СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и её последствия для Европы.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и её последствия для Европы.»

Технологическая карта урока

Предмет: История

Курс 1

Тема урока: Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и её последствия для Европы.


Тип урока: комбинированный

Вид урока: лекция

Цели:

Образовательная- познакомить обучающихся с ситуацией в Северной Америке и Франции в конце 18 века

Развивающая - способствовать развитию познавательных интересов учащихся;

- развивать навыки коллективной и самостоятельной работы;


Воспитательная - ВоспитательнаяЛР1-3- указать про значимость защиты североамериканских колоний от притеснения со стороны Англии

ЛР4-7- указать про значимость традиционных и моральных ценностей в деле США над Англией

ЛР8- указать про значимость терпимости перед лицом общей опасности

ЛР9-10- указать про значимость внимания к своему здоровью так как тяжело больной человек много не навоюет

ЛР11-12- указать про значимость традиционных и моральных ценностей в деле победы над Англией

ЛР13- упомянуть про значимость логистики и снабжения в войне

ЛР13- упомянуть про значимость отдельных регионов в деле победы над Англией

ЛР15-16-

ЛР17-18 упомянуть про значимость умения применять свои профессиональные навыки в общем деле и умения адаптироваться к окружающей обстановке

ЛР19-20 упомянуть про значимость осознания себя как члена страны (на примере США) и умении проявлять свои социальные навыки







Универсальные учебные действия

Познавательные: разобрать материал про Северную Америку и Францию с использованием учебной литературы

Регулятивные: изучение материала согласно плану

Коммуникативные: умение слушать и понимать других

Личностные: уметь осуществлять самооценку

Основное содержание темы, термины и понятия


Организация образовательного пространства

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные ресурсы: рабочие тетради, учебник


ХОД УРОКА


Планируемые результаты

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

I этап Организационный момент

Умение слушать и понимать других.

Приветствует, проверяет готовность обучающихся к уроку, организует внимание.

Слушают, записывают дату в тетрадь.

II этап Постановка цели и задач учебного занятия (7 мин.)

Развитие умения формулировать тему и задачи урока. Формирование умения прогнозировать свою работу.

Объяснение вкратце обучающимся что представлял из себя мир в 18 веке

План:

1.Война за независимость США

2.Французская революция конца XVIII века.

Отвечают на вопрос

Записывают за преподавателем

III этап Исследовательская работа

Умение анализировать ситуацию.

  1. Война за независимость и образование США

Английские колонии в Северной Америке и причины их борьбы за независимость.

