СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война как явление, противоречащее человеческой природе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое ужасное, что может произойти в истории человечества – это война. Люди сражаются друг с другом, убивают, грабят ради богатства или земель. Но какова цена столь страшного преступления против всего человечества?

Просмотр содержимого документа
«Война как явление, противоречащее человеческой природе»

(ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По дисциплине:

Литература

Тема: «Война как явление, противоречащее человеческой природе»











Выполнил:

Финансов Мирослав Юрьевич

Студент 1 курса

группы ОЗ-М-201

Руководитель:

Неженская Валерия Петровна















Г. Ставрополь, 2020

Содержание

Введение 3

Глава 1. Человеческая природа 5

Глава 2. Война 8

Глава 3. Война в произведениях Л.Н.Толстого 11

Заключение 15





Введение

Самое ужасное, что может произойти в истории человечества – это война. Люди сражаются друг с другом, убивают, грабят ради богатства или земель. Но какова цена столь страшного преступления против всего человечества? Это разрушение личности и деградация человечности.

Открыто выражал свое отрицательное отношение относительно любых насильственных действий Лев Николаевич Толстой, что явно раскрывается в его романе-эпопее «Война и мир». В разуме писателя все, что существует вокруг – это мир, а война – извращение, ужас человеческой сущности. Эта мысль пронизывает весь роман.

Однако Лев Николаевич признавал военный механизм как своеобразное олицетворение порядка и красоты. Но все же в романе акцент делается на темной стороне сражений. Описывая главных героев в лучшем свете, буквально влюбляя читателя в них, автор отнимает любимца легким мановением руки – убийством на поле боя. Так он показывает, сколь страшны действия, совершаемые людьми на войне.

Автор открывает глаза читателя на то, что человечность исчезает перед лицом жестокости. Человек забывает о своей истинной сущности и превращается в зверя, забирая жизнь другого. Автор не акцентирует внимание на самом акте убийства и убийцы. Здесь все личности и их действия безлики и безымянны. Читатель видит лишь результат – отнятую жизнь.

Объект исследования: противоречие войны человеческой природе.

Цель: доказать, что война противоречит человеческой природе.

Поставленная цель определяет выбор комплекса задач:

  1. Рассмотреть, что такое человеческая природа.

  2. Разобрать такое явление, как война.

  3. Узнать, как война представляется в произведениях Л.Н.Толстого.

Актуальность: В истории человеческого существования вряд ли можно найти периоды его развития без войн. На этом основании многие исследователи считают, что война, как чрезвычайно сложный и многогранный феномен, является неотъемлемым атрибутом человеческого бытия. Некоторые авторы считают войну особым видом человеческой деятельности со своей историей и традициями.




Глава 1. Человеческая природа

Природой человека мы с вами можем назвать все те врожденные, генетически обусловленные качества и особенности поведения, которые присуще всем людям. Человеческая природа – это все то, что в нас было всегда, с момента нашего появления и что делает нас людьми. Человеческая природа – это то, что свойственно человеку, как виду. Человеческая природа – это то, что определяет наши вечные и неизменные стремления и желания. Человеческая природа – это наша способность специфически реагировать на внешние раздражители и определенным образом воспринимать окружающий мир. Человеческая природа – это наша способность подстраивать мир под себя. И наконец, природа человека – это его умение выживать. Последнее определение на мой взгляд, лучше всего объясняет природу человека, как необходимую для него, как для вида, биопсихическую конструкцию. 

Чтобы лучше понять природу человека, необходимо понять смысл ее предназначения, который достаточно прост в понимании, если не вдаваться в детали – природа человека предназначена для выживания человека и человечества. По своей природе мы такие, какими должны быть, чтобы выживать в этом мире, поэтому изучая и объясняя поведение человека, следует всегда исходить в первую очередь из этой основной его потребности. Эта потребность порождает другие потребности, которые в свою очередь побуждают человека к определенным, необходимым для удовлетворения этих потребностей действиям.

Человеку свойственно все то, что запрещает ему делать Бог с помощью своих заповедей и многое другое, что запрещает ему делать общество с помощью своих законов. Свойственно человеку и то, что мы называем хорошими, добрыми поступками. Это в свою очередь означает, что человек по своей природе не добрый и не злой, не плохой и не хороший, он просто такой, какой он есть, каким он должен быть, чтобы не столько даже он сам, сколько его вид – мог выжить в этом суровом мире. Если мы склонны к тому, чтобы убивать, воровать, обманывать, прелюбодействовать, а также к другим, как плохим, так и хорошим поступкам, значит, нам необходимо их совершать в определенных жизненных ситуациях, чтобы выжить. Поэтому мы не должны оценивать свои поступки, как плохие или хорошие, так как они все свойственны нашей природе, нам нужно понимать их необходимость для нас в тех или иных ситуациях. Мы не можем полностью изменить свою природу, и, наверное, не должны, но мы можем ее дополнить, усложнить, усовершенствовать, развить, и можем управлять ею. Но главное, мы должны подчинить себе свою природу, чтобы не она управляла нами, а мы ею. Тогда наше поведение будет максимально рациональным, расчётливым, практичным и адекватным, а значит и разумным.

