчас месяц?
Какой сейчас год?
Какой сейчас век?
Какой период истории мы изучаем?
В каком периоде истории мы живём?
Как называется наше государство?
Историю каких государств мы изучали?
Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
Фронтально: работа с картой (определить географическое расположение Древнего Рима, описать какие изменения произошли в результате войн с соседними племенами)
Индивидуально: работа в тестовой тетради.
Самопроверка: ответы вписать в рабочий лист (приложение 1)
Тест с секретом:
Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:
е) Нила: 6)Тигра; р) Тибра; г) Евфрата.
2. Особенностями природно-климатических условий Италии являются:
а) высокие горы; е) плодородные равнины;
д)полноводные реки; г) каменистые почвы.
3. Для принятия законов граждане Рима собирались на:
г) Марсовом поле; в) Палатинском холме;
т) Капитолийском холме; с) Форуме.
Переселенцы из завоеванных Римом областей назывались:
о) патрициями; п) плебеями; р) ликторами; с) легионерами.
Римляне установили республику в:
т) 753 г. до н.э.; у) 509 г. до н.э.; ф) 390 г. до н.э.; х) 280 г. до н.э.
В результате победы над войском царя Пирра, Рим установил
господство над:
б) Италией;
а) Восточным Средиземноморьем;
в) Грецией;
г) Испанией.
В Римской республике народный трибун обладал правом «вето», что
в переводе с латинского означало:
а) разрешаю; л) запрещаю; м) утверждаю; д) рекомендую.
Республика в дословном переводе с латинского означает:
к) «власть народа»; л) «власть знати»;
и) «общественное дело»; м) «власть одного человека».
В результате двухсотлетней борьбы плебеев и патрициев был заключен «священный договор», по которому плебеи (2 ответа)
к) стали полноправными гражданами Рима;
б) не получили права участвовать в управлении Римом;
а) добились запрещения долгового рабства;
г) получили право становиться судьями.
10. В III в. до н.э. в Римской республике входило в обязанности сената: (3 ответа)
2) наложение «вето» на решения консулов;
5) планирование ведения войн;
1) командование армией;
0) распоряжение казной;
4) назначение судей;
8) утверждение новых законов;
9) ведение переговоров с другими государствами.
Вписать в клеточки буквы и цифры правильных ответов
Какое слово получилось и какой год ?
Ключ:1 р; 2 е, ; 3 с; 4 п; 5 у; 6 б; 7 л; 8 и; 9 к, а; 10– 5,0,9.
Игра «Крестики-нолики» » - блиц-опрос.
Х – согласен с утверждением учителя
О – не согласен с утверждением учителя
Республика – означает власть народа.
Гуси Рим спасли.
Бог Янус изображается с двумя лицами.
Город Рим раскинулся на пяти холмах.
Трибун – это защитник патрициев.
Фамилия в переводе с латинского означает «семья».
«Я должен, следовательно, я могу – таким был девиз римлян».
«Пиррова победа» - это победа, достигнутая слишком дорогой ценой.
Самниты подожгли Рим и заставили его жителей заплатить огромный выкуп.
На слайде презентации показываются правильные ответы.
Переход к новой теме.
Учитель: Завоевав Италию, римляне вплотную подошли к какой территории? (к острову Сицилия)
- Посмотрим на карту и атласы – какой город мог бы соперничать с Римом за господство над Сицилией? (Карфаген)
Значит, чтобы завоевать новые территории, нужно было воевать с кем? (с Карфагеном)
- А что мы знаем о Карфагене? (самая известная колония, основанная финикийцами)
Давайте сформулируем тему нашего урока – ученики озвучивают свои версии, например – «Войны Рима с Карфагеном».
Стадия «Вызов» (целеполагание).
Учитель: Но тема нашего урока формулируется несколько иначе: «Пунические войны». Итак, начинаем работу с постановки целей нашего урока, для этого задаём себе «тонкие» и «толстые» вопросы. Перед вами рабочие листы урока, подпишите их, запишите тему урока и вопросы.
Предположительно:
«Тонкие вопросы» | «Толстые» вопросы |
- Сколько было войн? - Кто первым начал войну? - Кто командовал войсками? - Кто победил? | - Почему они так назывались? - Причины войн? - Основные сражения: где, когда, что происходило? - Каковы итоги войн? - Причины победы того кто победил? |
Ученики затем проговаривают, какие вопросы они сформулировали.
Стадия «Осмысление». Изучение нового материала.
Фронтально: Какими источниками информации мы можем воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
У вас на столах – справочный материал о Пунических войнах – ознакомьтесь с ним. (Приложение 2). Откройте учебники на стр. 128 - прочитайте параграф. Рассмотрите карту в учебнике.