В XVII в. на захваченных у индейцев землях вдоль побережья Атлантического океана сложилось 13 английских колоний. Быстро развивавшиеся здесь фермерские хозяйства нередко не находили для себя выгодных рынков сбыта. Фермеры страдали и от алчности купцов, скупавших их продукцию за бесценок и продававших им изделия из Англии по высоким ценам, и от политики правительства, облагавшего сельскохозяйственные продукты разорительными для фермеров пошлинами. С середины XVIII в. Англия еще более ужесточила политику по отношению к колониям. Поселенцам запретили заниматься обработкой железа, судостроением, отправлять товары на экспорт, чеканить собственные деньги. В колонии запретили ввозить технику. Английское правительство пыталось ограничить торговлю колоний с другими странами. Англия победила тогда Францию в Семилетней войне, но победа стоила очень дорого, и возмещение расходов стремились осуществить за счет колоний. К Англии после войны отошли огромные земли к западу от колоний, но осваивать их колонистам запретили: правительство не без основания опасалось истребления индейцев, с которых казна рассчитывала получать доходы. В Америку была введена английская армия, которую колонисты обязаны были обеспечить всем необходимым. В 1765 г. был принят Закон о гербовом сборе, по которому при покупке любого товара, даже газеты, нужно было платить налог. В ответ колонисты жгли гербовую бумагу, громили дома сборщиков налогов. В результате Закон о гербовом сборе был отменен, а правительство смягчило политику по отношению к колониям. Но в 1767 г. пошлины на ввоз некоторых товаров в Америку опять были увеличены. Начало борьбы за независимость. Во всех колониях проходили митинги, осуждалась политика английского правительства. В марте 1770 г. на одной из улиц Бостона произошло столкновение между жителями и британскими солдатами, было убито шесть человек. Их похороны превратились в массовую антибританскую демонстрацию. В 1773 г. произошло так называемое «бостонское чаепитие», когда привезенная Ост-Индской компанией в Америку большая партия чая была выброшена колонистами в море. За это порт Бостона был закрыт, колония Массачусетс лишена права самоуправления. Эти меры вызвали протест всех колоний. Особенно сильные волнения происходили в Вирджинии. В 1774 г. в столице Вирджинии Филадельфии открылся 1-й Континентальный конгресс, на котором присутствовали представители всех 13 колоний. Конгресс вел осторожную политику. Однако противоречия между жителями колоний и Англией нарастали. В апреле 1775 г. произошло первое вооруженное столкновение между колонистами и английскими войсками Декларация независимости. В мае 1775 г. в Филадельфии собрался 2-й Континентальный конгресс представителей 13 колоний. 4 июля 1776 г. конгресс принял Декларацию независимости. В ней провозглашались отделение колоний от Англии, а также республиканские и демократические свободы: равенство перед законом, суверенитет народа, его право изменять форму власти. Автором декларации был молодой юрист Томас Джефферсон. Перечисляя естественные права человека, Декларация не упоминала о собственности. Джефферсон связывал понятие «собственность» с понятием «труд» и заменил слово «собственность» на слова «стремление к счастью». Война за независимость. Силы повстанцев возглавил генерал Джордж Вашингтон — опытный военный, участник многих войн с индейцами. Под его руководством была создана сильная армия. Американская армия вынуждена была первоначально в основном обороняться. В конце августа 1776 г. армия колонистов, обороняя Нью-Йорк, едва не была окружена. Ее удалось сохранить, лишь сдав город. Однако вскоре Вашингтон получил свежее подкрепление и нанес англичанам два серьезных поражения. В 1777 г. у Саратоги английская армия была окружена и сдалась в плен. Английское правительство обратилось к восставшим с мирными предложениями, обещая им амнистию и отмену законов, ущемлявших интересы колоний. Но американцы отказались рассматривать эти предложения и требовали признания полной независимости колоний и отзыва британской армии и флота. Борьбу колоний открыто поддержали Франция и Испания, вступившие в войну с Англией. Россия проводила благоприятную для повстанцев политику «вооруженного нейтралитета». В 1783 г. был заключен мирный договор, по которому Англия признавала независимость североамериканских колоний.

Образование США. Конституция США 1787 г. Из 13 колоний, ставших штатами, было образовано первое в Америке независимое государство — Соединенные Штаты Америки. Война ликвидировала также многие феодальные порядки в колониях. Весной 1787 г. в Филадельфии созвали конституционное собрание выборных от 13 штатов. На собрании была принята Конституция США. Конституция 1787 г. давала федеральному правительству обширные полномочия. Конгресс, являвшийся высшим законодательным органом, получал право налогообложения, право распоряжения земельным фондом, право содержания армии и флота и др. Глава федерации — президент избирался не прямыми выборами, а коллегией выборщиков. Его полномочия намного превышали полномочия короля Англии. Президент имел право накладывать вето на различные законодательные постановления, но если постановление принималось 2/3 членов конгресса, то вето теряло свою силу. Он являлся также главнокомандующим армией и флотом, назначал членов Верховного суда, министров и послов. Первым президентом США стал Дж. Вашингтон. Было узаконено рабство негров, беглые рабы возвращались прежним владельцам. В бесправном положении оставались индейцы, которые не считались гражданами США. В 1791 г. был принят Билль о правах, провозглашавший ряд демократических прав и свобод.

  1. Французская революция конца XVIII в.

