СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война прошла по этим судьбам

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Война прошла по этим судьбам»
















Классный час в 6 классе

тема: «Война прошла

по этим судьбам»



















СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение.

  2. Цели и задачи классного часа.

Оборудование.

  1. Подготовительный и организационный момент.

  2. Сценарий классного часа.

  3. Список использованных источников.


ВВЕДЕНИЕ

Методическая разработка сценария классного часа, посвящённого 75-летию Победы Великой Отечественной войны «Война прошла по этим судьбам», подготовлена в помощь классных руководителей при проведении открытых внеклассных мероприятий (классных часов) по данной теме. Данная разработка включает цели и задачи классного часа, презентацию и сценарий. Классный час «Война прошла по этим судьбам» позволит студентам понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши прадеды жертвовали собой во время войны? Об этом необходимо рассказывать подрастающим поколениям с целью воспитания в них моральных качеств, соответствующих облику достойного гражданина. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории России, готовность служить Отечеству становятся наиболее актуальными накануне празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. История России во время войны знает тысячи имён героев, которые сочетали в себе такие качества, как любовь к Родине, чувство долга, истинную веру. Напомнить о них – главная задача данной методической разработки. 


ЦЕЛИ КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Мотивация учащихся к изучению истории родной страны.

  2. Сохранение и развитие лучших традиций патриотического воспитаниядетей.

  3. Воспитание чувства гордости за свою страну, малую родину, семью и ответственность за свои поступки.

  4. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

  5. Воспитание ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА:

  • развитие гражданского самосознания и критического мышления учащихся;

  • воспитание эмоциональной отзывчивости;

  • развитие у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине.

ОБОРУДОВАНИЕ:

мультимедийная установка, CD-проигрыватель, диски с записями песен периода Великой Отечественной войны.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  1. Рекомендуется заранее выбрать ведущих из числа учащихся и раздать слова их выступлений.

  2. Ведущие должны выучить текст выступления наизусть.

  3. Подбор музыкального сопровождения классного часа, песен о войне.

  4. Подготовка презентации "Герои той войны".

  5. Заранее учащиеся собирают:

  • истории из жизни героев Великой Отечественной Войны;

  • плакаты на военную тематику;

  1. Время, рекомендуемое для проведения классного часа - 30-40 минут.

Эпиграф классного часа


Посидим по-хорошему,

Пусть виски запорошены,

На земле жили - прожили

Вы не зря ...






Учитель. ВОЙНА!

Самое страшное слово на Земле.1418 дней и ночей лилась кровь, стонала земля.

1418 дней и ночей в суровых великих испытаниях, спасая родную землю, свое детство, право на жизнь, будущее, мир, не жалея себя для каждого из нас, шли уверенно к победе советские люди. Это была самая тяжелая и жестокая война из всех войн в истории нашей Родины.

Великую победу одержал советский народ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Нелегко досталась нам эта Победа. Война нанесла тяжелые раны советским людям. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов. Они совершали неслыханные зверства. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, кто потерял сына или дочь, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга.

Победа досталась нам очень дорого. Поэтому об этом должны знать и вы самые маленькие граждане нашей страны. Думать о мире, бороться за мир мы должны ежедневно, ежечасно.

Я хочу, чтоб вы росли и мужали, сохраняя в сердцах память о героях, которые нам подарили счастливую мирную жизнь.

1 ученик. 75 лет мы радуемся миру на земле, печалимся о погибших. Никогда не забудем мы мужества солдат, отдавших жизни за свободу счастье нашей Родины! Память о погибших будет вечна.

2 ученик. Боевая слава отцов - это крылья сыновей. В годы Великой Отечественной войны за Родину, за наше счастливое детство сложили свои головы более 27 млн. советских людей. Среди них были 87 тысяч замечательных сыновей и дочерей нашей Республики и более ста человек из нашего небольшого села Старые - Матаки.

Учитель. Один из участников Великой Отечественной войны - Советников Петр Михайлович . Два старших его брата не вернулись с поля боя.

В 1944 году в 17 летнем возрасте призвали в армию, а вернулся домой после долгих семи лет. Так как после победы было еще не спокойно, и молодые парни сохраняли мир.