Из необходимости выживать в нашем, весьма недружелюбном по отношению к человеку мире, вытекают и наши основные инстинктивные потребности, которые у нас у всех одинаковые. Мировоззрение и миропонимание у нас может быть разным, но базовые, а точнее, первичные потребности у всех одинаковые, и каждый человек на этой планете стремиться к их удовлетворению. Это – потребность в еде, воде, безопасности, сексуальном удовлетворении, в общем во всем том, что необходимо человеку для выживания и продолжения рода.

Вообще вся наша жизнь сводится к удовлетворению своих потребностей, и может отличаться только тем, какие потребности в тот или иной момент своей жизни каждый из нас стремиться удовлетворить. С этой точки зрения мы мало чем отличаемся от животных, разве что только по мере своего развития мы пробуждаем в себе новые, более возвышенные потребности и благодаря своему интеллекту можем найти больше возможностей для их удовлетворения. В этом смысле мы, как я уже говорил, имеем безграничный потенциал для расширения своих возможностей.

Независимо от нашей природы, мы можем стать в этой жизни теми, кем захотим. Человек придумывает себя сам, согласно своему собственному желанию. Его, это желание, нужно только иметь. И пусть природа человека неизменна, тем не менее она, во-первых, не до конца изучена и поэтому мы с вами не знаем, на что еще мы можем быть способны, помимо того, что мы уже умеем и что нам известно о самих себе, а во-вторых, она ни коим образом не мешает нам менять себя и свое поведение, как по мере необходимости, так и в зависимости от наших желаний. Запомните, вы будете в этой жизни тем, кем сами решите быть. Так что не лишайте себя возможности самим определить свою судьбу.



Глава 2. Война

Война — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами.

Как правило, война является средством навязывания оппоненту своей воли. Один субъект политики пытается силой изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и другое.

По формулировке Клаузевица, «война есть продолжение политики иными, насильственными средствами». От политического руководства зависит, начать ли войну, с какой интенсивностью её вести, когда и на каких условиях согласиться на примирение с врагом. От политического руководства также зависит приобретение союзников, создание коалиций. Внутренняя политика государств тоже имеет большое влияние на ведение войны. Так, слабая власть нуждается в быстрых успехах; успех на войне настолько же зависит от внутренней политики, как и от полного согласия между внешнеполитическим руководством и военным командованием, которые также находятся в зависимости от внутренней организации государства.

Основным средством достижения целей войны служит организованная вооружённая борьба как главное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война — это организованное вооружённое насилие, целью которого является достижение политических целей. Тотальная война — это вооружённое насилие, доведённое до крайних пределов. Главным средством в войне являются вооружённые силы (армия, авиация и флот). Общая цель войны всегда состоит в том, чтобы обессиливать врага, пока он не перестанет оказывать сопротивления. Этого можно достигнуть победою над неприятельскими военными силами и покорением неприятельской страны, а иногда и недопусканием подвоза средств существования и т. п.

Военные авторы обычно определяют войну как вооружённый конфликт, в котором соперничающие группы обладают достаточно равными силами, чтобы сделать исход сражения неопределённым. Вооружённые конфликты сильных в военном отношении стран с находящимися на примитивном уровне развития государствами называются принуждением к миру в текущей парадигме военной стратегии, военными экспедициями или освоением новых территорий; с небольшими государствами — интервенциями или репрессалиями; с внутренними группами — восстаниями, мятежами либо внутренними конфликтами (гражданская война). Подобные инциденты, если сопротивление оказалось достаточно сильным или продолжительным по времени, могут достичь достаточного размаха, чтобы быть классифицированными как «война»[1]. Отсутствие войны называют миром.

Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей.

человеческие войны — это аналог поведения животных, которые сражаются за территорию или конкурируют за еду или партнёра. Животные агрессивны по своей природе, а в человеческой среде подобная агрессивность выливается в войны. Однако, с развитием технологии человеческая агрессивность достигла такого предела, что начала угрожать выживанию всего вида.

