СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»

Просмотр содержимого документа
«Военно- патриотическое воспитание студентов техникума в системе работы преподавателя ОБЖ»»


Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

Суворов А.В

Актуальность  проблемы патриотического воспитания.

Вопросы патриотического воспитания учащейся молодежи постоянно находятся в центре внимания общества и государства. Проблема патриотического воспитания молодежи, умеющей ценить и отстаивать демократические права и свободы, является весьма важной и актуальной для любой страны. Россия не исключение. В нашей стране эта проблема актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского пат­риотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрес­сивности и падения престижа военной службы она еще больше обострилась. У значительной части призывни­ков отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают её как неприятную неизбежность и неблагодарную повин­ность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственно­сти. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооружённым Силам, воинская честь и достоинство - эти понятия утрачивают в глазах призыв­ной молодёжи свою значимость. Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных подростков. Поскольку образовательные учреждения по-прежнему является одним из самых действенных социальных институтов, то на педагогов возлагается непростая задача – воспитать и обучить поколение людей убеждённых, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и ёмким словом «патриот». В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю: создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности на уроках ОБЖ.

Социально-педагогическая сущность патриотического воспитания.

Коренные преобразования в стране конца XX — начале XXI века сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. События последнего времени подтвердили, что эти изменения оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. Детская преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и другие проявления “свободного образа жизни” достигли таких размеров, что поневоле заставляют задуматься, есть ли будущее  у подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают  юноши – будущие защитники Родины. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Взросление будущего гражданина и патриота своей Родины начинается в семье и в общеобразовательных учреждениях, в связи с этим одним из важнейших направлений учебно-воспитательной работы обозначено гражданско-патриотическое воспитание.

Что же такое патриотизм?

Патриотизм - довольно сложный социально-исторический, культурный и духовный феномен, который включает в себя объективные и субъективные проявления, имеет свою структуру и динамику.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Идея патриотизма сегодня претерпела определенные изменения, она может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция молодежи, обеспечивающая её готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Сегодня мы должны понять, что патриотическое воспитание является необходимым условием существования страны.

Цель патриотического воспитания: создание условий, способствующих патрио­тическому, физическому, интеллектуально­му и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.

Основные задачи патриотическо­го воспитании: подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии. Воспитание гражданственности, патри­отизма и любви к Родине, формирование профессионально значи­мых качеств и умений, верности конститу­ционному и воинскому долгу, воспитание бережного отношения к ге­роическому прошлому нашего народа, зем­лякам, физическое и духовно-нравственное развитие подростков, совершенствование ценностно-ориенти­рованных качеств личности, обеспечение ус­ловий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.

Основными принципами являются: принципы добровольности, взаимодействия, учета индивидуальных и воз­растных особенностей, равноправия и сотрудниче­ства, самостоятельности, ответственности, коллективности. В нашем образовательном учреждении патриотическое воспитание обучающихся - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у них высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Она спланирована и проводится по направлениям:

- урочная деятельность;

- учебно-полевые сборы;

- внеурочная деятельность;

- учебный кабинет.

Патриотическое воспитание через урочную деятельность.

Стержнем деятельности по военно-патриотическому воспитанию подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определённых понятием «патриот».

В программе курса 10 класса предусмотрен раздел «Основы военной службы», в процессе изучения которого подростки знакомятся с историей создания Вооружённых Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск.

Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах: «Патриотизм и верность военному долгу – качества защитника Отечества», «Памяти поколений - Дни воинской Славы», «Дружба и воинское товарищество – основы боевой готовности частей и соединений», «Государственные символы Российской Федерации», « Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы», « Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе».

В курсе дисциплины ОБЖ в 11 классе содержится раздел «Основы воинской обязанности и обороны государства», где даются понятия о воинской обязанности, военной присяге, происходит знакомство с правовыми основами прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих и законодательством РФ в области обороны.

На данных уроках мне помогают видеозаписи телепрограммы «Служу России», учебные диски, наглядные изображения. На занятиях по теме «Организация воинского учёта и его предназначение», «Обязательная подготовка граждан к военной службе» приглашаю специалистов военно-учетного стола, бывших выпускников, отслуживших срочную службу в ВС РФ, воинов- контрактников. Ребята рассказывают об армии, о своих друзьях, о военной технике, о том, что им дала служба в Российской армии. Такие беседы с «живыми легендами» благотворно влияют на старшеклассников, развеивают страх перед армией, пробуждают желание тоже быть полезными своей стране.

В процессе совершенствования собственной педагогической деятельности я уделяю внимание уважительному отношению к историческому прошлому, традициям нашей страны в системе защиты национальной безопасности. На уроки приглашаются воины-афганцы, участники чеченской компании, оживающие на территории нашего поселка. В 10-11 классах в разделе «Основы военной службы» провожу мысль, что патриотизм для военнослужащих проявляется , прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость.

Осуществлять эту задачу мне помогают разнообразные формы и методы обучения. В своей работе я применяю различные активные формы познавательной деятельности, это: семинары, диспуты, обсуждение сообщений, ролевые игры, видеоуроки, ситуационные задачи, экскурсии, практические работы, защита рефератов, практикум, смотр знаний и умений. В процессе преподавания курса ОБЖ использую следующие типы уроков: - урок изучения нового материала,- урок применения и совершенствования знаний, умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-практикум.

Важное место в учебной работе занимает самоконтроль (рефлексия) и контроль. Мною разработаны тестовые задания по разделам курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-х, 11-х классов , которые предназначены для контроля изученного материала на предыдущем уроке или для закрепления знаний по определенной тематике или разделу. В тестовые задания включаются некоторые вопросы, интегрированные с другими предметами (история, физика, химия, биология) для расширения кругозора обучащихся, или носящие воспитательные моменты, которые непосредственно связаны с изучаемым материалом.

Таким образом, процесс патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются мною при организации образовательной деятельности.



Патриотическое воспитание через военно - полевые сборы.

Военно-полевыми сборами завершается учебный курс 10 класса. Они вызывают у обучающихся особый интерес и мотивацию, проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ , приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе и защите своей Родины. Сборы проходят на базе нашего образовательного учреждения, подшефной воинской части г. Мирный, исправительной колонии ИК-29.

На сборах подготовка проходит по следующим направлениям:

- Истории и боевые традиции Вооружённых Сил России даёт знания истории создания РВС, боевых традиций Вооружённых Сил России их состава, структуры, организации управления и комплектования, государственная и военная символика России, история, состав и символика ВС. Воспитывает у подростков чувство гордости за наше Отечество и его Вооружённые Силы.

- Занятия по огневой подготовке . Они позволяют юношам научиться обращаться со стрелковым оружием, производить прицеливание и выстрел из стрелкового оружия, развить выносливость, меткость, выдержку, отработать правильное дыхание при стрельбе и метании гранат.

- Занятия по строевая подготовке. В ходе отработки строевых приёмов юношам прививаются навыки строевой подтянутости, выправки, развивается правильная осанка и координация движений, дисциплинированность и выдержка.

- На занятиях по уставам Вооружённых Сил РФ – юноши изучают основные положения общевоинских уставов и законов РФ по воинской обязанности и военной службе, обязанности, права, гарантии социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

- В ходе физической подготовки у юношей развивается сила, выносливость, ловкость, координация движений, вырабатываются скоростные и волевые качества.

- Занятия по радиационно-химической и биологической защите позволят юношам закрепить знания о современных средствах массового поражения и методах выживания в условиях их применения. Отработать умения и навыки в пользовании индивидуальными средствами защиты. Научиться пользоваться приборами радиационного и химического контроля.

- Изучение медицинской подготовки позволяет юношам приобрести знания, умения и навыки в правилах оказания первой помощи и самопомощи при различных травмах и ранениях.

Юноши все , без исключения проходят сборы, успешно сдают все нормативы. Огромное значение имеет посещение воинской части. Там ребята воочию знакомятся с бытом, распорядком дня, досугом военнослужащих. Имеют возможность пообщаться с ними и командирами, задать интересующие их вопросы.

Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность.

Не умаляя роли урока в основе воспитательного процесса, я убеждена, что образование должно работать на результат. Но на результат в патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся.

Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, который закладывает основы морально-психологической подготовки, способствует физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.

Внеурочная деятельность как компонент системы патриотического воспитания и обучения является логическим продолжением урочной деятельности. Мероприятия, проводимые в рамках внеурочной работы стали традиционными- это:

- уроки Мужества,

- посещение музеев,

- военно- спортивный праздник «Парни на старт!»,

- показательные выступления выпускников « Моя готовность к службе в армии»,

- соревнования по прохождению военно-спортивной эстафеты в спортивном зале с элементами тактической, медицинской, огневой подготовки,



- день призывника,

- беседы, посвященные памятным датам в истории вооруженных сил,

- встречи с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий, воинами интернационалистами,

- вахта памяти,

- посещение воинской части, исправительной колонии,

- встречи с работниками военно-учетного стола, военкомата,

- выпуск газет на патриотическую тематику, оформление тематических стендов с информацией для будущих призывников,

- встреча с бывшими выпускниками, которые отслужили в ВС или служат по контракту,

- проведение анкетирования,

- участие в областной военно-спортивной игре «Салют».

Надо отметить , что ребята с большим желанием участвуют в этих мероприятиях.

Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих учеников. Они занимают призовые командные и личные места в соревнованиях различного уровня, достойно выполняют долг перед Родиной в армии.