…Задача человеческой жизни - найти самого себя, познать свое «я». Ничего не возникает из ничего, и все мы несем в себе частицы людей, наших предков, которые жили до нас, боролись, дерзали, познавали мир.

Родина и родные - источник, откуда человек черпает свои силы, формирует мировоззрение, хранит связь поколений. Изучение истории своей семьи и истории своей страны всегда было и будет актуально для каждого человека. Мы должны знать своих предков, имена дедов и прадедов. Нельзя жить, не зная родства, забывая о своих родных.

Мой дядя - Астафьев Александр Михайлович - родной брат моего дедушки.

И смотрит на сынов своих Россия,

Как будто вчера закончен бой.

Проходят победители седые,

Победа остается молодой»


На земле много всяких профессии. Почетно быть и врачом, и учителем, и шофером, и поваром. Но всегда с особым уважением и вниманием люди относились к солдатам и офицерам.

Защищать Родину - это священный долг. Века проходят, а в памяти людей остаются те, кто когда-то геройски отстаивал свободу своей страны. Независимо от должности, звания этих людей ими гордятся и уважают, потомки помнят их дела и подвиги. С одинаковым уважением относятся к Ивану Сусанину и к Михаилу Кутузову.

Великая Отечественная война унесла много жизней советских людей. Война – это страшные испытания человека и народа, война – это судьба, жизнь, смерть, война – особая форма жизни, как никакая другая требующая особой проверки на стойкость и мужество, веру и верность высшим нравственным ценностям. Живы еще некоторые свидетели тех событий. Совсем мало осталось уже ветеранов, тех, кто, рискуя своей жизнью, защищал независимость Родины. В те жестокие четыре года профессия солдата, офицера стала их важным делом, их судьбой. Идя в бой, солдаты знали: позади люди, близкие или незнакомые, которых надо было защитить. За спиной - Родина, и отступать было нельзя.

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Незабываемыми страницами вошли в историю войны подвиги советских воинов у стен Бретской крепости, под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Севастополем, на Курской дуге и других славных местах.

День победы наша страна празднует так же, как и в далеком уже 45-ом. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу, Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

Тема Великой Отечественной войны - необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит жизни, если вспоминать только имена всех тех, кто погиб, защищая Отечество. Необычная, потому что никогда не перестает волновать людей, бредя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Я, как и все мои ровесники, не видела войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни детей.

На войну из Татарстана было призвано более 560 тысяч человек. Погибло и пропало без вести свыше 350 тысяч, попало в плен, но так и не вернулось домой более 60 тысяч человек. В годы Великой Отечественной войны с территории Алькеевского района уходят на фронт - 950 человек, а с территории нашего сельского Совета – 885 . 267 наших земляков, сражавшихся за свободу и независимость Родины, не вернулись в родные края, погибли.

Горела земля, плавился камень, но высокий дух сынов Отчизны оставался непоколебимым.

Один из них – Астафьев Александр, о котором мне хочется написать. В каждом доме, наверное, есть бережно хранимые семейные реликвии. В нашей семье тоже есть памятная вещь. Это – фотография родного брата моего деда- Александра. Ее дядя Саша прислал с фронта. На снимке он запечатлен еще совсем молодым - примерно в возрасте 20 лет. В наших сердцах он всегда сохранится таким молодым, так как дядя Саша не вернулся с войны. Он молодым сложил голову за независимость Родины. О дяде Саше я знаю по рассказам и воспоминаниям моего дедушки.

… Александр Астафьев родился в 1924 году в семье крестьян. Осенью 1941 года Алькеевский райвоенкомат призывает его в армию, где он служит стрелком.

Александр Михайлович прошел всю войну от начала до конца. А домой матери писал: « Жив, здоров, час расплаты приближается с каждым днем». Но дороги войны были суровыми и длинными. Четыре долгих года он прошел по дорогам войны, он участвовал на фронтах: северо-западном, Брянском, Прибалтийском.

Судя по фотографии, которую прислал с фронта, он был награжден орденами и медалями. Вот в село приходит долгожданная радостная весть- Победа! Татьяна Михайловна уже не сомневалась в возвращении сына Александра домой. Ведь война закончилась. В последнем письме Александр написал матери, чтобы она ждала его не днями и часами, а минутами. Мать начала готовиться к приезду сына. Она замочила рожь для приготовления домашнего пива, вся была в таких радостных заботах, вдруг, словно гром среди ясного неба- Астафьевы получают извещение о гибели Александра. Невозможно передать словами то, что пережила мать в те дни. Лишь зная о том, что у нее есть еще двое детей и что их необходимо поставить на ноги, она берет себя в руки, старается преодолеть безмерное горе.