Прямая цель войны состоит в навязывании противнику своей воли. Один субъект политики пытается изменить поведение другого, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на что-либо, отдать требуемые национальные богатства, территорию, акваторию и другое. Реализация этого стремления невоенными средствами, например, в процессе переговоров, сопровождаемых угрозой применения силы, может завершиться так называемым «добровольным присоединением» одного государства к другому, без применения вооружённой силы. По мнению известного американского специалиста по психологической войне П. Лайнбарджера, война — это своего рода убеждение, дорогостоящее, опасное, кровавое и неприятное, но эффективное, если другие меры не дают желаемых результатов. При этом нередко инициаторы войны преследуют и непрямые цели, как то: укрепление своих внутриполитических позиций («маленькая победоносная война»), дестабилизация региона в целом, отвлечение и связывание сил противника. В новое время, для стороны, непосредственно начавшей войну, целью является мир лучший, чем довоенный. Для стороны же, испытывающей агрессию со стороны развязавшего войну противника, целью войны автоматически становится:

  • Противостояние противнику, желающему навязать свою волю.

  • Предотвращение рецидивов агрессии.

В реальной жизни часто нет чёткой грани между нападающей и обороняющейся стороной, ибо обе стороны находятся на грани открытого проявления агрессии, и какая из них начнёт атаку первой — дело случая и принятой тактики. В таких случаях цели войны обеих сторон одинаковы — навязывание своей воли противнику с целью улучшения своего довоенного положения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что война может быть:

  • Полностью выиграна одной из противоборствующих сторон — либо воля агрессора исполнена, либо, для обороняющейся стороны, нападки агрессора успешно пресечены и его активность подавлена.

  • Цели ни одной из сторон не достигнуты до конца — воля агрессора(ов) исполнена, но не полностью.



Глава 3. Война в произведениях Л.Н.Толстого

Страдания, которые запечатлены в литературных произведениях для потомков, начиная с летописей, сказаний, записок очевидцев, свидетельств современников, заканчивая повестями и романами.
Но никто до Л. Н. Толстого не показал войну с такой правдой, с такой художественной силой. Писатель разрушает романтическое представление о войне, отрицает войну вообще, считая её величайшим проявлением зла, противным всей человеческой природе событием.
В 1853 году началась русско-турецкая война, а в 1854 году Толстой просит о переводе в действующую армию. Так Толстой побывал в осаждённом Севастополе, где он имел возможность наблюдать простых солдат. В тот период Толстым были написаны 3 рассказа, объединённые в цикл «Севастопольские рассказы»: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (1855-1856гг). Это художественно-документальное произведение, базирующееся на реальных наблюдениях автора.

В Севастополе Л. Толстой понял, что такое настоящее человеческое мужество и патриотизм. Доблесть соотечественников заставила Льва Николаевича взяться за перо и написать свой первый рассказ. Начинающий писатель хотел изобразить войну такой, какая она есть, оставив за кулисами гарцующих верхом генералов, барабанный бой и развевающиеся знамёна, свойственные военным парадам и не имеющие ничего общего с ожесточённой кровопролитной борьбой одного народа с другим. Толстой хотел запечатлеть войну непосредственно на поле боя, изобразить раненные и обезображенные тела воинов. Рассказы должны были стать назиданием для будущих поколений, вызывать у потомков отвращение к войне и ко всей её атрибутике.
Первый рассказ цикла - «Севастополь в декабре» является ключевым, т. к. в нём формируется эстетический идеал, с высоты которого анализируются дальнейшие этапы обороны. В этом рассказе Толстой изображает будничных людей. Автор видит причины героизма участников обороны - любовь к Родине.
Описывая быт и привычки простых солдат, Толстой раскрывает настоящую суть их жизни, что делает историю об обороне Севастополя из официальной в живую, творящуюся на глазах историю, в которой раскрываются человеческие судьбы. Толстой не просто со знанием дела описывает войну, он прежде всего, заставляет людей испытывать настоящую гордость за русских солдат.

Анализирую «Севастопольские рассказы», стоит обратить внимание на то, что в них раскрываются душевные переживания героев, их чувства, настроение. Внутренние монологи помогают читателю понять жизнь защитников Севастополя. Можно говорить, что в «Севастопольских рассказах» впервые используется приём психологизма. Писателя интересовали прежде всего внутренний мир человека, оказавшегося на войне, и «окопная» правда.
Толстой рисует войну как безумие, он судит о войне с нравственной точки зрения. Он не пытается выяснить причины войны, он обнажает честолюбие, властолюбие, корысть, свойственные большим и маленьким «Наполеонам» (завоевателя).
Наполеон губит миллионы, а какой-нибудь прапорщик, этот маленький Наполеон, маленький изверг, готов затеять сражение, убить сотню человек для того, чтобы получить лишнюю звёздочку или прибавку к жалованью.