Ученики работают с источниками, находят требуемую информацию, сопоставляют формы выражения информации в запросе и в самом тексте, сопоставляют разные источники, отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения.
Просмотр презентации «Пунические войны» (с озвучиванием)
Физминутка
(Для глаз) Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась.
Ты – молодец!
+ (весёлая, динамичная) - любая
Стадия «Рефлексия»
- Итак, почему эти войны называются Пуническими?
- Сколько всего было войн?
- Где находился Карфаген?
- Какие территории принадлежали Карфагену? – по карте
- Каковы причины войн между Римом и Карфагеном?
- Оцените готовность сторон к войне Что следовало предпринять Риму?
- Сегодня будет много дат и событий. Как их лучше записать? В форме таблицы.
- С какого вопроса начнём запись?
Заполнение таблицы «Пунические войны»
НИД (Даты) | Новые географические названия – НГН (Место сражения) | НИЛ (Участники, полководцы..) | Итог |
| | | |
- Первая Пуническая война началась в 264 году до н.э. и длилась 23 года. Когда она завершилась?
- Первая Пуническая война началась из-за острова, на который претендовал Рим. Назовите его.
- Где произошло решающее сражение между Римом и Карфагеном и чем оно закончилось?
- Вторая Пуническая война началась через 23 года после первой войны и длилась 17 лет. Определите даты войны
- Кто командовал войском Карфагена?
- Где происходили основные события второй Пунической войны?
- Расскажите о пути движения Ганнибала по карте и движущимся моделям, иллюстрациям к картинам «Переправа через реку Рону» и «Переход через Альпы»
- Назвать основные сражения: где, когда?
- Битва при Каннах – сравнить войска, кто ими командовал? Расстановка сил.
- Определите дальнейший ход событий. 202 год до н.э. – битва при Заме. Где, когда, кто командовал?
- Как изменились территории владения Рима и Карфагена в результате Второй Пунической войны? (сопоставление двух карт – до и после)
- Почему началась Третья Пуническая война. Сколько лет она длилась? Кто командовал римскими войсками? Чем закончилась?
- Давайте сделаем вывод: Так какой же общий итог всех Пунических войн?
Учитель: Посмотрите на свои таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. На все ли вопросы мы ответили? Правильно, мы не ответили на вопрос – Почему победили те, кто победил, то есть римляне? На этот вопрос вы ответите дома.
Домашнее задание: параграф 47, задание 56 стр. 54 в рабочей тетради и ответить на вопрос: Почему победили римляне? Контурная карта с. 6.
Самооценка. Ученики заполняют лист самооценки + смайлики
Оценка учителя. Подведение итогов урока.
Приложение 1
Рабочий лист урока
Ф.И. _________________________________
Дата: ________________
Тема: ___________________________________________________________________________________________
Проверка знаний:
Тест с секретом: Вписать в клеточки буквы и цифры правильных ответов. Какое слово получилось и какой год ?
-
Крестики – нолики
Изучение новой темы:
Задай вопросы, на которые хотелось бы узнать ответы
«Тонкие вопросы» | «Толстые» вопросы |
- Сколько ? - Кто ? - Кто ? - Кто ? | - Почему ? - Каковы ? - Где, когда, что ? - Каковы ? - Каковы причины ? |
Заполни таблицу «Пунические войны»
Новые исторические даты - НИД | Новые географические названия – НГН (Место сражения) | НИЛ (Участники, полководцы..) | Итог |
| | | |
| | | |
| | | |
Лист самооценки
На уроке я | Выполнил(а) / не выполнил(а) все задания Соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения |
Материал урока мне был | Понятен /не понятен |
Моя оценка себе | За поведение на уроке: За работу на уроке: |
На что я должен (должна) обратить внимание, делая д/з | |
«Смайлик» (рисунок) – моё настроение на уроке
Приложение 2
Справочный материал.
Пунические войны – войны между Римом и Карфагеном.
Пунические войны получили своё название из-за того, что римляне называли финикийцев-карфагенян – пунийцами или пунами.
Первая Пуническая война (264-241 г. до н.э.)
Вторая Пуническая война (218 – 201 г. до н.э.)
Третья Пуническая война (149-146 г. до н.э.)
Тит Ливий «История Рима от основания города»
Я приступаю к описанию самой замечательной из войн всех времён – войны карфагенян под начальством Ганнибала с римским народом. Никогда ещё не сражались между собой более могущественные государства и народы. Ненависть, с которой они сражались, была едва ли не выше самих сил: римляне были возмущены дерзостью побеждённых, по собственному почину подымавших оружие против победителей; пунийцы – надменностью и жадностью, с которой победители, по их мнению, злоупотребляли своей властью над побеждёнными.