Русские матери, русские матери!

Сколько в войну сыновей вы утратили!

В горе своем сединой убеленные,

Над обелисками низко склоненные.

Матери, русские матери,

В горе своей сединой убеленные,

Над обелисками низко склоненные.

Русские матери, сердцем открытые,

Как не сломились вы, горем убитые…


Александр Михайлович Астафьев погиб 13 мая 1946 года при исполнении воинского долга в бою с бендеровцами. Хотя Великая Отечественная война уже закончилась, но еще не во всех уголках страны установился мир.

Наш дядя похоронен на городском кладбище Колыша, в Западной Украине. Гляжу я на уже пожелтевшую фотографию дяди Саши и, поглаживая ее, стараюсь найти ответы на многие вопросы. Каким ты был, дядя Александр, каким мечтами жил? Да, война разрушила все ваши мечты и планы. В 22 летнем возрасте ты погиб от бандитской пули и остался лежать на чужбине. Тебя нет в живых, но воспоминания о тебе живут в наших сердцах. Ваши имена не сотрутся в нашей памяти.


Когда пожар войны на горизонте гас,

В землянке тихими часами

« Мы возвратимся, ждите нас»,-

Писали мы, порой, не веря сами…




Пыльчиков Алексей Михайлович ушел на войну в 1942 году, был связистом, разведчиком. Первое боевое крещение принял под Воронежом. Затем участвовал в боях Орловско – Курской дуге. В 1943 году был ранен в кисть правой руки. Лечился в полевых госпиталях. После выздоровления был направлен в Ленинград в 32 дорожный мостостроительный батальон. Победу встретил под Калининградом.

Матюшкина Мария Константиновна осенью 1942 года ушла на войну. Ей тогда было 19 лет. Воевала она на втором Украинском фронте, была зенитчицей. Вернулась домой зимой 1945 году. Война отняла все ее здоровье. Воспитала двух сыновей.

Одно из крупных сражений - Сталинградская битва, которая началась 17 июля 1942 года и закончилась 2 февраля 1943 года.

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой - рекой.


Одним из участников Сталинградской битвы был наш земляк Казаков Петр Васильевич, уроженец села Старые Матаки. Ему тогда было 20 лет.

В 1942 году Петр Васильевич был призван в Красную Армию, попал под Сталинград, сражался в стрелковом 197 полку .

Три парня сошлись из разных деревень, зачислили их в танковые войска, получили танк № 213. На этом танке Петр Васильевич воевал более года.

Однажды наш земляк был послан в разведку. Их танк ворвался во вражескую пехоту и подбил фашистский танк, а в другом бою танк №213 был головным в колонне. В этом бою героически сражался экипаж Петра Васильевича. Они подбили три немецких пушки, два его товарища получили тяжелое ранение.

За долгие четыре года войны, каждый час, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходили мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, но не утратили самого главного- человечности.

Из воспоминаний Петра Васильевича : «Мы входили в разрушенные, безлюдные города, дико зияющие чёрными пустотами окон, провалами подъездов; поваленные фонари с разбитыми стеклами, не было слышно смеха. Мы узнали, что такое фашизм. За четыре года войны я трижды был ранен. Второе тяжелое ранение получил под городом Тембургом, а лечился в госпитале под Москвой в городе Загорске»

После трехмесячного лечения в госпитале, вернулся в свою часть, в свой батальон. « Мы стреляли по траурно - черным танкам и бронетранспортёрам, по черным крестам самолетов, по чёрной свастике, по средневеково- чёрным готическим городам, превращенными в крепость.»

В это время шли ожёсточённые бои под Кенигсбергом. «Наш танк, - рассказывал Пётр Васильевич,- разбил немецкий бронетранспортер и машину - кухню.» В одном бою наш земляк с товарищами взяли в плен двух «языков». «Вспоминается один случай,- рассказывал Пётр Васильевич,- в наш танк угодил немецкий снаряд. Убило водителя и радиста, а он был наводчиком. Танк горел, я выпрыгнул из горящего танка и бросился в лес. Дождался ночи, добрался до леса и чудом добрался до своих.