«Севастопольские рассказы» Толстого положили начало реалистическому изображению войны. Позже автор использует опыт работы над циклом при написании романа «Война и мир».
Военная тема продолжена автором в романе-эпопее «Война и мир». Толстой изображает не только такие военные события, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но и широко показывает каждого человека, вовлечённого в поток боевых действий. Писатель, сам бывший участник войны, стремится показать настоящую войну без прикрас, «в крови и страданиях, в смерти», рисуя и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность и тщеславие.
В романе «Война и мир» дано изображение 2-ух войн: за границей 1805-1807 годы, и в России - 1812 год. Это разные войны по характеру, хотя ведутся против одного противника. Война в Австрии – это война русской армии на чужой земле, война политического характера. Война же против агрессора в России – война патриотическая, в которой проступают лучшие качества русского народа.

Описания военных действий составляют ключевые моменты романа. Но автора интересуют не сражения и диспозиции, а сам факт войны – убийство. В философских рассуждениях писателя, в речах и поступках героев отражена его позиция как великого гуманиста.

Эпоха наполеоновского нашествия – это время тяжких испытаний, нечеловеческих усилий, время войны. А война для писателя всегда страшное дело, великое преступление, ужасное и кровавое. Толстой постоянно сталкивает мир и войну, жизнь и смерть.

О том, как прекрасна жизнь и уродлива смерть, думает раненный князь Андрей: «Неужели это смерть? Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух». Война в романе – бессмысленная бойня. Вот как показано Бородинское поле после сражения: десятки тысяч человек лежали мёртвыми на полях и лугах, где сотни лет собирали урожай. На перевязочных пунктах земля была пропитана кровью.

Интересно проследить действия героев романа на войне. Кутузов предчувствует ход событий и занят тем, чтобы сократить количество её жертв. И это не случайно, потому что по воле автора именно он воплощает народное отношение к войне как к массовому убийству. Ни князь Андрей, ни Николай Ростов, ни Денисов не показаны на войне убивающими. Пьером, попавшим в самую гущу событий 1812 года, движут живая потребность человеческого общения и высокая сила сострадания. Милосердие становится основой поведения Наташи Ростовой и княжны Марьи Болконской. Так война доказывает право называться человеком, хотя каждому несёт страдания. Войну Толстой изображает в 2-ух измерениях: это война внешняя, написанная красным цветом крови, и внутренняя, подобно лакмусу, проявляющая нравственный уровень людей. Наполеон на поле сражения – «гений» и «злодейство» (Пушкин). Писатель развенчивает героя: не может быть великим тот, кто рассматривает убитых и раненых с восхищением, а поле битвы как место для экскурсии.

Понимание войны Толстым подлинно историческое. В его понимании нормой человеческого бытия является мир, война же противна истинно человеческой природе, подлинному разуму.




Заключение

Война, каким бы очищением, испытанием они ни была, есть «наипротивнейшее человеческому естеству состояние. Ведь гибнут лучшие люди, а они могли бы жить и совершать прекрасные поступки. Война не может быть привлекательной. Увидев ее в действительности, люди приходят к выводу, так точно сформулированному Болконским: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну… Цель войны – убийство… Сойдутся… на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей… и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга.

Война - это бесполезное, неоправданное ничем событие. Оно не приносит ничего, кроме смерти и ужаса, и калечит человеческие судьбы. Л.Н.Толстой был против войны, ненавидел саму ее суть. Писатель был прав, людям не нужны страдания, кровь, утраты близких- все это не сделает их по-настоящему счастливыми. Именно поэтому, человечеству противна война и все, что с ней связанно.

В ходе работы на данным проектом были решены все задачи, а именно:

-рассмотрели человеческая природа;

-разобрали явление войны;

-узнали представление войны в произведениях Л.Н.Толстого.

Поскольку были решены все задачи исследовательского проекта, можно утверждать, что поставленная цель «доказать, что война противоречит человеческой природе» достигнута.





Список интернет-источников и литературы

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Война

  2. https://psichel.ru/priroda-cheloveka/

  3. https://obrazovaka.ru/question/vojna-eto-protivnoe-chelovecheskomu-razumu-sochinenie-100206

  4. Стивен Пинкер, Чистый лист: Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня ISBN: 978-5-9614-5050-7, 940 стр, 2002 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!