Разумеется, это далеко не все возможные формы и методы воспитательной

работы с ребятами по воспитанию патриотизма. Но общие принципы этой работы можно сформулировать следующим образом: необходимо обеспечить добродетельную мотивацию подростков, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинственную непримиримость. Воспитание основам патриотизма – это нескучное назидание и морализаторство, а активный поиск оптимальных решений.






Роль кабинета ОБЖ в патриотическом воспитании.

В нашем образовательном учреждении достаточно хорошая материально-техническая база и методическое обеспечение по курсу ОБЖ. Ее развитию способствовали следующие факторы:

  1. Понимание администрацией важности и необходимости данного направления работы и, как следствие, выделение финансирования на приобретение инвентаря, оборудования и наглядных средств обучения.

  2. Интерес обучающихся к данной области знаний, что даёт возможность вести большую внеурочную по курсу ОБЖ.

  3. Тесное взаимодействие с воинской частью, общественностью, различными структурами местного уровня.

  4. Тесное взаимодействие членов педагогического коллектива, направленное на оптимизацию усилий по повышению эффективности патриотического воспитания.

Для проведения работы по основам безопасности жизнедеятельности на должном уровне имеется оборудованный кабинет. В кабинете имеются стенды по гражданской обороне, по основам военной службы, по Дням войнской славы России, по огневой подготовке, погоны и эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации , по правилам оказания первой помощи. Имеется необходимый комплект учебников, методическая литература для преподавателя . Разработан тестовый материал по всем изучаемым темам.

Для кабинета ОБЖ приобретены и оборудованы :

  • видеоматериалы по разделам учебной программы;

  • 2 автомата, оборудованы столы для разборки и сборки автомата;

  • 2 пневматических винтовки и переносной тир;

  • Элементы полосы препятствия;

  • Гири, гранаты, муляжи мин, мишени, наглядность по правилам прицеливания и корректировке стрельбы;

  • Камуфляжная форма,

  • Мультимедиа.

Для подготовки юношей к военной службе я в рамках взаимодействия с другими учреждениями и организациями имею возможность временного использования недостающего дорогостоящего оборудования и инвентаря (автомата Калашникова, пистолетов, ОЗК, учебных мин и гранат). В кабинете есть фотографии и информация о парнях – выпускниках , призванных в ряды Вооружённых сил РФ, проходящих службу по контракту. Таким образом, кабинет ОБЖ играет большую роль в осуществлении патриотического воспитания обучающихся.

Заключение

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой, педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания и воплощают в педагогическую практику содержание образования. Выпускники старших классов пребывают в том возрасте, когда перед ними открывается новая, взрослая жизнь. Для юношей она начинается со сложного испытания в виде военной службы в Вооруженных силах. Военная служба – это жизнь, подчиненная особым, причем достаточно строгим законам, в которой для молодого человека все пугающе незнакомо, непонятно. Сможет ли призывник безболезненно войти в эту жизнь и выдержать ее, особенно на первых порах, в немалой степени зависит от преподавателя ОБЖ. Однако прежде, чем помогать будущему воину, педагог должен хорошо представлять, что есть человек в семнадцать лет, каковы его мироощущения, в каких знаниях он нуждается в преддверии военной службы. Для преподавателя, взявшего на себя нелегкую, но благородную задачу – заложить первые кирпичики в основание духовно-нравственной крепости будущего защитника Отечества, надо ясно видеть конечную цель своей работы.

Работая над данной проблемой, я могу говорить лишь о промежуточных результатах своей деятельности по созданию системы патриотического воспитания. За пять лет своей педагогической работы со старшеклассниками как преподавателя ОБЖ мне удалось:

  1. Создать модель патриотического воспитания учащихся старшей ступени, которая систематизирует урочную и внеурочную деятельность по ОБЖ.

  2. Структурировать развитие патриотического воспитания старшеклассников через спортивное ,военное и досуговое направления.

  3. Подобрать эффективные технологии, методы, приемы для организации теоретических и практических занятий по предмету.

  4. Выстроить сетевое взаимодействие с подшефными военными и социальными организациями поселка ,района , области.

  5. Повысить мотивацию у подростков к изучению основ военной службы.

  6. Способствовать развитию познавательного интереса к родному краю, к своей малой и большой Родине, чувства гордости за страну.

  7. Обеспечить условия для самовыражения и развития творческого потенциала, повышения общественного и личного статуса допризывника.

При анализе полученных результатов работы над проблемой патриотического воспитания, я увидела некоторые недостатки, над которыми планирую продолжить работу в следующие года.

Перспективы работы:

  1. Углублять и расширять деятельность по развитию патриотического воспитания старшеклассников.

  2. Продолжать поиски новых форм организации деятельности обучающихся.

  3. Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов обучающихся и их родителей.

  4. Совершенствовать учебно-материальную базу кабинета.







Литература
  1. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».- М, 2010

  3. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

  4. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

  5. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий

  6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.



12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!