Кириллова Надежда Леонидовна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Набережно-Морквашская СОШ»
Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, село Набережные Моркваши
« Военно-патриотическое воспитание в свете требований
Федерального государственного стандарта в начальной школе».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом плане невозможно переоценить.
В свете требований Федерального государственного стандарта по военно - патриотическому воспитанию в начальной школе предлагается использовать КРАЕВЕДЧЕСКУЮ РАБОТУ как форму воспитания.
Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины.
Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование культурного человека .
Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое. Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.
Хорошо, когда школьная поисковая краеведческая работа согласуется с работой местных государственных музеев или осуществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспечен.
Мероприятия военно-патриотического воспитания должны планироваться с учётом возрастных особенностей младших школьников. Что можно сделать в целях становления защитника Родины в процессе учебно-воспитательной работы?
Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм - это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.
Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам, учителя составляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения.
В школе умело используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно приглашаем ветеранов войны. Они знакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей - пионеров и школьников. Проводятся военно - патриотические игры «Орленок»,»Зарничка». Эти игры в основном уже забыты. Возрождается тимуровская работа ,ребята оказывают постоянную помощь ветеранам войныи труда не только в дни праздников.
Представляют интерес уроки мужества, проводимые в начальных классах. Для участия в них в школу приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Ежегодно проводятся классные часы посвященные символике страны: создания Государственного герба, флага, текста и музыки гимна РФ и РТ.
Ещё более доступной формой является часы общения , их проводят юные пожарники, юные инспектора дорожного движения.
Патриотическое воспитание проводится и на уроке. Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Практика показывает, что никакой интересно поставленной внеклассной и внешкольной воспитательной работой никогда не удается компенсировать пробелы, допущенные в деле воспитания на уроке.
Дисциплинированность как одно из важнейших качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга формируется именно на уроке.
Когда и где в школе формируется высокая дисциплинированность - на уроках или в процессе внеклассной работы, в начальных, средних или старших классах? Ответить можно однозначно: и на уроках, и вне их, с первой минуты обучения в школе и до последней. Но, называя вещи своими именами, признаем: формирование дисциплинированности в таком диапазоне времени и пространства возможно лишь в тех школах, где есть коллектив учителей-воспитателей - единомышленников. А что является показателем, лакмусовой бумажкой наличия такого коллектива (т. е. настоящего, а не только по штату) в школе? Единство требований учителей к учащимся - на уроке и вне урока и т. д.
Поэтому, если не будет достигнуто единство требований учителей-воспитателей в большом и малом, не выручит ни содержание учебного процесса, ни высокое индивидуальное мастерство отдельных учителей. Учит, воспитывает, дисциплинирует, прививает высокую культуру труда прежде всего сама организация учебно-воспитательного процесса, в которой не может быть мелочей, все «крупным планом»: и то, как учитель вошел в класс, как прошло взаимное приветствие, был ли заслушан рапорт дежурного по классу, в каком состоянии находится рабочее место каждого ученика, все ли готовы к уроку и т. д.
Чисто ли в школе? Един ли стиль оформления вестибюля, актового зала, лестниц и т. д.? Все ли уроки начинаются и заканчиваются строго по звонку? Каждый ли учитель умеет выслушать ученика до конца, не позволит себе кричать на своего воспитанника, делать замечания в оскорбительной, унижающей достоинство ребенка форме? Все эти и многие другие вопросы - составные части одного большого вопроса: есть ли настоящая школа?
Единство требований учителей в области военно-патриотического воспитания учащихся находит свое конкретное выражение в продуктивном школьном режиме, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Четкий режим школьной жизни, учебной работы и внеурочных занятий является важным, эффективным фактором воспитания дисциплинированности у учащихся.
Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания.