СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Военно-патриотическое воспитание в свете требований Федерального государственного стандарта в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                             Кириллова Надежда Леонидовна,

 учитель начальных классов    высшей квалификационной категории

МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»  

Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Набережные Моркваши

 

« Военно-патриотическое воспитание в свете требований

Федерального государственного стандарта в начальной школе».

 

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность-  самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

      Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом плане невозможно переоценить.

      В свете требований Федерального государственного стандарта по военно - патриотическому воспитанию в начальной школе предлагается использовать КРАЕВЕДЧЕСКУЮ РАБОТУ как форму воспитания.

      Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины.

      Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование культурного человека .

      Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе.    Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое. Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

      Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осуществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспечен.

     Мероприятия военно-патриотического воспитания должны планироваться с учётом возрастных особенностей младших школьников. Что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы?

     Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

      Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя составляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения.

       В школе   умело используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно   приглашаем  ветеранов войны. Они знакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей - пионеров и школьников.   Проводятся  военно - патриотические игры «Орленок»,»Зарничка».  Эти игры в основном  уже  забыты.   Возрождается тимуровская  работа ,ребята  оказывают  постоянную помощь ветеранам войныи труда   не только в дни праздников.

    Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Ежегодно проводятся  классные часы  посвященные символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ и РТ.        

    Ещё более доступной формой  является часы общения , их проводят юные пожарники, юные инспектора дорожного движения.

    Патриотическое воспитание   проводится  и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.

    Дисциплинированность как одно из важнейших качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга формируется именно на уроке.

    Когда и где в школе формируется высокая дисциплинированность - на уроках или в процессе внеклассной работы, в начальных, средних или старших классах? Ответить можно однозначно: и на уроках, и вне их, с первой минуты обучения в школе и до последней. Но, называя вещи своими именами, признаем: формирование дисциплинированности в таком диапазоне времени и пространства возможно лишь в тех школах, где есть коллектив учителей-воспитателей - единомышленников. А что является показателем, лакмусовой бумажкой наличия такого коллектива (т. е. настоящего, а не только по штату) в школе? Единство требований учителей к учащимся -  на уроке и вне урока и т. д.

    Поэтому, если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда прежде всего сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.

Чисто ли в школе? Един ли стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т. д.? Все ли уроки начинаются и заканчиваются строго по звонку? Каждый ли учитель умеет выслушать ученика до конца, не позволит себе кричать на своего воспитанника, делать замечания в оскорбительной, унижающей достоинство ребенка форме? Все эти и многие другие вопросы - составные части одного большого вопроса: есть ли настоящая школа?

    Единство требований учителей в области военно-патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся.

     Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания.

  

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!