СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Война глазами детей»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по литературному чтению в 4 классе «Война глазами детей» является важнейшим средством патриотического воспитания детей.

Просмотр содержимого документа
««Война глазами детей»»

Проект по учебному предмету литературное чтение

«Война глазами детей»


О. Г. Гунькина,

г. Кемерово, Кемеровская обл.

Любовь к малой и большой родине, любовь к окружающим людям, бережное отношение к истории Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитание осознания долга перед Родиной, готовности к её защите – вот это все называется «патриотизм».

В чем осуществляется патриотизм сегодня? Как воспитать это великое чувство в наших ребятах, живущих в 21 веке – веке компьютеров, телевидения, когда развалены прежние идеалы и не успели сформироваться новые?  Воспитание патриотизма – это, прежде всего, воспитание нравственности. Перед учителем появляется вопрос, какими мы хотим видеть своих детей? Безусловно, высоко нравственными, готовыми защищать свою страну, стараться сделать ее краше, богаче, крепче, счастливее. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает главной целью духовно-нравственное развитие личности обучающихся.

Трудно недооценить в решении задач образования и воспитания подрастающего поколения роль и значение уроков литературного чтения. Во-первых, потому что они знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля, значит параллельно проходит развитие личности ребёнка, его нравственное воспитание.

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь извлечь их, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определённых духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы должен организовать учитель.

Частично преодолеть трудности при формировании патриотических качеств младших школьников нам помог УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение представлено авторами Л. А. Ефросининой и М. И. Омороковой.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Н. Ф. Виноградовой - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей. В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Огромное значение в патриотическом воспитании учащихся имеет приобщение их к духовной жизни литературных героев - носителей лучших черт национального характера. Искренняя взволнованность на уроке, непосредственность и сила переживания в процессе приобщения учащихся к миру образов произведения, разбуженная этим творчеством жизнь школьников, безусловно, способствует формированию убеждений патриота, гражданина, личности, способной к активному проявлению велений своего ума и чувств.

Методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведений. Широко привлекаются практические действий учащихся (подчеркивание, пометы, перегруппировка текста), изобразительная деятельность, игровые приемы, письмо (дописывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Невозможно представить уроки литературного чтения без произведений А.П.Гайдара и Л.Пантелеева, герои которых смелы, решительны, способны на героические поступки, отличаются высокой нравственностью, ценят дружбу. Авторы учебников предлагают нам несколько рассказов этих замечательных писателей. Читая и анализируя произведения, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках добра и зла, возможностях человека и его месте в мире. Через чтение литературы перед нами раскрываются ярчайшие страницы героической истории нашей Родины. При чтении книг о революции, гражданской и Великой Отечественной войнах мы осмысливаем то, что нам угрожало и что отстояло старшее поколение. Читая о героях былины «Волх Всеславович», легенды «О граде Китеже», «О покорении Сибири Ермаком», героической песни «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» мы глубже проникаемся чувством долга, ответственности за судьбу Родины.

В УМК «Начальная школа XXI века» под ред.Н.Ф.Виноградовой присутствует дополнительная литература в учебной хрестоматии: произведения русского фольклора, библейские предания, произведения русской классики, а главное - вводятся тексты о Великой Отечественной войне, о суровых военных буднях, о детях и их жизни в годы войны и послевоенное время.

Всё дальше и дальше уходят в голубую дымку события тех времён. Но очень важно, чтобы дети знали и помнили о боях под Москвой, о непокорённом Ленинграде, о великой битве на Волге, об освобождении Краснодара, о детях тех времен… Великие люди, великие события.

Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют «вооруженными конфликтами», террористические акты, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги, рассказы о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Но изучение только произведения этих авторов, недостаточно.

Немалый вклад в литературу о войне внесли кузбасские поэты-фронтовики. В своих стихах они рассказывали о трагических войнах событиях, непосредственными участниками которых были они сами. Талатливые кузбасские поэты – фронтовики: Михаил Борисов, Евгений Буравлев, Георгий Доронин, Анатолий Козлов, Владимир Мамаев, Михаил небоготов, Владимир Чугунов. Владимир Мамаев - самый, наверное, молодой из кузбасских поэтов, участвовавших в боевых действиях во время Великой Отечественной войны. Такими людьми должна гордиться Кузнецкая земля! Дети нашли о них информацию их стихи, поделились с классом. Затем это стало одной из рубрики нашей школьной газеты.

Проект по литературному чтению в 4 классе «Война глазами детей» является важнейшим средством патриотического воспитания детей.

Подготовка к выполнению проекта началась ещё в феврале, когда ребята принимали участие в конкурсе «Письмо дедушке», в неделе, посвященной «Страницам истории военных лет». Во время проведения месячника гражданско-патриотической работы дети подготовили утренник «Воинам Российской Армии посвящается», участвовали в спортивных соревнованиях, конкурсах инсценированной песни и стихов военной тематики.

На уроке литературного чтения предложили детям обсудить тему проекта, собрать интересную информацию, определиться, с кем они будут работать.

При выполнении проекта дети разбились на группы, пары, работали во время занятий по внеурочной деятельности, дома вместе с родителями искали материалы в Интернете, посещали библиотеку, подбирали стихи военных лет, отрывки из рассказов «Дети Кузбасса в годы Великой Отечественной», оформляли работы красками, фломастерами, карандашами.

На уроке ребята представили свои работы всему классу, читали стихи А. Суркова, М.Борисова, В. Мамаева, В.Измайлов инсценировали стихотворение А. Твардовского «Рассказ танкиста», исполнили песни: «Ленинградские мальчишки», «Казаки в Берлине», «Пусть всегда будет солнце». Урок прошёл интересно, на одном дыхании.

После урока и всех мероприятий посвященные Великой Отечественной Войне дети выпустили газету «Война глазами детей». Собирали, подготавливали материал, у каждого была своя рубрика, который потом печатался в школьной газете. Газету подарили всем классам и родителям на собраниях.

Считаю, что проектная деятельность учащихся не только позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, но несёт в себе большой воспитательный потенциал.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!