До конца войны оставалось почти два года. Война была жестокой и грубой школой, но наш душевный опыт был переполнен до предела. Мы могли плакать от ненависти и могли радоваться по- детски весеннему косяку журавлей.»

За долгие пять лет войны ему пришлось сменить пять машин. Последние два танка они с товарищами часто ремонтировали, снова занимали свое боевое место в строю. Военное поколение- это те, кто остались в живых, вернулись с войны, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый, лучезарный мир, веру и надежду. Но они стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, их совесть стала вторым сердцем.

Последний раз Петра Васильевича ранило в феврале 1945года, он получил осколочное ранение в плечо, а после лечения в госпитале отправили домой. День Победы встретил дома.

За боевые заслуги в годы войны Петр Васильевич был награжден неоднократно орденами и медалями.





Двумя орденами Красной Звезды, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги». Наш славный односельчанин был орденоносцем.

…Время придёт - рассеется дым,

Смолкнет военный гром,

Шапку снимая при встрече с ним,

Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.


Стих. С. Михалкова.

И от моря и до моря

Поднялись большевики

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали с русскими едины

Белорусы, латыши

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины,

Молдаване, чуваши-

Все советские народы

Против общего врага,

Все, кому мила свобода

И Россия дорога.

Учитель.

Многонациональная, многомиллионная наша страна выступила против агрессора как единый стальной щит, о которой разбилась до зубов вооруженная фашистская армия. Под боевыми знаменами, овеянными славой советских войск мужественно и стойко сражались с ненавистным врагом татарстанцы. 560 тысяч своих сыновей дочерей отправил солнечный Татарстан на защиту Отчизны. Более 100 тысяч сынов татарского народа награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями Советского Союза.

Более 200 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них шесть героев из нашего Алькеевского района:

  1. Исхаков Зинатулла Гинниятович из деревни Ургагары.

  2. Крайнов Степан Матвеевич из села Базарные-Матаки.

  3. Афанасьев Кузьма Кириллович из деревни Тумба.

  4. Филлипов Гордей Иванович из села Катюшино.

  5. Чулков Алексей Петрович из села Юхмачи.

  6. Шавалеев Галимзян Нургаязович из села Тюгульбаево.


Среди кавалеров ордена «Слава» всех степеней 50 человек наших татарстанцев и два наших земляка - алькеевца.

1. Пестонов Николай Федорович из села Аппаково.

2. Насыбуллин Хамидулла Нотфуллович из села Среднее Алькеево.


Уже давно закончилась война,

Но не для Вас, седые ветераны,

И в сердце вашем не зажили раны –

Так много унесла с собой она.

Мы поздравляем с Днем Победы Вас,

Желаем долгой жизни и здоровья

И сохранившим Родину для нас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Опыт проведения классного часа, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне показал, что это мероприятие вызвало живой интерес учащихся. Участие учащихся в данном мероприятии помогло развить их творческие способности, которые, может быть, оказываются невостребованными на обычных уроках. Открытый классный час, посвященный Дню Победы – это особая атмосфера, пронизанная духом патриотизма, это положительный эмоциональный настрой студентов и приглашенных гостей.

В нашей стране много праздников, но самый великий – только один, 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

Сколько бы ни прошло времени, значение подвига нашего народа в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времен тоже не померкнет.

Несмотря на то, что этот день с каждым годом от нас отдаляется, его ценность не может уменьшиться – День Победы остаётся самым светлым, дорогим и любимым народным праздником.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


  1. Дик Н., Сгибнева Е. - Изд.: Как воспитывать ребят без напряг и передряг. Оригинальные методы воспитательной работы в 8-11 классах: Феникс, 2007

  2. Дик Н., Боброва Л.- Классные идеи для классного руководителя: методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы: Феникс, 2009

  3. “Песни, опаленные войной”/Авторы-составители В.В. Ишин, Ю.И. Кочетков, А.А. Бочкарев, - Астрахань, 2005.

  4. Интенрнет-ресурс http://bibnout.ru/

  5. Интенет-ресурс http://www.rupoem.ru/

  6. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!