Причины и начало революции. В 1789 г. началась Великая французская революция. Она имела глубокие причины. Третье сословие (горожане и крестьяне) во Франции было политически бесправно, хотя составляло большинство населения страны. В предреволюционный период ухудшилось положение крестьян. Многие из них были вынуждены бросать свои дома и уходить в город. 1788 год был неурожайным. Волна народных восстаний охватила провинции. В то же время в стране разразился острый финансовый кризис. Король Людовик XVI был вынужден согласиться на созыв Генеральных штатов, которые не собирались 150 лет. В Версале собрались представители трех сословий. Депутаты от дворянства и духовенства стремились ограничить Генеральные штаты функциями совещательного органа. Депутаты третьего сословия настаивали на расширении прав Генеральных штатов, добиваясь их превращения в высший законодательный орган. 17 июня 1789 г. собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием. 9 июля Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием — высшим представительным и законодательным органом французского народа. Собрание должно было выработать основные законы. Король и сторонники абсолютизма не желали мириться с этими решениями. В Париж и Версаль стягивались войска. Это вызвало волну возмущения в Париже. 14 июля 1789 г. парижане захватили королевскую тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. В провинциальных городах упразднялись старые органы власти и создавались выборные муниципалитеты. По Франции прокатилась волна крестьянских погромов замков, поджогов усадеб, дележа помещичьих угодий. Учредительное собрание в августе приняло декрет о полном уничтожении феодального режима. Упразднились личные повинности крестьян и церковная десятина. Прочие феодальные повинности подлежали выкупу. Декларация прав человека и гражданина. 26 августа 1789 г. был принят важнейший документ революции — Декларация прав человека и гражданина. Она состояла из 17 статей. Первая из них гласила, что люди рождаются свободными и остаются таковыми на всю жизнь, в правах они тоже равны. Этот тезис был вызовом абсолютистской идеи божественного происхождения власти короля. В Декларации провозглашались свобода личности, совести, слова, право на сопротивление угнетению, священное право частной собственности. Решения Учредительного собрания. Положение в Париже продолжало оставаться напряженным, нарастало недовольство народа. 5—6 октября 1789 г. огромные толпы парижан пошли походом на Версаль. Они заставили короля и Учредительное собрание переехать в Париж. Учредительное собрание по предложению Талейрана, бывшего епископа, объявило церковные земли национальным имуществом и пустило их в продажу. Эта мера должна была подорвать могущество церкви и в то же время способствовать разрешению финансового кризиса в стране. Учредительное собрание уничтожило все старые сословные деления. В июне 1791 г. король Людовик XVI попытался бежать за границу, но его задержали. Бегство короля посчитали изменой. Идее монархизма был нанесен серьезный удар. Однако умеренные депутаты поспешили завершить работы по созданию конституции, устанавливавшей конституционную монархию. Начало революционных войн. На основе Конституции 1791 г. было избрано Законодательное собрание, которое начало свою работу 1 октября 1791 г. В нем господствовали сторонники конституционной монархии. Оппозицию им составляли жирондисты. Они выступали за республику. В Законодательном собрании существовала и группа крайне левых во главе с М.Робеспьером. В 1792 г. экономическое положение в стране резко ухудшилось. В Париже и некоторых других городах на почве нужды и голода произошли крупные выступления. Бежавшие из страны аристократы создали в Германии центр контрреволюционной эмиграции. Правительства европейских держав готовили вооруженную интервенцию против Франции. 20 апреля 1792 г. Людовик XVI и Законодательное собрание объявили войну Австрии. Военные действия начались неудачно для Франции. Поражения со стороны Австрии и Пруссии вызвали подъем народного движения. В Париж стекались тысячи добровольцев. Весть о намерении интервентов восстановить права короля вызвала 10 августа 1792 г. восстание. Людовик XVI был свергнут. Провозглашение республики. 20 августа 1792 г. собрался Национальный конвент. Он впервые избирался на основе всеобщего голосования, в котором участвовали только мужчины. 21 сентября Конвент провозгласил республику. Перед этим по Франции прокатилась волна расправ над подозреваемыми в сочувствии старому режиму. К весне 1793 г. вновь стал вопрос о земле. В некоторых районах начался самовольный захват земель крестьянами. Конвент специальным декретом разрешил продажу земель эмигрантов и королевских земель мелкими участками. В Конвенте и вне его также решался вопрос о наказании Людовика XVI. Мнения по этому вопросу резко разделились: большинство жирондистов были против казни короля, но якобинцы (сторонники радикальных мер, объединявшиеся в рамках Якобинского клуба) и часть жирондистов стояли за казнь. 21 января 1793 г. Людовик XVI был казнен. В октябре того же года казнили королеву. Якобинская диктатура. В труднейшее для страны время в июне 1793 г. к власти пришли якобинцы. Был принят декрет, окончательно возвращавший крестьянам все общинные земли, и указ об уничтожении всех феодальных повинностей и поборов. За две недели якобинцы утвердили новую Конституцию, в основе которой были принципы свободы, равенства и народного суверенитета. Высшая законодательная власть принадлежала Законодательному собранию, избираемому сроком на 1 год. Высшую исполнительную власть осуществлял Исполнительный совет из 24 человек. Политическая обстановка в стране летом 1793 г. продолжала ухудшаться. Наступали армии интервентов, создавая угрозу Парижу. 13 июля был убит популярный среди парижан якобинец Жан Поль Марат. Продукты дорожали и становились недоступными для бедных людей, подвоз продовольствия в города сократился, не хватало хлеба и самого необходимого пропитания. Еще в апреле 1793 г. был создан Комитет общественного спасения. В Комитет вошел Робеспьер и несколько его сподвижников. В августе Конвент по предложению Комитета общественного спасения принял декрет, объявляющий мобилизацию всех французов. Быстро была создана огромная армия. Однако в некоторых местах декрет о мобилизации вызвал недовольство. В области Вандея на западе Франции началось антиреволюционное крестьянское восстание. В борьбе с крестьянами посланные якобинцами войска проявили чудовищную жестокость. Конвент и особенно Комитет общественного спасения стали выполнять функции, далеко выходящие за рамки конституции. 29 сентября 1793 г. были введены твердые цены на товары первой необходимости. В конце 1793 г. развернулась борьба между якобинцами и так 150 называемыми «бешеными». Последние выступили с критикой политики Конвента. «Бешеные» требовали усиления террора, особенно против спекулянтов. Они были разгромлены, но многие их требования, такие как меры по обузданию спекулянтов или защите бедных, нашли поддержку в народе. Поддержали их и левые якобинцы. Террор усилился. Среди самих якобинцев шла постоянная борьба. С одной стороны существовала группа «снисходительных», которые считали, что террор следует ограничить. Здесь главную роль играл Дантон. С другой стороны, Робеспьер и его сторонники хотели удержать власть любой ценой. Революционный террор постепенно превращался в защиту личной власти Робеспьера и его соратников. Многие якобинцы, имевшие какие-либо разногласия с Робеспьером, были казнены. Усиление террора настроило народ против робеспьеристов и их лидера. Действия якобинцев не принесли облегчения беднякам и раздражали разбогатевшую во время революции буржуазию. В конце 1793 —начале 1794 г. наступил перелом в войне. Зимой 1794 г. были разгромлены основные силы вандейцев, земли Франции освобождены от интервентов. Но по мере побед над внешними врагами углублялись противоречия среди самих якобинцев. В Конвенте зрел заговор. Главную роль в нем играли разбогатевшие за время революции Тальен, Барасс и другие, а также те, кто не мог простить Робеспьеру расправы с соратниками. Термидорианский переворот. Приход к власти Наполеона Бонапарта. 9 термидора по революционному календарю (27 июля 1794 г.) произошел переворот. Робеспьер и его сподвижники были арестованы и казнены. Начал действовать очищенный от якобинцев Конвент. В нем преобладали промышленники, финансисты и новые владельцы земли, разбогатевшие в результате революции. Максимум цен на продукты упразднили. Жесткие меры были приняты против недовольной бедноты. Термидорианский Конвент принял в 1795 г. новую Конституцию. Конституция 1795 г. ликвидировала всеобщее избирательное право. Вместо Конвента были выбраны Совет старейшин и Совет пятисот. Им принадлежала законодательная власть. Законодатели выбирали Директорию, наделенную исполнительной властью. С 1797 г. война в защиту Французской республики превращается в войну за завоевание чужих территорий. Здесь больше всего отличился генерал Наполеон Бонапарт. Он завоевал Италию и разгромил Австрию. Однако главным врагом Франции была Англия. Стремясь подорвать ее колониальное могущество, Директория послала экспедицию в Индию, поставив во главе все того же Наполеона Бонапарта. Бонапарт захватил Египет и повел свои войска в Сирию. Сирийский поход закончился для французов неудачно. В тот же период войска противников Франции очистили от французов Италию. 9 ноября 1799 г. (18 брюмера) Бонапарт совершил военный переворот и захватил власть. Он стал первым консулом. События 18 брюмера считаются концом Великой французской революции.





Записывают за преподавателем

Высказывают своё мнение

IV этап Формирование умений и навыков учащихся

Воплощение плана по обретению умений и навыков


Закрепляет полученный материал занятия просмотром конспектов занятия.

Осуществляет выборочный контроль освоения материала (произвести опрос по пройденному материалу, а также оценить работу с раздаточным материалом)

Что было предпосылками войны за независимость США?

Почему США выиграли войну?

Когда была провозглашена независимость США?

Когда началась французская революция?

Когда были у власти якобинцы, и что они делали?

Когда казнили короля Людовика 16?

V этап Рефлексия


Самостоятельная оценка действий обучающимися

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Ставит оценки

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

VII этап Домашнее задание

Обеспечить понимание обучающимися целей и содержание домашнего задания

Дает комментарий к домашнему заданию.


§ 48-49



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!